29 марта 2024, пятница, 18:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 октября 2013, 14:56

Украл у государства — изменил Родине

Неутомимый борец за нравственность, против коррупции и за прочее хорошее против настолько же несомненного плохого и враждебного государству российскому депутат Ирина Яровая внесла законопроект. Это всегда немного тревожно, когда российские парламентарии занимаются своей непосредственной работой, ибо что на деле может выйти из-под из пера предугадать заранее сложно, а уж представить, как это будет исполняться, не могут даже сами авторы законов.

В поле зрения Яровой в данном случае попал такой вид преступлений, как хищение государственных средств. И она предложила ряд новелл, призванных наказать коррупционеров, что доят государственный бюджет с целью незаконного обогащения. То бишь пилят госзаказ в своих узкокорыстных интересах.

С этой идеей Яровая носится уже не первый год. «Нарушения требований выполнения муниципального и государственного заказов, выполнения оборонного заказа, хищение государственных и муниципальных средств - это помимо тех составов, которые уже есть. Ответственность за них должна быть выше, чем за экономические преступления. Считаю, что для них должен появиться нижний порог, а санкция должны быть увеличена до 20 лет лишения свободы», - под таким соусом Ирина Яровая год назад предлагала всерьез ужесточить наказание для коррупционеров и даже целую главу в раздел Уголовного кодекса «Преступления против государства».

Идея казалась сомнительной, да и остается такой до сих пор. По той простой причине, что собственности, будь она «гос» или чья-то личная — она и есть собственность. А наказание за хитрые манипуляции с чужой собственностью уже предусмотрены действующим УК и вводить новации, казалось бы, излишне. Более того: не вполне конституционно, ибо конституция России признает равенство всех форм собственности и равную для их владельцев защиту от неправомерного на собственность посягательство.

Яровая же по сути выделяет отдельный вид собственности «номер один» - государственная собственность, которую надо защищать лучше, по-иному, а наказывать за ее хищение надо жестче. Что вообще-то полное безобразие и «совок» в худшем смысле слова. Эдак легко договориться и до определения «граждане для государства» - формулы потенциально людоедской. Об этом мы уже говорили (см. Борьба с коррупцией уперлась в Конституцию), но Яровую такие возражения не смутили и она нашлась, что на них ответить.

 

Логика Яровой такова: хищения госсредств — это не просто кража собственности, это угроза государству. «Поскольку хищение бюджетных средств посягает не только на отношения собственности, но и на охрану интересов государственной власти, государственной, муниципальной и коммерческой службы, санкции законопроектной статьи 1641 УК РФ соотносятся с санкциями  статьи 290 УК РФ (Получение взятки) и серьезным образом ужесточают ответственность за такое преступление», - говорится в пояснительной записке законопроекта.

«В частности, согласно законопроекту, за хищение бюджетных средств в особо крупном размере  (свыше 6 млн. рублей), организованной группой или при исполнении государственного контракта по государственному оборонному заказу, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет», - продолжает депутат.

Интересен выбор статьи, которую предлагается дополнить карами для казнокрадов. Статья 164-я УК в нынешней редакции — это статья о «хищениях предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность». Новая статья 164/1 будет, таким образом, равнять «Троицу» Рублева и тонну мазута на отопление. Звучит абсурдно, но такова логика законопроекта Яровой. И приравнивать распил к преступлению против госвласти наряду не только со взяткой, но и госизменой и насильственным захватом власти. Но при этом статья будет не в соответствующем разделе, а все-таки там, где речь о преступлениях против собственности идет.

То есть опять-таки — Яровая констатирует, что есть собственность, а есть - госсобственность и собственность государственных компаний (законопроект, кстати, использует именно эту странную формулировку, а не «компания с госучастием». Вероятно, это просто ошибка автора и она безграмотно обозначила «Роснефть» и «Газпром»), защита которой для государства и народа эквивалентна защите государственных границ и защите от экстремистов. Собственно защита государственной собственности и становится защитой для государства.

Получается очень символичное смешение государственной власти и собственности — характерная для современной России черта. Для СССР она тоже характерна, но там-то чистый госкапитализм (в смысле капитализм, при котором главным эксплуататором и собственником средств производства выступает государство) был, а у нас все-таки какая-никакая, но частная собственность.

Получается следующая система ценностей. Государство есть корпорация, которая не хочет плохого освоения своих средств и готово за это карать. А вот пусть граждане друг у друга воруют — это не возбраняется.

Государству, конечно, нужно с коррупцией бороться (впрочем, кажется излишне повторять, что ужесточение ответственности прямо на преступность не влияет), но наверно не путем установления очередных специальных режимов для специальных видов деятельности. И не путем регламентации всего и вся и расстрела на месте за «пять колосков». Как-то иначе должна ответственность устанавливаться и как-то иначе ограждаться процесс освоения бюджета от нечистых помыслов.

Ну установят драконовские меры — и откатывать будут дороже и аккуратнее. Или наглее и больше — тут вопрос, а сможет ли наша правоохранительная система (увы и ах, подверженная коррупции) последовательно применять новые нормы и будут ли они вообще востребованы. Проблема в России, например, с соблюдением одного из базовых принципов — неотвратимости наказания. Если бы неотвратимость и равенство всех перед законом хоть в каких-то рамках существовали (а депутаты не дебоширили безнаказанно на авиарейсах), то может и ужесточать ничего не надо было бы. Просто потенциальные коррупционеры знали, что не сегодня, так завтра им будет нехорошо. Пока такого нет, то и отрубание рук, и смертная казнь если и дадут эффект, то точно не массовый.

Так что содержательно законопроект Яровой ничего не дает для победы над коррупцией. Зато соответствует народным чаяниям. Народ-коррупционер жаждет крови чиновников-мздоимцев.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.