28 марта 2024, четверг, 15:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

О страшных сказках, экспедициях Института океанологии РАН и работе с пустотой

Космос на Земле. Антарктика 1
Космос на Земле. Антарктика 1
Михаил Розанов

Корреспондент Pro Science встретился с московским фотографом Михаилом Розановым - поговорить о том, как преподаватель Британской высшей школы дизайна оказался в экспедиции Института океанологии РАН.

Михаил, когда и при каких обстоятельствах вы отсняли на плёнку пустыню Гоби, Антарктику, Северную Атлантику?

В рамках проекта «Космос на Земле». Планируется, что он будет выставлен в московском Музее современного искусства.

Я снимал, наверное, год. Но когда начинал, про выставку не думал; мне тогда действительно хотелось снять серию – большую, космическую.

Под словом «космос» подразумевается красота, упорядоченное пространство - κόσμος - то, что противостоит первичному хаосу. На эту тему хотелось снимать вечные вещи, и я решил, что это айсберги, пустыни, льды и океаны. Потом  нашлась возможность попасть в экспедиции от Института океанологии РАН, где 2-3 раза в год такие выезды проводятся, - рейсы на месяц и больше.

Какие ощущения, когда неделя проходит в море, потом вторая, третья?…

 
 

Это хороший вопрос. Просыпаешься, потому что тебе говорят: «Доброе утро, корабельное время 7 утра». В 7.30 завтрак. А потом каждый за себя. Я был там со своим замечательным ассистентом Константином Гребневым (это мой бывший студент), мы снимали на пленку, потом на цифру, потом видео. Потом начали заниматься монтажом видео. Там очень красиво, туманы. Мы были в сентябре, когда нет горизонта и, соответственно, ориентиров; очень странные свечения происходят, всевозможные оптические эффекты  - например, два солнца. Белые радуги… и северное сияние - меня просто поразило, по ночам это что-то запредельное.

А что вы искали в Монголии?

Меня интересовала пустыня Гоби. Мы поехали двумя съемочными группами: я с Константином и Кирилл Овчинников с Евгенией Киллих.

Михаил Розанов родился в Москве 15 июля 1973. Работы находятся в собраниях:
Русского музея; ГМИИ им. Пушкина;
Московского Дома фотографии;
Музея Новой Академии изящных искусств;
Государственного Музея Архитектуры им. Щусева;
ГЦВЗ «Новый Манеж»;
Музейно-выставочного центра РОСФОТО.

Там другой мир. И  хотелось ему противопоставить нечто - ради разнообразия. А я снимал до этого пустыни Израиля - горы, бесконечные камни. В Гоби же были барханы, дюны, километры дюн; но самое поразительное - там все шевелится. Там очень плотный песок и все время ветер - ты видишь непрерывное движение песка под ногами.

Я и готовлю выставку как раз для того, чтобы показать изначальный порядок, который был до дел человеческих, и urban style – это параллельные процессы.

Все же космос и хаос. Для вас они пересекаются, они взаимообусловлены?

Одно из другого, и одно никогда не победит другое. Просто, знаете, у меня есть желание, чтобы произошла эта победа. Я знаю, что этого не будет. Но к выставке я готовил и правильно напечатанную фотографию, и потом эту  же фотографию, но напечатанную зеркально. Такая симметричная картина, двойная, чтобы показать - это нереальное, но желаемое пространство. А фокус в том, что я буду из ненастоящего пространства делать страшную сказку –  сверхупорядоченную. Я специально буду это всячески подчеркивать: фотографии будут большие – 1 на 1,25 м, и они все будут напечатаны вручную.

 
 

Я хотел бы сделать свой личный космос; условия для жизни, которые мне интересны и нравятся. А хаос для меня - это когда нет понимания, что делать, нет ясности цели, нет четкости мысли. Вообще нет никакой мысли, не то чтобы четкости.

Ваш взгляд - это некий взгляд из будущего в настоящее, но в каком временном континууме вы находитесь?

Мне очень нравятся абстрактные вещи, абстрактная фотография, кубизм. Мне очень нравятся идеи начала ХХ века - разложение и синтезирование пространства.

Кубизм предложил метод художнику и возможность разложить пространство на первоэлементы. Сначала - на крупные геометрические формы, потом - на более мелкие. Произошел отказ от линейной перспективы: она была не нужна из-за возможности одновременно с разных точек посмотреть на изображаемый объект. И не было точки сборки, в ней отпала необходимость. В конце появился синтетический кубизм - совершенно новый вариант видения мира.

 
 

Мне очень нравится все, что связано с супрематизмом. Я своим студентам неимоверное количество раз рассказывал про Малевича и про идею конструирования пространства, выход в беспредметное – это же вообще очень сложно представить! Выйти в абсолютно беспредметное поле.  К беспредметному нельзя прийти до конца, потому что зритель всегда ищет какие-то ассоциации. Это уход от системы координат - в супрематизм, где нет ни верха, ни низа. То есть - такое абсолютное Ничто.

Художники интерпретировали  порядок, исходя из каких-то моделей, – например, переход от двухмерного пространства к трехмерному,  от прямой перспективе к обратной. Насколько возможно сегодня подобное моделирование ?

Я не знаю. Сейчас я что-то не верю в эту возможность. Существует теория Иоганна Иоахима Винкельмана. И он о многом рассказывал: например - о высокой цели и о назначении искусства. И у него были теоретизации  о божественных мерцаниях искусства.

Просто первый раз божественное мерцание было над Древней Грецией, и, собственно, оно получилось в античности, потом - в искусстве Возрождения. И, наверное, далее - искусство модернизма:  какой-то огромный переворот в сознании, невероятный.

Есть базовые элементы – линия, точка и плоскость. Возможен ли переход от точки к линии, от линии к плоскости – и от плоскости куда-то еще?

Этим занимались самые разные художники. Начиная от Кандинского, который написал теоретическую работу на эту тему, - до Родченко, Малевича, Ласло Мохой-Надя.

Существуют два метода фотографирования. Первый - когда ты фотографируешь то, что ты видишь, фиксируешь реальность. А второй - когда ты занимаешься конструированием реальности, - то, над чем работали в начале 20-го века. Когда ты конструируешь, ты создатель, работаешь с первоэлементами. Мохой-Надь активно пропагандировал момент движения, очень много занимался именно этим, он же был и пионером кинетической скульптуры, мобилей. Я занимаюсь минималистической фотографией. В ней очень важно сочетание и правильное расположение композиционных элементов.

 
 

Вообще, работать с пустотой –  дело очень специфическое. Можно дойти до удивительных результатов. Но не хотелось бы - потому что потом покажешь чистый лист – ну вот, смотрите… 

Вы были в Монголии, на полюсах Запада и Востока. На ваш взгляд - эти миры пересекаются? Или и пересекаются, и расходятся?

Мне сложно сказать что-то на эту тему, потому что если я и преподаю, то все-таки про искусство достаточно традиционное и классическое. Когда  рассказываю студентам, то  говорю им, что я не читаю стандартные лекции по истории искусства. Я заканчиваю началом ХХ века. Потому что то, что позже, мне неинтересно.

Вот вы спросили про восточных… читаю про китайское раннее средневековое искусство. Про разницу мировосприятия западных и восточных художников и теоретиков искусств. Если художники Возрождения стремились реалистично передать красоту окружающего их мира и показать его разнообразие, то китайские мастера через природу занимались постижением Дао, Пути. И до реализма и многообразия им особо дела не было! Восточное искусство много работает с «пустотой», но ведь ее не существует!

Осознав невозможность показать Абсолют Космоса - художник оставлял незаполненное пространство, зритель сам мог додумать его. Это один из главных эстетических принципов живописи того времени - недосказанность.

Я использовал несколько таких вещей из китайской живописи в фотографии. Ту же работу с белым. Я очень люблю снимать какие-то веточки, как их рисовали китайские художники, как они шли из ниоткуда в никуда; эти линии - очень красивые. И потом я пытался показать, как  это можно использовать – идеи и навыки живописи в фотографии. А это возможно сделать.

Михаил, а что у вас в Британке? Поподробней, что за курс вы там читаете?

Меня туда позвали года три назад, когда там только открывлся факультет фотографии. Его открывала моя приятельница Светлана Тэйлор, декан этого факультета. Она позвала трех таких мастеров: Юрия Пальмина на тему архитектурной фотографии, Егора Заику по fashion-фотографии и меня. У меня там самая размытая специальность - арт-фотография. Арт-фотография - это не совсем понятно что… Это и не художник, и не фотограф. И первая мастерская моя была маленькая – было 9 человек. Сейчас у меня  в мастерской 17 человек.

Я считаю, что невозможно научить человека быть художником – это либо есть, либо этого нет. То есть можно научиться каким-то техническим вещам. Как правильно на кнопку нажимать и мерить свет – этому учат во всех фотокружках. Но это неинтересно, потому что самое главное то, что у человека внутри.

И тогда я начинаю рассказывать  примеры из истории искусств про художников и  теоретиков, которые просто поворачивали искусство своим сознанием. Например, когда появляется Филиппо Брунеллески и линейная перспектива и художник Мозаччо, который работает по этой передовой тогда теории. Или наоборот, если говорить про абстрактное искусство, когда люди очень образованные – они уходили от трехмерности, чтобы не передать иллюзию пространства, а обратно в двухмерное, чтобы создавать  свое художественное пространство.  

 
 

И я им честно говорил, что сложно заработать деньги искусством, особенно таким, которое я им предлагаю. Оно не социальное, не современное, не актуальное, потому что я, честно говоря, не хотел бы их учить искусству, которое основано на провокации. Когда важно вызвать какую-то реакцию зрителя – неважно какую, хорошую или плохую, как-то спровоцировать. Это, по-моему, не очень правильно, и надо быть выше этого. И собственно работать на другие цели.

Хорошо. А почему вы не доверяете «цифре»?

Я снимаю на средний формат – 6х7, камера старая, конца 80-х годов, японская, очень хорошая. Там железные объективы со стеклом… качество прекрасное! Снимаю на пленку, а потом мы печатаем вручную на бумаге, которая под это дело сделана. То есть весь процесс отлажен полностью – одно под другое. И они как живые получаются. А «цифра» - плоская, у «цифры» нет такого глубокого черного… Я сейчас такие чисто профессиональные вещи говорю, но тем не менее. Там нет чисто белого  - там выбита информация. А в фотографии есть, потому что там нет пикселей. Для меня фотография - это такие вещи как проявка, печать...

А на ваш взгляд – рациональное знание,  научное знание и искусство – где они пересекаются? Поскольку искусство - это все-таки чувственная сторона, наука, условно говоря, - рациональная?

Наверняка - имеют. Та же абстрактная живопись – она делится на лирическую и геометрическую, где очень точные линии, геометрические формы и аморфные сочетания. При желании можно же просчитать композиционное построение фотографии. Но я об этом не думаю, потому что просто вижу картинку - ту, что снимать. 

Вот сейчас только что вернулся со съемки – буквально два часа назад. Снимал современную архитектуру. Также много снимаю в ракурсе – используя то, что называется динамическая диагональ. То, что показывает движение в кадре. Но только у меня там нет ничего живого, только здание в кадре. И ты вот здесь и создаешь  этот мир свой на плоскости. В данном случае - в фотографии, на бумаге. Но я не думаю, что это как-то пересекается с наукой.

 
 

Хотя то, что я снимаю, - это последнее слово в архитектурных делах.  У меня много архитектурных съемок. Первые – это было, наверное, год 2004. 

Существует  девелоперская компания Капитал групп, и я им действительно очень благодарен, потому что они были первые, кто начал делать арт-съемки своих объектов. 

Как так вышло – я был художником Айдан Галереи. И Айдан рекомендовала меня, когда я только начинал заниматься минимал-фотографией. Они решили попробовать - и им понравилось, потому что это было не похоже на обычные рекламные съемки. Я всё снимал именно как художественное произведение – а не для того, что бы  показать, куда выходят окна...  После этого я стал снимать их здания  каждый год. Теперь у них есть такая история - Капитал групп art-foundation – там огромное количество моих фотографий.

Недавно работал с Сергеем Скуратовым - снимал дом на Мосфильмовской.

Почему меня берут - разница в том, что есть фотографы архитектурные очень хорошие, которые снимают так, как хочет архитектор. То есть получается так, что  как нарисовано в генеральном плане – так всё и отснято: четко, прямо, ровно. А я снимаю свое ощущение от этого здания, создаю образ - поэтому  компании меня и зовут на имиджевые съемки..

Ок. Такой отчасти провокационный, но и теоретический вопрос. Можно ли говорить о современном русском искусстве? Оно сейчас есть?

Не знаю. Я не люблю актуальное искусство, будь оно русское, или американское, или французское. Мне не нравятся разделения по национальному признаку. А современное искусство, на мой взгляд, со второй половины 20 века интернационально. Хотя могу и ошибаться.

Искусство и технологии стали уже почти неразрывны. Заниматься искусством сегодня возможно без технологий, медиа и т.д...

Я знаю художников, занимающихся настоящей живописью, знаю фотографов, которые снимают традиционно – пленка, проявитель и печать. Но допустим, ты хочешь показать свои работы кому-то. А человек не может оказаться в твоей мастерской или студии, тогда это надо перевести в цифровой вид - и поехали…

 
 

В технологиях нет ничего страшного. Это движение вперед - его не остановить.  Каждый выбирает себе, что он хочет. Вот мне нравится снимать на пленку - и я снимаю, но не имею ничего против цифровой фотографии.

Знаете - я успокоился в последнее время, раньше все время доказывал, что надо так, а так не надо, так плохо, и наоборот. А сейчас мне вообще все равно - потому что я знаю, что для меня хорошо. Я свой выбор сделал, никому его не навязываю.  Не хочу, не хочу конфронтации, когда например, люди обсуждают политику, какие-то события... Не хочу в этом участвовать - потому что пытаюсь создать свой космос, где этого нет.

Беседовал МАКСИМ ТУЖИКОВ

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.