29 марта 2024, пятница, 10:46
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

В поисках Моны Лизы

Мона Лиза
Мона Лиза

Недавно во Флоренции были начаты раскопки в базилике Сантиссима-Аннунциата (Basilica della Santissima Annunziata). Исследователи утверждают, что в случае успеха они смогут идентифицировать останки, принадлежащие Лизе дель Джокондо, изображенной на знаменитой картине Леонардо да Винчи.

История, которая привела к этим раскопкам, длится давно. Следует сказать, что у многих вообще возникали сомнения, действительно ли знаменитая «Джоконда» – портрет Лизы дель Джокондо, урожденной Герардини. Почему художник, частенько отказывавший в то время куда более именитым заказчикам, взялся выполнять заказ пусть благородного и состоятельного, но не слишком знатного и не чрезмерно богатого торговца шелком Франческо дель Джокондо?

Да и все доводы в пользу Лизы Герардини основывались всего на одном свидетельстве. Джорджо Вазари в биографии Леонардо писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло». Написано это было в 1550 году через три десятилетия после смерти художника. Сам Вазари картины не видел. Как можно верить такому свидетельству?

Назвали более десятка кандидатур модели: от любовницы Джулиано Медичи Констанцы д’Авалос до матери самого художника (версия Зигмунда Фрейда).

Назвали более десятка кандидатур модели: от любовницы Джулиано Медичи Констанцы д’Авалос до матери самого художника (версия Зигмунда Фрейда). И только в 2005 году нашло еще одно свидетельство в пользу общепринятой точки зрения. Доктор Армин Шлехтер (Armin Schlechter) работавший в Отделе рукописей и редких книг Библиотеки Гейдельбергского университета (Abteilung Handschriften und Alte Drucke der Universitätsbibliothek Heidelberg), каталогизируя книжное собрание, обнаружил на полях сборника писем Цицерона пометку. Ее сделал владелец книги – флорентийский чиновник Агостино Веспуччи, двоюродный брат знаменитого путешественника Америго Веспуччи. Агостино был лично знаком с Леонардо да Винчи. В том месте книги, где Цицерон писал о знаменитом античном художнике Апеллесе, Веспуччи позволил себе сопоставить Леонардо со знаменитым греком и сообщить, что сейчас художник работает над портретом Лизы Герардини. Скрупулезный Агостино Веспуччи даже поставил дату – октябрь 1503 года.

 
Запись Агостино Веспуччи

После этого свидетельства сомнения в личности модели сильно уменьшились. Но интерес к картине Леонардо ничуть не упал. Итальянский историк Джузеппе Палланти (Giuseppe Pallanti) сумел выяснить, где была похоронена Мона Лиза. Он обнаружил, что в завещании Франческо дель Джокондо, умершего от чумы в 1538 году, говорилось, что жена после его смерти будет жить с дочерью. Одна из дочерей – Марьетта – была монахиней во флорентийском монастыре святой Урсулы (Monastero di Sant'Orsola). Палланти принялся изучать архивы и обнаружил, что вдова Франческо дель Джокондо была похоронена в этом монастыре в 1542 году.

Тут в дело вступил Сильвано Винченти (Silvano Vinceti), историк искусства. Его отличает большой энтузиазм и умение привлечь к своей работе общественное внимание. Но, надо признать, что его изыскания порой приносят действительно сенсационные результаты. Например, ему удалось с высокой степенью надежности идентифицировать останки художника Караваджо, место захоронения которого четыре столетия было неизвестно. В 2011 году Винченти выдвинул версию, что моделью «Джоконды» был Джан Джакомо Капротти, ученик и (гипотетически) любовник Леонардо да Винчи. Тем не менее, Винченти энергично взялся за раскопки в монастыре святой Урсулы.

В успех раскопок мало кто верил. Слишком уж много раз перестраивалось монастырское здание. В 1810 году монастырь был закрыт и после реконструкции стал табачной фабрикой. Фабрика работала до 1940 года. Затем в здании размещали беженцев, потом  оно перешло Флорентийскому университету. В начале 1980-х здание было куплено государством, и в нем решили сделать казармы финансовой гвардии. Были начаты ремонтные работы, но в 1985 году решили, что здание не подходит для этих нужд, и более двадцати лет оно простояло в лесах, заброшенным. Никто не мог дать гарантию, что захоронения XVI века не были уничтожены во время строительных работ.

Удалось найти фрагменты трех женских скелетов. Но есть ли среди них тот, что принадлежал Моне Лизе?

Однако в 2011 – 2012 годах исследователям удалось найти фрагменты трех женских скелетов предположительно нужной эпохи. Но есть ли среди них тот, что принадлежал Моне Лизе? Для ответа на этот вопрос и понадобились раскопки в базилике Сантиссима-Аннунциата, к которым ученые приступают теперь. Именно там находился семейный склеп рода дель Джокондо, там должен быть похоронен ее сын. Если сопоставить ДНК останков из семейной усыпальницы и из монастыря святой Урсулы, то можно будет опознать останки Моны Лизы и, реконструировав ее лицо по черепу, увидеть, как же в действительности выглядела ее улыбка.

 
Базилика Сантиссима Аннунциата

Неизвестно будут ли в этот раз удачливы Винченти и его коллеги, но следует признать, что их проект – не первый случай, когда шедевр живописи заставляет потомков тревожить останки умерших. Правда, если в этот раз ученые стремятся найти запечатленную на картине женщину, в предыдущем случае все силы были направлены на то, чтобы доказать, что на полотне изображена не та, что лежит в семейной гробнице. Роду герцогов Альба, одному из самых знатных в Испании, никогда не нравилась легенда о том, как Мария Каэтана де Сильва, герцогиня Альба, позировала Гойе для «Обнаженной махи». Пусть прекрасная герцогиня нарисована на многих других картинах художника, но позировать обнаженной… Такого быть не могло!

В 1945 году семья предприняла эксгумацию тела герцогини из семейного склепа. Официально это было сделано для того, чтобы проверить версию об ее отравлении Мануэлем Годоем по приказу королевы Марии-Луизы Пармской. Такой слух действительно ходил сразу после смерти герцогини. Версия об отравлении не подтвердилась, врачи установили, что причиной смерти был менингоэнцефалит, вызванный туберкулезом. Однако, как утверждает Элизабет Нэш в книге «Мадрид. История города», у герцогской семьи была еще одна цель. Они намеревались, измерив кости покойной, доказать, что ее пропорции не соответствуют пропорциям женщины с картины. Но сделать это не удалось. Еще в эпоху наполеоновских войн гробница была разорена, часть останков прекрасной герцогини утеряна, и тайна «Обнаженной махи» осталась тайной.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.