28 марта 2024, четверг, 13:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 сентября 2013, 16:12

Кто все эти люди

Обучение членов участковых избирательных комиссий и наблюдателей
Обучение членов участковых избирательных комиссий и наблюдателей
Фото: rcoit.ru

8 сентября москвичам предстоит выбрать себе мэра. Некоторые уверены, что от их голоса ничего не зависит — кто надо за них все давно решил. Такие люди дальше этот текст могут не читать — он предназначен для тех, кто собирается использовать свой голос, и заботится о том, как и кем он будет подсчитан.

Возможно, приходя на участок, кто-то ожидает встретить десяток жуликоватых членов комиссии и несколько пламенных наблюдателей, готовых на что угодно ради честного подсчета голосов. Реальность, конечно, намного сложнее. Цель этой статьи — помочь обычному избирателю разобраться, кого же он встречает на избирательном участке, и немного приоткрыть завесу над магическим миром российских выборов.

 
Избирательный участок

Для начала — о самой участковой избирательной комиссии (УИК). Формируется она решением вышестоящей, территориальной избирательной комиссии (ТИК) из, как правило, сотрудников близких к районным властям учреждений. Это образовательные заведения, социальные службы, ДЕЗы, расположенные на территории района фирмы. По одному члену комиссии  предлагают парламентские и просто известные партии. В Москве, например, много членов от Яблока и Гражданской платформы, хотя они не представлены ни в государственной, ни в городской думах. Большинство членов комиссии, однако, так или иначе зависят от районных властей. Вдобавок, председатель УИК (а это важная должность) напрямую назначается ТИКом.

Участковые комиссии этой весной были впервые созданы не под конкретные выборы, а на пять лет. На первом же заседании были выбраны заместитель председателя (в целом церемониальная должность) и секретарь комиссии (а этот человек уже играет ключевую роль). Именно секретарь занимается всей бумажной работой и организует документооборот. Без ведома председателя и секретаря никаких массовых вбросов произойти не может.

На предстоящих выборах заметное число председателей и секретарей будут исполнять свои обязанности впервые — в некоторых округах «новичков» будет до 50 процентов. Процесс голосования организовать непросто, и для того, чтобы хоть как-то помочь новичкам, на районных и окружных уровнях проводятся специальные обучающие семинары. На них председателям и секретарям комиссий раздаются руководящие и направляющие указания, а также они получают шанс пообщаться с коллегами.

«Библия» для работы любой участковой комиссии — Рабочий блокнот УИК. Это документ издается к каждым выборам, в нем (правда, без ссылок на конкретные статьи законов) дается пошаговая инструкция проведения голосования. Впрочем, несмотря на подробность, некоторые пробелы в Рабочем блокноте все же существуют, так что приходится штудировать еще и законы.

Если на участке стоят КОИБы (комплекс обработки избирательных бюллетеней, ими будет покрыто от четверти до трети участков в столице), то два человека проходят обучение по работе с этими аппаратами, получают специальный сертификат и головой отвечают за то, чтобы ничего не сломалось. Если все-таки КОИБы сломаются, или наблюдатели будут на законном основании требовать ручного пересчета бюллетеней, работа комиссии закончится не в 10 вечера, а ближе к полуночи (или еще позже).

 
КОИБ. Фото: Симон Жаворонков/polit.ru

Если обучение председателей и секретарей — вопрос, скорее, «политический», то операторов КОИБов интересует только техническая сторона вопроса. КОИБ — это, упрощенно говоря, сканер, размещенный над обычной урной. Человек опускает в него бюллетень, умная машина смотрит, в каком квадратике поставлен крестик (или другой значок) и в конце дня выдает результат голосования.

Управлять КОИБом достаточно просто, но машина устроена так, что сам оператор после нескольких минут общения с ней теряет способность к образному мышлению. Для работы КОИБа достаточно наличия двух клавиш — «Да» и «Нет». Оператору необходимо последовательно отвечать на задаваемые машиной вопросы, а для перехода в другой режим (например, закончить голосование и начать подсчет) придется одновременно нажать на обе клавиши.

К КОИБу даже прилагается мини-клавиатура, на ней нажимать соответствующие клавиши очень удобно (на всякий случай, если клавиатура сломается, две клавиши продублированы на задней панели). Простые избиратели, правда, клавиатуру не увидят — на время голосования она должна быть снята, чтобы ни у кого не было желания потыкать в кнопочки.

Программа для сканера приезжает из ТИКа на флешке, перед выборами можно распечатать все исходные данные: число кандидатов, время голосования и т. д. Проверка работы КОИБа происходит до выборов и при ней имеют право присутствовать наблюдатели.

 
Избирательные бюллетени. Фото: С. Жаворонков/polit.ru

Членам комиссии остается только вбить данные, которые хитрая машина знать не может — количество выданных бюллетеней, число зарегистрированных избирателей и т. д. После этого, опять же автоматически, подсчитываются контрольные соотношения — например, общее число избирателей не должно быть меньше общего числа выданных бюллетеней.

Вообще же оператор КОИБа должен уметь обращаться с проводами, класть бумагу в принтер и вежливо объяснять избирателям, что бюллетень надо засовывать непременно лицевой стороной вниз. При себе хороший оператор всегда имеет немного водки — она может пригодиться для протирки загрязнившегося сканера.

Среди членов избирательных комиссий, по крайней мере, в Москве, немало представителей оппозиции. Они туда попали по квоте от политических партий и теперь стараются продуктивно работать вместе с назначенцами от ТИКа. Практика показывает, что оппозиционеров комиссия старается ставить на работу с КОИБами. Это, в принципе, логично: люди пришли молодые, активные, разбирающиеся в технике — им сподручней справляться с инновационными технологиями XXI века. Так что с высокой долей вероятности на участках Центрального, Южного и Юго-Восточного округов Москвы человек, который разъясняет гражданам, как надо засовывать в урну бюллетень, назначен в комиссию от оппозиционной партии и зимой 2011-2012 годов выходил на Болотную площадь.

В интернете есть немало сведений о том, что КОИБы могут тайно связываться лично с Чуровым, чтобы получать от него задания, что в программу КОИБов встроены недокументированные возможности и прочие слухи. В реальности статистика показывает, что на участках с КОИБами выгодный власти кандидат практически гарантированно получает меньше голосов, чем на соседнем участке, который оборудован только уставшими сотрудниками ДЕЗа или школьными учителями.

 
КОИБ. Фото: Симон Жаворонков/polit.ru

Остальные члены комиссии никаких специальных функций не выполняют и, зачастую, даже не читают специально подготовленной Московской городской избирательной комиссией литературой. Они выполняют самую простую, нудную и в тоже время важную работу — выдают бюллетени и записывают проголосовавших в амбарные книги. Также пара отважных совершает обход жителей, которые не могут самостоятельно дойти до места голосования. Иногда приходится заходить в не совсем приятные квартиры, так что опытные «обходчики» всегда имеют в кармане оксолиновую мазь и бактерицидные салфетки.

Если оппозиционно настроенные члены комиссии могут постепенно склонять этот орган к честной работе, то наблюдатели, которых тоже можно будет встретить на участке, работают скорее «наскоком». Наблюдатели могут прийти на участок еще до начала голосования для того, чтобы лично понаблюдать за опечатыванием урн и проверкой КОИБов, если таковые имеются. Во время голосования наблюдатели могут свободно перемещаться по помещению для голосования и даже участвовать в обходе избирателей, которые решили проголосовать на дому. Каждому наблюдателю может быть выдана копия итогового протокола — эта бумага позволит в будущем кандидату оспорить результаты выборов на конкретном участке, если внезапно ТИКу придет в голову переписать протокол. После дня выборов, если все хорошо, наблюдатели уже никогда не встретятся с  членами комиссии, а значит, им будет не стыдно с ними ссориться, устраивать скандалы, писать жалобы и организовывать другие неприятные вещи.

Наблюдатели, формально, разделены на два типа — собственно наблюдатели и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Однако на практике, несмотря на несколько разные полномочия, люди с этими статусами занимаются ровно одним и тем же — контролируют работу комиссии в день выборов. Эти люди тоже обычно проходят несколько ступеней обучения, но только организуют все не многочисленные ТИКи и МГИК, а политические партии и просто общественные организации.

Хороший наблюдатель должен посетить хотя бы одну теоретическую лекцию, где ему расскажут о том, на каком основании работает комиссия, и чем руководствуются эти странные люди. Опытный лектор расскажет о нескольких наиболее распространенных способах фальсификации выборов и упомянет о том, какие именно непотребства, по слухам, планируется организовывать на текущих выборах.

Также добросовестный человек посетит практическое занятие — в последнее время стало модно проводить игры. Обучающимся выдают различные роли — член комиссии-фальсификатор, честный член комиссии, журналист, наблюдатель, избиратель, полицейский, провокатор, заезжий член ТИКа и т. д. Цель — наглядно показать новичкам, что может происходить на участке. Ведь даже подкованный юрист может быть психологически задавлен опытными в этом деле школьными учителями.

Наблюдателям, как правило, помогает целый штаб, в котором сидят юристы и специалисты по выборам — туда можно обращаться за советом. Также по району разъезжают мобильные группы — люди, которые готовы быстро приехать на участок и оказать квалифицированную помощь в случае чего.

Если у наблюдателей и руководства комиссии не сложится конструктивных отношений (это может произойти как из-за подготовки фальсификаций, так и из-за параноидальной внимательности, настырности и надоедливости наблюдателей) между ними начнет курсировать куча бумажек — жалоб и ответных решений комиссии — и вообще атмосфера на участке будет накалена настолько, что это почувствует даже пришедший туда проголосовать избиратель.

Остается надеяться, что заверения столичных властей в кристальной честности предстоящего голосования окажутся правдой, а многочисленные наблюдатели не станут намеренно изматывать комиссию мелкими придирками — к сожалению, российское избирательное законодательство настолько заковыристое, что идеально соблюсти его во всех мельчайших деталях практически невозможно. Даже если этого хочет избирательная комиссия.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.