29 марта 2024, пятница, 14:10
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

В чем дело, брат?

Был бы человек, а дело найдется — создается впечатление, что по такой формуле сегодня действуют следственные органы, когда речь заходит об одном вполне конкретном человеке — Алексее Навальном. Дел там уже несколько, и накануне второе из них получило дальнейший ход. Следственный комитет сообщил следующее: «Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации Алексею Навальному и его брату Олегу Навальному предъявлено окончательное обвинение в совершении хищений путем обмана денежных средств ООО «Ив Роше Восток» в сумме свыше 26 млн. рублей и ООО «Многопрофильная процессинговая компания» в сумме свыше 4 млн. рублей (ч.4 ст.159 УК РФ), а также в легализации денежных средств в сумме более 21 млн. рублей (п. «а» ч.2 ст.174.1 УК РФ)». А также пообещал, что в ближайшее время планирует «завершить расследование данного уголовного дела и предъявить его материалы для ознакомления потерпевшим, обвиняемым и их защитникам».

Навальный на это отреагировал в своей коронной манере. «Такие новости. В каком-то смысле они очень хорошие: мы всё делаем правильно и они боятся», - записал он у себя в блоге.

То, что в центре этой истории стоит человек, а не абстракции, вроде законности или справедливости, можно понять из того же сообщения СКР. «Алексею Навальному и его брату Олегу Навальному» - сразу видно кто для истории (в смысле для Следственного комитета) более ценен. Не скажешь же такого про братьев Аскольда и Эдгара Запашных — там тоже кто-то из них главнее, но так оба были доверенными лицами Путина и кажется, что равны в сознании россиян (а стало быть и следователей).

СК как бы прозрачно намекает, что дела брата Навального его интересуют в лучшем случае во вторую очередь. Дела, может, и впрямь сомнительные, но чтобы с таким рвением штамповать уголовные дела против конкретного человека — тут видна заинтересованность следователей. Фактически, все дела против Навального, несмотря на разные составы, можно вполне объединить в одно большое дело о том, «какой Алексей Навальный нехороший человек».

 
Александр Бастрыкин

Причина для заинтересованности у следователей, безо всяких сомнений, имеется. В начале июля 2012 года неплохое ускорение следствию придал глава СК Александр Бастрыкин. Выступая на коллегии ведомства, он тогда обрушился на кировских следователей, которые спустили на тормозах «дело Кировлеса». «У вас там есть один человек по фамилии Навальный, уголовное дело. Почему его прекратили, даже не поставив в известность руководство комитета, а? Вся страна сегодня говорит об этом "распиле", переговоры опубликованы. Кроме мычания, никто ничего не услышал. У вас было уголовное дело против этого человека, и вы втихаря его прекратили. Я предупреждаю, когда вот такие сюжеты будут повторяться — мы с генералом отдельно разберемся, — прощения не будет и пощады не будет», - разнес подчиненных Бастрыкин.

После чего «дело Кировлеса» было передано в Москву, а там уж начали плодиться и другие дела с участием известного оппозиционера. Кажется, что без политической составляющей тут не обошлось — больно хотелось хоть как-то досадить Навальному, но его участие в организации беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года никак не «вытанцовывалось». Вот и пригодилась «чистая уголовщина».

А раз уж дело есть — то оно дойдет до суда, и спасти Навального может только заступничество кого-то из сильных мира сего или какая-нибудь локальная «политическая целесообразность». В его отношении такую мы уже видели, когда судья вынес в Кирове приговор в пять лет заключения, а прокуратура самостоятельно обжаловала после этого меру пресечения. Да и приговор в результате был вынесен только условный.

Сам Навальный тут уже выглядит чисто статистом. Дела доберутся до судов без его участия, в суде он вряд ли что-то сможет всерьез доказать и единственное, что ему остается, - ждать, не изменятся ли внешние обстоятельства.

Пока же власти предпочитают на Навального поддавливать, не давать ему спуску. Закончено одно дело — так не последнее. Выкопаем все, вплоть до того, как ты защищал диплом, получал адвокатский статус и таскал девочек за косички в первом классе. Кристально чистых людей не бывает и что-то да найдется. В конце концов, как гласила фейковая новость накануне выборов мэра Москвы, «Навальный не любит котиков». Аллергия на фамилию довольно сильна — партию Навальному зарегистрировать не дают, даже инициативную группу по реформе ЖКХ Мосгордума отказалась регистрировать.

Для власти в широком смысле слова в этих многочисленных процессах против Навального особого глобального смысла нет. Допустим, будет доказано, что Навальный — далеко не герой и борец за правду, а натурально жулик. Но вот ведь штука — его сторонников никакой приговор никакого суда ни в чем не убедит. Остальной массе населения можно доказать, что главный борец с режимом не так чист. Но это мало что даст в стратегическом плане, если вера власти в целом будет на том же, мягко говоря, невысоком уровне, что и сейчас. Просто придет другой человек, который оседлает тему «воруют все». Возможно, еще более опасный для действующей власти.

И тем не менее суды продолжатся, на Навального будут давить, уголовные дела так и будут висеть дамокловым мечом. Делу дан ход — дело не остановить. Тут уже своя, альтернативная логика, даже если завтра «Ив Роше» заявит, что все прощает братьям Навальным — уже не поможет.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.