28 марта 2024, четверг, 14:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 сентября 2013, 18:23

Места надо знать

Кадр из фильма, kinopoisk.ru
Кадр из фильма, kinopoisk.ru

«Интимные места», первый в России фильм, повествующий о наших инверсиях-перверсиях и сексуальных «девиациях», наконец, вышел в широкий прокат. Свершилось.

Признаться, опасения у меня были, и не у меня одной: сербский «Клип» Минкульт запретил, вышли, один за другим, законы о нравственности (не знаю, как здесь писать это слово, в кавычках или без оных), школьная программа по литературе была оскоплена по непонятным соображениям...Ну, сами понимаете…

Агентство РИА-новости – в преддверии проката – показало картину журналистам, а дальше, я надеюсь, воспоследует ее победное шествие по экранам столицы и других городов нашей необъятной родины.

Откуда такая уверенность? – спросите вы. В кино сейчас ходят мало, все больше на американское, жанровое: кому сейчас нужны какие-то там «интимные», непонятно чьи к тому же, не Анджелинины же Джоли - «места»?

Да вот, господа, в том-то дело.

Авторы «Интимных мест», Наталья Меркулова и Алексей Чупов, обращаются посредством своей картины к вам лично, глядя в лицо собеседнику. Прямо и без обиняков. Не прикрываясь ни стыдливыми эвфемизмами, ни культурным флером, ни иносказаниями иного рода – разговор, мол, у нас будет такой вот, простой и понятный, о том, дескать, что бы вы хотели знать о сексе, но стеснялись спросить.

Но если у стародавнего фильма с таким же названием («Все, что вы хотели бы знать о сексе, но стеснялись спросить») вечного пересмешника Вуди Аллена эти самые «девиации» были как следует высмеяны, то Чупов и Меркулова отнеслись к нам с большей чуткостью: и то правда, наш коллективный и личный опыт пока еще  настолько беден, что, ей-богу, не до смеху.

Этим фильм и ценен: он, как я уже сказала, первый в своем роде – ничего подобного пока что в российском кино не было, да и когда еще будет, неизвестно. Да и будет ли вообще…

Разветвленный сюжет, где герои микро-новелл пересекаются то в кабинете врача-психоаналитика (который и сам перверт, ясное дело, правда, в мягкой форме, без излишеств), то – чисто случайно – прямо на улице (скажем, в финале, который я не имею права пересказать по этическим соображениям), то еще где-то, рассказывает нам сразу несколько историй.

Скажем, озабоченной депутатши, на службе борющейся с надвигающейся на вверенную ей страну безнравственностью, а дома «сожительствующей» с … вибратором: пока, стало быть, в Госдуме ее коллеги с непроницаемыми лицами чертят график с кривой падения «духовных скреп» (к 2020 году эти скрепы, предостерегают депутаты, вообще не смогут ничего и никого удержать от низвержения в бездну разврата), бедная депутатша получает множественные оргазмы от видавшей виды пластмассовой игрушки…

История честного супруга, готового разделить ложе с какой  угодно страхолюдиной, лишь бы не прикасаться к собственной жене; троица, где две жены вступают в лесбийскую связь, оскорбленные цинизмом общего мужа; адюльтер, где муж чувствует влечение к любовнику жены…

И так далее и тому подобное: историй, как говорит продюсер фильма, было еще больше – что, правда, привело бы к расползанию картины, ненужным подробностям и лишним эпизодам.

И так – вполне достаточно: да и кто, как сказал случайный попутчик одному из героев картины, у нас не извращенец?

Действительно: природа сексуальности настолько потаенна, что я, например, нисколько не удивилась бы, узнав, что какой-нибудь там старенький профессор вечерами примеряет платье своей жены (кстати, такой эпизод как раз есть у Вуди Аллена). Но там, где Аллен беспощадно саркастичен, наши ребята – возможно, в русле отечественной традиции – мягко стелют. В прямом и переносном смыслах: постельные сцены здесь полны, помимо иронии, еще и сочувствия, человечности, тайной нежности к своим героям.

Это вам не «Пианистка» Ханеке, где за извращенным воображением героини крылись бездны фашиствующего сознания, не говоря уже о подсознании, где сам Маркиз Де Сад бы заблудился. И, конечно, не «Ночной портье», даже и не «Гибель богов», и, разумеется, не «Последнее танго в Париже», из какового наша депутатша как раз требует вырезать откровенные сцены. (Прямо как советский классик, ныне подзабытый, режиссер Сергей Герасимов, некогда возмущавшийся, что герои Бертолуччи используют сливочное масло с «грязными целями»: еще бы - у нас  в стране был вечный дефицит этого ценного продукта).

…Если в европейских фильмах за человеческими перверсиями стоит огромный культурный и исторический контекст, то за «Интимными местами» - картиной скромной но в своем роде пронзительной, - лишь принципиальный и жалостливый взгляд наших же соотечественников, в своей собственной жизни переживших свои же собственные перверсии и инверсии. Кстати, забавная деталь: долгие годы пребывавшие в неопределенном романе, Меркулова и Чупов, соавторы фильма, оба молодые и красивые, решили пожениться прямо на сцене «Кинотавра» - Алексей сделал Наташе предложение, получив приз за фильм.

Немного зная обстоятельства этой истории, смело могу заверить вас, что это не пиар-ход, а искренний порыв: делая картину, признаются они, мы кое-что поняли и в своих отношениях, тоже чрезвычайно запутанных.

Как, впрочем, запутанны и непонятны все на свете человеческие отношения - как бы мы сами, в терапевтических целях, ни смеялись над нашими же «извращениями». И не только «половыми», но и психологическими…

Между прочим, пусть это и не Бертолуччи, тоска по чему-то чистому и невозможному, чему-то такому, что должно пройти через испытание телом, так и пронизывает этот фильм. Где ирония, беззлобный смех, особая, славянская мягкость и создают между нами и героями дистанцию, и одновременно приближают их к нам на невозможно близкое расстояние.

Браво.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.