29 марта 2024, пятница, 18:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Кина не будет»

Владимир Мединский
Владимир Мединский
Фото: medinskiy.ru

Законодательные инициативы в сфере регулирования авторского права в интернете, новости о которых регулярно появлялись в СМИ в последние семь дней, заставили интернет-сообщество изрядно понервничать. Всего за неделю Министерство культуры смогло сформулировать сразу несколько версий законопроекта, поэтапно ужесточающих ответственность для всех, кто смотрит в интернете фильмы, мультики, слушает музыку и читает книги.

Санкции законопроекта молниеносно проделали путь от штрафа в размере трех тысячи рублей, предусмотренного для владельцев сайтов с коллекциями фильмов, до уголовной ответственности, которой должны подвергаться пользователи, обменивающихся контентом по протоколу BitTorrent. Обитатели социальных сетей и блогосферы просто не успевали возмущаться.

Активная фаза наступления на «древние права и вольности» рунетчиков началась в прошлую пятницу, 24 мая. В этот день президент Владимир Путин и министр культуры Владимир Мединский провели совещание по вопросам развития отечественной кинематографии. По словам главы Минкульта, «для кино проблема номер один – это проблема интернета и пиратства» (sic!). Очевидно, что такая формулировка отнюдь не является случайной: «интернет» давно уже воспринимается российской властью как отдельная и самостоятельная проблема. Мединский подчеркнул, что это настоящая угроза для кинематографа. Если эти проблемы не будут решены, то «никакого кина не будет», - сказал министр культуры.

Глава Минкульта пригрозил, что если «до бесконечности говорить о свободе в интернете», то в России не останется «творчества и творцов», поэтому министерство, по его словам, должно «употребить власть».

Скандальный законопроект, который призван разобраться с этой головной болью, Владимир Мединский описал следующим образом: «Мы пытаемся сейчас по американскому образцу принять законопроект, согласно которому правообладатель имеет возможность заблокировать нелегальный контент на сайте, где он размещен. Если этот контент не блокируется, тогда включается система больших штрафов».

«Американским образцом», по всей видимости, являлся «Закон об авторском праве в цифровую эпоху» (Digital Millennium Copyright Act или DMCA). Он был принят в США в 1998 году. Этот закон запрещает копирование и распространение произведений, защищенных авторским правом, а также «производство и использование технологий», позволяющих обойти защиту от копирования. Кроме того, закон обязывает хостинг-провайдеров (после жалобы правообладателя) блокировать на сайтах контент, если он был размещен незаконно. При этом DMCA снимает ответственность с самих провайдеров и со всех «посредников», занимающихся предоставлением доступа в сеть. Ответственность за контент несет только владелец сайта.

Но скопировать «закон против копирования» Министерству культуры толком не удалось.

Первая версия

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет"» появился на сайте Минкульта четыре месяца назад. Самые важные поправки вносятся в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно тексту изначальной версии законопроекта, правообладатель «заказным письмом с уведомлением о получении» должен информировать хостинг-провайдера о нелегальном размещении своего произведения. После этого провайдер в течение суток должен был уведомить владельца сайта о возникших претензиях. Если владелец не удалит контент за 24 часа, то хостинг-провайдер сам должен блокировать доступ к указанной странице. Если в итоге окажется, что объект претензий не удален и не заблокирован, то ответственность в виде штрафа несут и владелец сайта, и провайдер. Гражданину пришлось бы заплатить от трех до пяти тысяч рублей, а юридическое лицо оштрафовали бы на сумму от 300 до 500 тысяч рублей. Эта законодательная инициатива вызвала удивление экспертов и возмущение интернет-общественности, но лиха беда начало.

Стоит заметить, что следующие редакции законопроекта Министерство культуры почему-то постеснялось публиковать на своем сайте. Информация о них попадала в СМИ в основном из «неназванных источников». Однако, авторам сайта Роскомсвобода (rublacklist.net) удалось раздобыть и опубликовать в сети два документа с измененным текстом законопроекта. Оба они, судя по всему, готовились ведомством к совещанию рабочей группы в Госдуме, которое прошло 28 мая.

«Закон против поиска в интернете»

В тексте более ранней версии отредактированного законопроекта уже появились весомые изменения. Во-первых, отдельным пунктом упоминаются «ссылки» на сайт с пиратским контентом, которые владелец ресурса обязан удалить по требованию правообладателя.

Во-вторых, отдельным пунктом прописана обязанность провайдера блокировать не отдельные страницы, а весь ресурс целиком в том случае, если владельцы сайта допустили «неоднократные и грубые нарушения интеллектуальных прав». Блокировать сайты хостинг-провайдер должен будет без приговора суда — «по решению уполномоченного органа».

Во-третьих, согласно тексту документа, Минкультуры вернулось к идее создания «Единой государственной информационной системы в области интеллектуальной собственности», которая обсуждалась еще в середине прошлого года. К этому реестру объектов авторского права должны будут обращаться провайдеры и владельцы сайтов для проверки обоснованности претензий правообладателей.

Эта мера в теории может частично удовлетворить критиков первой версии законопроекта, утверждавших, что подложные требования об удалении контента провайдерам могут направлять мошенники. Но пока никаких конкретных сведений о «Единой системе» в законопроекте не указано — ее формирование и порядок функционирования должны регулироваться специальными распоряжениями правительства.

Четвертая и самая главная новация этой версии законопроекта — требования к поисковым системам о фильтрации результатов выдачи. Владельцы поисковых сервисов по требованию правообладателей должны будут обеспечить «приоритетное представление в результатах поиска ссылок на сайты, размещающие информацию о произведении с разрешения правообладателя». В то же время ссылки на страницы сайтов, контент которых был удален по требованию авторов, должны исчезнуть и из поисковой выдачи.

Причем, по мысли законотворцев Минкульта, владельцы поисковиков должны будут самостоятельно проверять информацию из «Единой системы». В том случае, если в реестре найдутся официальные сведения о «легальных интернет-ресурсах», содержащих объекты интеллектуальной собственности, то «поднимать» их в результатах поиска нужно будет даже без требований правообладателей. За такое грубое вмешательство в работу поисковых систем, документ в сети окрестили «законом против поиска в интернете».

«Закон против интернета»

Но эта редакция документа, по всей видимости, показалась кому-то в министерстве, недостаточно суровой. Поэтому была подготовлена еще одна версия законопроекта, которую и представили на закрытом заседании 28 мая. Ее в сети опубликовали под заголовком «Закон против интернета». Текст, сохранивший все вышеназванные требования, был дополнен новыми статьями, касающимися файлообменных сетей и их пользователей. Требование об удалении контента «правообладатель или иное уполномоченное лицо» будет подавать против конкретного юзера (например, организовавшего «раздачу» контента по протоколу BitTorrent) с указанием его IP-адреса.

В этом случае претензии должны быть направлены «оператору связи» (интернет-провайдеру). Провайдер должен передать претензию пользователю торрент-трекера в течение суток. Если пользователь не удалит указанный файл, то провайдер сам должен «блокировать его распространение». Законодатель отдельно требует от оператора связи сразу после получения жалобы зафиксировать данные об «интернет-адресах отправителя и получателя информации» для «возможного предоставления их по требованию компетентных органов».

В новой версии законопроекта минимальный порог штрафа для граждан, не выполнивших требования правообладателей, повышен до пяти тысяч рублей, а для юридических лиц — до миллиона рублей.

Казалось бы, хуже уже некуда. Но утром 30 мая в СМИ появилась очередная порция новостей о законотворчестве Минкульта. По сообщению «Известий», санкции, которые сейчас применяются «в отношении сайтов, распространяющих детскую порнографию, могут применить к ресурсам с нелицензионным контентом, включая торрент-трекеры». А это, согласно статье 242.1 УК, — до восьми лет лишения свободы. Окончательную редакцию законодательной инициативы перед внесением в Госдуму чиновники должны будут обсудить 3 июня.

Кончено, у законопроекта достаточно противников и во власти, например, в Минкомсвязи, и в экспертном сообществе. В частности, Российская ассоциация электронных коммуникаций опубликовала на своем сайте специальное заявление, категорически не согласившись с инициативой Министерства культуры. Эксперты РАЭК в самых жестких терминах раскритиковали и технические, и юридические аспекты законопроекта.

«Терминологический аппарат законопроекта не выдерживает технической и юридической критики... Законопроект демонстрирует полное незнание организационных и технологических процессов, на которых основано взаимодействие субъектов в сети интернет. Следует отметить концептуальные несоответствия описанных законопроектом процедур международным практикам и самому характеру частных правоотношений в сфере авторских и смежных прав», - заключают специалисты.

Однако стоит помнить, что схожий (или даже больший) уровень возмущения наблюдался в обществе и во время обсуждения закона «о черных списках сайтов». Кто-то над ним смеялся, кто-то его критиковал, а многие даже не верили, что подобное вообще может случиться.

Но закон все же принял и начали активно применять. Абсолютно правы были критики, предупреждавшие о том, что одной этой мерой в борьбе за контроль над сетью власть не ограничится. Нынешняя инициатива ведомства Владимира Мединского переплюнула даже печально известный американский закон SOPA (Stop Online Piracy Act), который провалился в парламенте из-за чрезмерной суровости по отношению к обычным пользователям, а также в результате массовых акций протеста.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.