29 марта 2024, пятница, 01:28
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 мая 2013, 10:49

Как я решил стучать на школьников

Илья Карпюк
Илья Карпюк
Фото: izvestia29.ru

Днем 19 мая на радио «Эхо Москвы» выступал заместитель министра образования Игорь Реморенко. Он с увлечением рассказывал ведущей Ксении Лариной и заинтересованным слушателям про борьбу с нарушениями во время единого государственного экзамена. Ближе к концу передачи чиновник рассказал, что Минобразования обратилось в различные общественные организации, в том числе Общественную палату, с просьбой помочь с рекрутированием наблюдателей. В 2012 году, в связи с полным запретом работникам образования быть общественными наблюдателями на ЕГЭ, их количество снизилось: с 38 тысяч в 2011 году до 34 тысяч в 2012.

 
Игорь Реморенко

«Дорогие граждане, коллеги, пожалуйста, участвуйте в общественном наблюдении. Это может быть не только интересно, но это и определенный гражданский поступок», — заявил Реморенко и заставил меня задуматься. Дело в том, что я регулярно наблюдал за проходящими в России выборами, а сейчас, с формированием участковых комиссий на пять лет, вошел в эту комиссию как полноправный член и стану, таким образом, одним из тех, кто будет организовывать выборы мэра и парламента Москвы, а также федеральной Думы. Я счел, что мой опыт может пригодиться российской системе образования и через несколько дней руки дошли до действий.

Несколько телефонных звонков по инстанциям столичного Департамента образования вывели меня на Московский центр качества образования. Связавшись с ним, я узнал, что на их сайте можно заполнить специальную форму, изучив которую чиновники и выдадут мне мандат общественного наблюдателя за ЕГЭ и ГИА (это аналог ЕГЭ у девятиклассников).  От меня потребовалась сообщить свое имя, паспортные данные, а также загрузить фото. Можно даже выбрать экзамены, за которыми хочется наблюдать. Со времени подачи заявки до момента наблюдения, согласно специальному Положению, должно пройти две недели. Поэтому первый экзамен, на который я попадаю, пройдет 6 июня, на этот день намечено проведение тестов по физике и иностранному языку.

Обязательные экзамены по русскому языку и математике я уже проворонил. Это особенно обидно, потому что именно эти предметы вызывают наибольший страх у школьников и именно на них они больше всего стараются списать. Как правило, свои варианты заданий фотографируют выпускники из дальневосточных регионов, у которых, понятное дело, экзамен начинается раньше, чем в Москве. Несмотря на то, что Министерство образования грозится аннулировать результаты тех, кто публикует свой вариант задания, в этом году перед началом экзамена по русскому в Москве интернет уже был полон вариантов ЕГЭ — пока, правда, непонятно, настоящих или поддельных.

К своему наблюдению за выборами я всегда стараюсь подходить ответственно: читаю свежие изменения в законодательстве, просматриваю  профильную, «наблюдательскую» литературу, хожу на тренинги. Для наблюдателей за ЕГЭ такого обширного количества источников, к сожалению, пока что нет. Помимо Положения, а также памяток, которые напрямую заимствуют оттуда формулировки, Московский центр качества образования предлагает посетить консультации для общественных наблюдателей.

 
Во время экзамена. Фото: meddepot.ru

Не слишком большое количество советов наблюдателям за проведением ЕГЭ, вероятно, вызвано двумя причинами. Во-первых, наблюдение никак не популяризируется. Если на выборах наблюдателей набирает партия, которая в этих людях кровно заинтересована, то в наличии объективного наблюдения за проведением экзамена заинтересованы только две группы: честные учителя и чиновники, а также родители детей, которые уверены в своих силах. Работники образования в принципе не допускаются до экзамена, а ближайшие родственники выпускников не могут наблюдать за тем, как те пишут экзамен.

Вторая причина, по которой в интернете находится так мало материалов про наблюдение за ЕГЭ — крайние узкие полномочия общественного контролера. Фактически единственное его право — «незамедлительно информировать уполномоченного представителя государственной экзаменационной комиссии … о нарушениях установленного порядка проведения государственной (итоговой) аттестации». Все предельно ясно и без всяких тренингов и книг: увидел списывающего школьника — настучи на него.

Надо сказать, что общественное наблюдение за выпускными экзаменами существует не во всех странах. В Соединенных Штатах, например, нет государственного экзамена, есть частные тесты SAT и ACT, и если кто-то считает, что один из этих тестов нечестный - может сдавать другой или вообще основать собственную систему тестирования, останется только договориться с университетами, чтобы те ее принимали. На Украине, также как и в России, существует институт общественного наблюдения за проведением Внешнего независимого оценивания — аналога российского ЕГЭ. Причем введен он был раньше, чем в России, хотя сам единый для всей страны экзамен появился почти одновременно.

Я обязательно напишу о том, как прошел мой поход в наблюдатели за проведением Единого госэкзамена. Вполне вероятно, что ничего особенного я не увижу: Москва, в отличие от некоторых национальных республик, не славится липовыми «стобальниками». С другой стороны, голь на выдумки хитра — какому школьнику не хочется легких экзаменов?

Если кто-то решит самостоятельно понаблюдать за ЕГЭ в Москве, стоит зайти на сайт, который создан специально для регистрации всех желающих. В других регионах следует обратиться в местное министерство образования. Пока еще можно успеть попасть на резервные дни тестирования.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.