29 марта 2024, пятница, 13:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 октября 2013, 07:58

Back in как бы USSR

Михаил Захаров
Михаил Захаров

Если честно, я слабо сочувствую «узникам Болотной». По многим причинам. Самая главная — я далеко не уверен, что эти люди невиновны. Многие очевидцы (меня там не было и утверждать я ничего не могу) говорили, что кусками асфальта в полицию демонстранты и впрямь кидались, а это статья Уголовного кодекса. Но поскольку к суду у нас доверия особо нет (и понятно почему), а к правоохранительным органам, что дело «расследовали», доверия и того меньше, то вопрос «виновны или нет» как бы отступает на второй план. «Узники режима» и «свободу» - вот и весь сказ, вот единственное наклонение, в котором ведется «общественная дискуссия». А принять участие в такой «дискуссии», где с одной стороны слепая вера, а с другой дубина и тюрьма — дело неблагодарное.

При сомнительных аргументах обеих сторон (активной общественности, что видит в обвиняемых лишь проявления сущности кровавого режима и ничего более, и безмолвных, но упертых до нельзя правоохранителей, что в пустой пластиковой бутылке готовы усмотреть опасное для жизни и здоровья омоновца орудие) высказываться на тему «долой» и «свободу» было бы как-то странно — надо вроде бы требовать обстоятельного и независимого расследования, а не свободы для «политзаключенных» или наказания без суда. Те из них, чья вина явно дутая, должны быть немедля отпущены и им должна быть выплачена серьезная компенсация. А виновные за явно незаконный арест должны понести наказание. С остальными — ситуация сложнее.

Так я полагал до приговора одному из обвиняемых по «болотному делу» - Михаилу Косенко, а тут кое-что изменилось. Потому как его суд отправил на принудительное лечение, утвердив обвинительный приговор. Тоже, в общем, не новость: еще в ноябре 2012 года врачи Центра им. Сербского предлагали отправить Косенко на принудлечение. Объективные показатели у подсудимого были: он инвалид второй группы, поскольку получил во время службы в армии (тут приходится полагаться на рассказ его сестры) серьезную травму головы. После чего состоял на учете в диспансере, пил таблетки и никогда не был опасен для окружающих.

Получается следующее. Родная армия его искалечила на всю жизнь (сестра подозревает «неуставные отношения»), а теперь Родина на том же примерно основании (иных оснований у Родины вообще-то нет) говорит, что он опасен для общества и граждан и его следует изолировать за мифическое избиение сотрудника ОМОНа. Мифическое, ибо сам омоновец признался в суде, что не видел, кто именно его бил.

Это все многократно описано и неинтересно даже. Интереснее ассоциативный ряд. Те, кто решил вынести фигуранту дела ТАКОЙ приговор, либо основательно забыли недавнее прошлое, либо хотели бы его хоть в мелочах вернуть. Иначе приговора такого не могло бы быть. Косенко мог бы сесть или быть отпущен, мог быть признан виновным и осужден условно, но принудительное лечение...

 
Михаил Косенко. Фото: Андрей Винокуров / polit.ru

Это, граждане следователи и судьи, называется «карательная психиатрия», по крайней мере теперь этот случай точно будет вписан именно в этот смысловой ряд. И как бы я ни относился к «болотным узникам», но вам-то я должен точно сказать — вы не правы и ступили на довольно скользкую дорожку. Институт им. Сербского — они там еще должны помнить те времена, когда  их «светила» клепали антисоветчикам «вялотекущую шизофрению» и отправляли в специальные учреждения превращать борцов с советской властью в «овощей». Вне зависимости от того, действительно ли болен конкретный господин Косенко. Если на наших депутатов посмотреть, так сомнений не останется — по многим из них «дурка» плачет давно, и ничего, голосуют. Хотя, в периоды депутатской и чиновной ремиссии и с ними случаются прозрения — в питерском ЗакСе некогда предлагали проводить обязательную психиатрическую проверку народных избранников, но идея не прошла.

Советская психиатрия с ее «вялотекущей шизофренией» она ведь из чего исходила: ну не может нормальный, вменяемый человек искренне не любить советскую власть. Стало быть тот, кто власть публично не любит — невменяем. Стилистически приговор Косенко — человеку, несомненно, нездоровому — это возвращение именно к той парадигме мышления.

Неприятно и как-то тревожно становится за страну. Не потому, что полтора десятка разных людей сядут, в общем, не за то, в чем их можно было бы обвинить. А просто потому, что таково было решение «наверху». И не потому, что «новый 37-й» - он в худшем случае «новый 68-й». А потому, что из советских паттернов, что российская власть заботливо вытаскивает из запасника им. Михаила Андреевича Суслова и Юрия Владимировича Андрпова, приживаются самые убогие, неработающие и по-человечески противные.

«Ткачихи, управляющие государством» в лице бодрых медиа-лиц ОНФ, комсомольские проходимцы, уверенно бредущие во вторых рядах (готовые утащить все и продать всех), подхалимаж и местничество, казенный «патриотизм» без капельки здорового патриотического чувства. А вот остальное, сколько его не извлекай и не провозглашай приоритетом, не работает. Бесплатная медицина не становится бесплатнее и лучше. Спутники падают в прямом эфире. Ученые как уехали, так  не возвращаются, а инновации не растут массово даже в специально отведенных зонах. Даже с балетом там какие-то дрязги для бульварной печати, а хор Советской/Российской Армии исполняет на потеху публике песни из свежего Джеймса Бонда.

И сюда как раз карательная психиатрия ложится очень хорошо. Особенно карательная психиатрия «болотного дела». Раньше кого в психушки и по трюмам прятали? Творческую интеллигенцию всякую, распространявшую «вредные мысли» и не желающую каяться. А теперь? Похватали случайных людей на улице — и пытаются им на лицах нарисовать злобный оскал американско-березовского империализма. Причем, без задора, с каким-то ощущением вселенской грусти и даже тупости. Это как партия «Единая Россия» и приданный ей в усиление «Народный фронт» - вроде та же КПСС, но ведь не КПСС, а пародия, да еще и несмешная и даже нестрашная. 

Обидно получается — весь пафос речений мужей у власти выливается в создание плохой пародии на СССР. В этой пародии искренне и похоже на оригинал получаются только несколько вещей — глупость, лицемерие и хамство. Ни великих умов, ни великих героев, ни даже великих мерзавцев или великих палачей. Один сплошной картонный Николай Левичев, копия пародии на политика на пародийных выборах столицы пародийной империи пародийного зла.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.