«В этой акции экологии не больше, чем искусства в действиях Pussy Riot»

В Общественной палате обсудили недавнюю акцию активистов «Гринпис» с захватом платформы «Приразломная» в Арктике.

В начале дискуссии член Общественной палаты РФ, член рабочей группы по проблемам обращения с животными Денис Дворников поставил вопрос о том, где проходит та грань, после которой граждане имеют право на радикальный экологический протест. Он сделал отсылку к последнему случаю с задержанными активистами «Гринпис». На взгляд члена ОП РФ,  действия активистов можно рассматривать как провокацию, хотя действия властей он тоже не одобряет: «Вменяемая им статья - «Пиратство» - также не совсем адекватна содеянному».

Эту линию продолжил эксперт-консультант ОП РФ, член Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Александр Казаков. Он считает неправильной уверенность экологических активистов в том, что без подобных акций власти не слышит их мнение по природоохранным вопросам. Казаков считает, что действия активистов «Гринпис» при всей провокационности нисколько не помогают Арктике: «Содействовала ли эта акция природе Арктики? Мое мнение –нет. Даже та, спровоцированная информационная кампания больше выдвигала вопросов  о степени радикальности акции и правомерности участия в ней иностранных граждан. Зрители наших телеканалов, которые смотрят этот сериал, вряд ли думают об Арктике».

Руководитель управления политических исследований ВЦИОМ поделился статистикой восприятия происходящего гражданами. По его словам, более 60% считают применяемые к активистам меры адекватными.

С наиболее резкой критикой «Гринпис» выступила член ОП РФ, гендиректор  Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова: «В этой акции экологии не больше, чем искусства в действиях Pussy Riot». Она свела все действия экологов к информационному противостоянию: «Подобные провокации создают негативный контекст в отношении России. Это явно действия иностранных агентов. Нужно отделять настоящих экологов от мнимых, занимающихся другими задачами». Однако ее заявление не встретило поддержки большинства собравшихся. Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Евгений Шварц  подчеркнул, что «Гринпис» не иностранная организация, а международная.

Большинство собравшихся оценили действия экологических активистов положительно. «Для чего гринписовцы провели эту акцию? Для привлечения общественного внимания к проблеме. Чтобы большой процент людей узнал о том, что происходит, и сформировал свою точку зрения. Действительно в этом смысле это провокация. А то, что им инкриминируется –  просто средство запугивания остальных. Про пиратство даже наш президент сказал, что это глупость», – резюмировал мнение большинства  экологов председатель Центрального совета  Российской Зеленой Лиги, член ОП РФ Сергей Симак. Он попросил не приписывать сюда какие-то политические мотивы. Симак считает, что активистам, спровоцировавшим акцию, надо дать премию.

Депутат Госдумы от фракции ЛДПР, заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам Максим Шингаркин также вступился за экологов и подчеркнул, что именно такими провокациями «Гринпис» и должна заниматься. Также он дал правовую оценку их делу: «Можно ли вешать плакаты на промышленные объекты в международных водах? Можно, если не создается угроза жизни и здоровью тех, кто на ней работает. Учитывая то, что они находились в международных водах,  реально приписать тут можно было либо спор хозяйствующих субъектов, либо пиратство. «Гринпис» просто жаждал такой реакции. Я уверен, что они даже сухари брали с собой. Благодаря их задержанию все узнали об этой проблеме».

Руководитель энергетической программы «Гринпис» Владимир Чупров рассказал, что подобные акции его организация проводила и в других странах, в том числе и в Великобритании. Но во всех случаях приговор суда был оправдательным.

На обсуждении присутствовал Сергей Медведев, заместитель декана по международным связям факультета НИУ ВШЭ. Недавно на него обрушилось пристальное внимание СМИ за его предложение России отказаться от хозяйственной и военной деятельности в Арктике. Общественность восприняла его заявление как предложение отказаться от этой территории. Он разъяснил свою позицию: «Никто не собирается отнимать у России ее регион. Я - жертва шельмования и травли... Конечно, то, что я предлагал - абсолютная утопия. В свое время международное сообщество сочло возможным отказаться от территориальных претензий, хозяйственной и военной деятельности в Антарктиде и сделать ее всемирным заповедником. То же самое было бы хорошо и для Антарктики».

Медведев подчеркнул, что в случае разлива нефти или другой экологической катастрофы в Антарктике среди основных пострадавших окажется как раз Россия. А втянут в эту историю, по словам Медведева,  он оказался почти случайно, прокомментировав один из «ура-патриотических» комментариев в социальных сетях.