29 марта 2024, пятница, 09:47
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 июля 2013, 09:20

Томск: предисловие к рефлексии

Сергей Градировский
Сергей Градировский

Томский мэр Николай Николайчук подал в отставку. В ситуации конфликта опытного мэра и начинающего губернатора, мужественный поступок совершил именно мэр. Прощальные слова мэра для всех обозначили причину ухода: курс развития города изменен, инновационное развитие научно-образовательного комплекса перестало быть целью развития региона; доходы города блокированы конфликтом, город и горожане не должны быть заложниками этого и кто-то должен уступить.

Я считаю, что в Томске было несколько гарантов развития (именно развития, а не типового роста), и из них важнейшим субъектом был мэр. Лично мне важны люди, с кем в принципе можно обсуждать сложные смыслы и кто без дураков может совершать поступки. Город - удивительный по сложности и красоте объект управления. И руководители, способные разбираться в инфраструктурах, обладатели инженерных мозгов (ведь город - это сложный инженерный объект), руководители слышащие экспертов, быстро обучающиеся, говорящие с горожанами, причем на улицах в прямом контакте (ведь город - это сложный социальный объект), руководители продолжающие верить в чуть-чуть трусоватых подчиненных и воодушевляющие их на труд, и при этом не опускающиеся на колени перед сильными мира сего - такие руководители редкость! Таких надо беречь. При этом было видно, что многие мэра недооценивали; плохо осознавали тот путь, который он прошел, как быстро рос и взрослел. И я предсказываю: многие о времени его служения городу будут вспоминать с грустью. 

Решение мэра взвешенное и своевременное, ибо важно покидать пост не в наручниках. В России такой уход - стал высокой квалификацией. Если конечно кто-то стал мэром для того, чтобы относительно стабилизировав ситуацию с ЖКХ и дорогами заняться вопросами своих друзей и родственников, такому мэру практически ничего не угрожает. Но если мэр имеет позицию политическую или радеет за не просто поддержание равновесия, но развитие родного города - он в зоне риска. И если вы понимаете что такое развитие, понимаете как оно связано со стратегий и сценированием, то вы точно понимаете, что это и есть политика, но не политика барская или крыс, а ставок и поступков. 

На моих глазах протекал долгий и непростой диалог мэра и губернатора. Я точно знаю, мэр не хамил. Никогда не переходил ни личностную, ни должностную границы. Проявление уважения к оппоненту - важнейшая черта этого конфликта. Я считаю, таким же был в этих взаимоотношениях и Жвачкин. Но мэр и не ложился под неразумные прихоти нового губернатора. Это крайне важно не только ради самоуважения, но и чести первого лица города. На кой черт городу лидер, который делает подлость в отношении, к примеру, бизнеса, под давлением требований вышестоящего должностного лица?

Я также испытываю печаль по поводу того, как мэра сдала Администрации Президента. Это так сегодня устроено, его скальп отдадут не потому что был предъявлен какой-то компромат, или было доказано, что мэр не справляется со своими обязанностями, или он грубо нарушил партийную единороссовскую дисциплину, но потому что первое лицо региона может сказать: он мне не нравится. И этого достаточно. Поймите меня правильно, я не рассматриваю здесь конкретное дело губернатора Томской области, так работает система. Помимо этических последствий вот такого управления страной, есть еще последствия катастрофического падения эффективности. 

Я собираюсь сделать публичную рефлексию томского проекта. Видимо уже в Москве, и видимо на площадке "Полит.ру". Теперь Томск - это кейс для всей России. Такой же как была и Пермь. 

Сейчас же кратко несколько добрых слов об эксмэре. Итак, 12 лет Николайчук отдал Томску. Из них 6 лет в кресле мэра. Я назову четыре его основных поступка. И я знаю цену подобным поступкам в России. 

Первый. Полный и бесповоротный отказ от согласования земли и уплотняющей застройки. Предыдущий мэр сел и сидит по сей день именно за эффективность данного механизма в личных интересах. Механизм нужно было уничтожать решительно, ибо он давно переоформил под себя социальное пространство города. Все привыкли. А бенефициаров процесса он особо устраивал. Николайчук решился, губернатор Кресс его поддержал, земля стала прозрачным аукционным приобретением. Мэр сильно рисковал, ведь ФСО мэрам не положено, а он уничтожил огромный рынок. Это было оформлено как спецоперация, и она принесла свои плоды: за 6 лет доходы бюджета от реализации земли вырос в 20 раз (с 23,5 млн в 2006 году до 464,5 млн в 2012 году)! Я другого такого города в России не знаю. 

Второй успех - это 66 км дорог в городе и создание нескольких развязок, изменивших пропускную возможность города в принципе. Если в 2006 году на дороги было потрачено 140 млн., то в 2011 свыше 2,7 млрд., в 2012 - 2,5 млрд., а в 2013 на момент отставки мэра никаких денег на дороги из областного бюджета вообще не было перечислено. Кто-то будет возражать, и действительно, это ведь не подвиг для Москвы с ее умопомрачительным бюджетом, но это приличный результат для небогатого полумиллионника России, когда у вас утвержденный годовой бюджет 8 млрд и только к концу года он поднимается за счет трансфертов до 12-13 млрд. Для сравнения 2012 году бюджет одного университета СПбГУ - 15 млрд. 

Третий - массовое оздоровление коммунальных предприятий:  

водоканал лежал на боку, тепловые сети - на другом боку, серьезные проблемы с горсетями и электротранспортом, когда тяговые подстанции и контактная сеть были полностью непригодны для нормальной эксплуатации, проблемы с Горсветом и Томскфармацией, в разваленном состоянии находилось трамвайно-троллейбусное управление. Только наведя порядок во всем этом, можно было мечтать о развитии. И именно здесь талант инженера Николайчука и пригодился. И не будь этого периода, лично мне было бы невозможно обсуждать с мэром амбициозные планы развития города-университета. Какие третьи места, какой кампус, когда в доме нет тепла или нельзя выехать с микрорайона?! 

Четвертый - сумасшедший для нашей бюрократии проект Томск 3.0 (проект построения города нового поколения - после Томска купеческого и Томска индустриального). Кто только мэра не отговаривал связываться с подобными смыслами: вы же по земле ходите, господин мэр! А он не побоялся продвигать принципиально новое, сложное содержание, рисковать своим имиджем, учиться, удивляться и перебарывать собственный страх. 

Упаси меня самого Боже от идиализации ситуации. И я подробно смогу рассказать о томском эксперименте в публичной рефлексии на "Полит.ру".

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.