28 марта 2024, четверг, 22:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Пугающие цифры

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ
Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

Представители власти очень обижаются, когда говоришь им, что созданные ими в политической сфере фантомы — натуральные фантомы. Скажем, на тезис «нет такой партии». И на разговоры социологов о том, что «Общероссийского народного фронта» никто не знает. И на то, что у этих структур рейтинг, согласно которому, они должны почти всегда проигрывать и коммунистам и несформированной либеральной партии. Ибо говорить так — сомневаться в эффективности проводимой представителями власти «политики».

В России наметился уже много лет назад кризис по этой самой части — по политическому менеджменту. Во главу угла были поставлены валовые показатели, а не качество, и понеслась. В результате было достигнуто конституционное большинство в Госдуме, набрано 99 процентов при такой же явке в Ингушетии в 2007 году (это — электоральный бред, сталинского типа, но было же), а по одному из участков, кажется, в Кабардино-Балкарии из примерно полутора тысяч избирателей проголосовали за «Единую Россию» примерно полторы тысячи: никто не захворал, не умер, не решил не голосовать. Примеров таких множество, но интерес в другом: популярность структур власти, властью не обладающих, все равно находится на уровне ну не статпогрешности.

Куда пойдет человек, если ему нужна помощь? Туда, где могут помочь: в полицию/милицию, в собес, в ЖЭК, к участковому, к друзьям и родственникам. Даже напишет на имя президента жалобу. И в последнюю очередь он пойдет к какой-то политической партии, даже пусть она и называется «партией власти». Не сложились в России политические институты представительства интересов граждан, увы.

Тому доказательством свежий опрос «Левада-центра», в котором явлено отношение к двум сформированным властью структурам - «Единой России» и «Общероссийскому народному фронту». Представители власти наверняка на эти данные будут смотреть с плохо скрываемым раздражением, ибо получается, что рейтинг «Единой России», мягко говоря, не блещет. «Имеет ли в своем активе партия свежие идеи?» Не имеет, утверждает опрос. Вернее: июле 2011 на этот вопрос положительно отвечали 57 процентов, а теперь 33. А вот считает, что таких идей нет — 47 процентов (в июле 2011 — 28). Партии конец.

Но может быть ОНФ или вернее «Народный фронт — за Россию!» придет ей на смену? Нет, говорят полстеры. Свежие идеи у «фронта» видят 26 процентов, а 36 — не видят. Еще 38 просто затруднились ответить, видимо, узнаваемость широко рекламируемой властью структуры все еще на уровне плинтуса. Тут с данными 2011 года сравнивать некорректно, тогда и «фронта» толком не существовало. Но то, что у новосозданной организации через два года, по мнению граждан, нет никаких новых идей — стало быть граждане не верят и в саму организацию. Прощай ОНФ, мы так и не успели тебя полюбить.

«Кем является «Единая Россия» и ОНФ?» «Единая Россия» - реальная политическая сила, ну по идее. И впрямь, так считает 34 процента (два года назад вроде бы 74), а вот против этого и за тезис «это марионеточная структура, управляемая из Кремля» - 47 (два года назад — 17). Право быть самостоятельной политической единицей за ОНФ признает 21 процент, отрицает такую вероятность 40 процентов. Но что важнее: 40 процентов затруднились ответить. Получается опять-таки, что за два года властные пиарщики не смогли доставить в мозги россиян простую мысль, что есть такая структура.

И кого они представляют? Показательны первые четыре ответа, тут даже динамики и процентов не надо. «Олигархов», «бюрократию», «директорский корпус» и «силовиков». По ОНФ те же 40 процентов затруднились ответить, но первые четыре самых популярных варианта — ровно они. Причем ЕР «партией олигархов» почитает аж 52 процента. В то, что партия и «фронт» выражают интересы тружеников верят 7 процентов оптимистов, и примерно столько же полагают, что все это в интересах врачей, инженеров и прочих специалистов.

ОНФ, таким образом, явно недораскручен, но уже испытывает все родовые болезни «Единой России». Плохая наследственность, что еще скажешь. У «Единой России» дела совсем плохи: падение в два раза, при таких нехитрых вопросах — это конец авторитету среди населения. Это вовсе не значит, что за партию или тот же ОНФ никто не будет голосовать. Соображение «других-то нет» или «другие еще хуже» никто не отменял, это во-первых. ВЦИОМ дает партии электоральный рейтинг на уровне 44 процентов — ниже, чем могло бы быть, но не так уж плохо. При условии, что ближайшие преследователи из КПРФ плетутся с 9 процентами, так и вовсе отлично. Тот же «Левада-центр» еще в мае считал, что электоральный рейтинг ЕР — 35 процентов.

Во-вторых, показательны популярные характеристики структур, как «бюрократических» или «директорских» - это вполне говорит о методах накачивания конкретной предвыборной поддержки. Партия и ОНФ воспринимаются как нечто, за что может убедить проголосовать «директор» или чиновник. А больше в этом и смысла-то никакого для отдельно взятого человека и нет.

Далее: имеется еще и фактор губернатора (если он популярен), лидеров общественного мнения и Путина. «Тулеев за Единую Россию» - если доступно объяснить избирателю, что только так губернатор может что-то для него сделать, то и голоса можно как-то наскрести.

Наконец, никто не отменял Кавказ и нацавтономии, а по ним опросы либо вовсе не проводятся (в Чечне, например, их долгое время в принципе не проводили — небезопасно), либо дают странные показатели, зато выборы там всегда с «правильными» результатами.

А может и впрямь просто «лажанули» социологи? Ну не бывает на более-менее ровном месте, без видимых экономических и политических причин падения в разы. Во-первых, бывает и не такое. Рейтинг Бориса Ельцина с 1992 года к началу 1995-го упал с уровня в 80 процентов (примерно) до 2-3 процентов, а потом за счет политтехнологий вырос до 30 к июню 1996-го. Во-вторых, фактор усталости населения от действующих товарищей. Сюда стоит добавить молодых губернаторов, которых в предыдущие пять лет навязал едва ли не половине регионов Кремль.

В третьих, рейтинг «Единой России» в предыдущие годы уже демонстрировал локальные проседания. Условная «Болотная площадь» тут, скорее всего, была симптомом тяжелой болезни системы взаимоотношений власти с населением (власти пытаются ее вылечить, но не выходит). «Единая Россия» просто выполнила свою роль — впитала весь негатив по отношению к «плохим боярам». С той поправкой, что замена ей не выходит пока.

И самый последний вариант, в порядке чистой конспирологии. Рейтинг ЕР и показатели ОНФ давно такие. Просто на столы в кремлевские кабинеты социологические службы кладут одни данные, а публике являют лишь согласованный вариант. Но вот случилась неприятность: вся договороспособность была как принцип отменена. 

И благодаря глупому закону об «НКО-иностранных агентах» та же администрация того же президента устроила нелегкую жизнь конкретному «Левада-центру». Взамен при этом ничего не дав и даже не извинившись. Ибо «за стеной» всерьез полагают, что соцопросы — это занятие политикой (ну у них за стеной — вернее на Старой площади — вообще забавные представления о реальности). И считают, что в своем праве диктовать кому и как заниматься социологией, историей, даже математикой.

В таком случае — предположим в порядке бреда — в НКО вполне могли почувствовать реальную угрозу закрытия и запрета на профессию. И напоследок выдать в эфир реальные данные. Если так, то во власти и стране не просто все плохо. Это уже развод.

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.