29 марта 2024, пятница, 10:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 мая 2013, 09:10

Как грузинский бизнесмен превратился в беженца

Бесо Маргиани
Бесо Маргиани

В прошлом успешный грузинский бизнесмен Бесо Маргиани, сегодня – беженец, на днях получивший покровительство Литвы и вид на жительство в этой стране. Еще недавно он владел крупными предприятиями в Грузии: в рекламе, медицинской диагностике, строительстве,  сфере обслуживания. В беседе с корреспондентом «Полит.ру» он рассказал, что заставило его искать убежища за пределами Грузии.

Эйфория

В 2003 году в Грузии после «революции роз» прошли выборы, пост главы грузинского государства занял Михаил Саакашвили.

«Люди в то время устали от Шеварднадзе (Эдуард Шеварднадзе был президентом предыдущие 8 лет, а ключевую роль в грузинской политике играл с 1972 года, когда был назначен Первым секретарем ЦК КП Грузии – «Полит.ру») и все поддерживали Саакашвили. И я поддерживал, ходил на митинги, даже ночевал на них. Помогал одной из ведущих тогда общественных организаций «Кмара» (гр. – «Хватит», - «Полит.ру»). Мы тогда все ждали перемен и верили в них».

Когда победила революция, Бесо решил, что пришло благоприятное время, чтобы вкладываться в грузинские предприятия и направил свои средства, ранее сосредоточенные в основном в Китае, России и Швейцарии, на родину.

«При Шеварднадзе я не особенно разворачивался и с властями не очень сотрудничал. Но я поверил, что с правительством Саакашвили работать можно. Может быть деньги, которые я принес, кому-то и не покажутся очень большими, но для Грузии это было ощутимо».

С заказами для его предприятий проблем не было. Крупнейшая в сфере обслуживания массовых мероприятии в Грузии – компания ANI – занималась благоустройством города и обслуживанием заказов муниципальной администрации.

«Мне позвонили, попросили прийти в Муниципальный совет города Тбилиси. Поручили благоустроить центральную площадь. А зимой 2004 года я получил заказ на сцену для новогоднего концерта. Никаких откатов и теневых сделок, представляете? Мне просто сказали, сделай хорошо, но как можно дешевле. И мы справились!».

Вспоминая, как первое время переустраивали полицию и боролись с беззаконием, он увлекается.

«Тогда шла мощнейшая пропаганда против коррупции. Один телевизионный сюжет помню особенно хорошо –  о том, как один из муниципальных начальников получил в подарок часы дорогие, а он выгнал с работы дарителя . А ему Саакашвили потом свои часы подарил!», - смеется Бесо.

Все шло настолько хорошо, что правительство поручило ему организацию и обслуживание официального визита самого Джорджа Буша, президента США.

«Если бы вы знали, какая это была нервотрепка! Я был в числе организаторов, и почти все обслуживание было на мне. О том, как мы это делали, можно написать отдельную книгу. Если бы тогда что-то сорвалось, со мной, наверное, поступили бы хуже, чем с Шеварднадзе!»

Приключений было множество, а самым серьезным испытанием стала погода. К приезду такого гостя с помощью специального снаряда решили разогнать тучи. В итоге получили  штормовое предупреждение и ураганный ветер. В этих условиях и пришлось монтировать сцену перед зданием парламента, с которой должны были выступать грузинский и американский президенты, натягивать в арочных проемах между колоннами 18-метровые полотнища с национальными флагами.

«Ветер их оборвал и в ночь перед встречей, когда ветер поутих, нам пришлось их натягивать заново. Я за всем проследил, и, уставший, пошел домой. В день визита я смотрел за церемонией по телевизору. И вот, Буш выступает, и в этот момент снова поднимается ветер. Я вижу, как крепления, на которых держатся растяжки, начинают расшатываться и грозят выпасть. А это – тяжелые металлические дюбеля по полметра длиной! Буш выступает, ветер усиливается, крепления шатаются, дюбеля вылезают, а я смотрю, затаив дыхание и молюсь, чтобы не дай бог... Обошлось. Но это были, пожалуй, самые долгие минуты моей жизни».

А вот радость и надежды длились недолго.

Новая коррупция

По словам Маргиани, «ветер» переменился в 2006 году. Зачистив коррупцию в низовых структурах, правительство Саакашвили укрепило ее сверху. «Коррупция, как выяснилось к 2006 году, никуда не делась. Она просто перетекла наверх, поближе к самым большим начальникам и ключевым фигурам».

К представителям бизнеса стали поступать требования «выделить деньги». На тех, кто пытался возражать, заводили уголовные дела. Посыпались обвинения в подделке документов, сокрытии прибыли, ухода от налогов и так далее. Под таким давлением многие, конечно, уступали.

«Тогда многие заплатили, - говорит Бесо. – Не дашь деньги – вот тебе уголовное дело. Заплатил – прямо при тебе в прокуратуре переписывают обвинение на более легкое или несостоятельное. И все это делалось уже не для страны, а исключительно в личных целях соратников Саакашвили».

Маргиани счел опасным продолжать сотрудничество с властями. Но это его бизнес не уберегло.

«В 2006-7 годах директоров моих предприятий стали обзванивать чиновники и требовать денег – Саакашвили понадобились средства перед выборами. Грузинские компании платили, выхода не было. Эта практика укрепилась.

Например, компания ANI, которая обслуживала мэрию Тбилиси, а также работала и других городах, в 2010 году подверглась незаконным поборам.

«Я 100%-й собственник компании, но полагался на директора. А он вступил в сговор с представителями власти, деньги потекли туда, и, как мне позже стало известно, очень высоко. В компании начался настоящий хаос. Бизнес затрещал по швам. Потом они потребовали, чтобы я передал компанию им. Чтобы я просто взял и отдал. Но вместо этого я провел аудит и стал выправлять ситуацию. По крайней мере, предприятие еще работало».

Такое упорство не прошло бесследно. И в январе 2011 года арестовали сына Бесо, за то, что у его друга нашли марихуану.

«Его арестовали ни за что. Тут же сильно избили, у них так положено. Не разрешали звонить, требовали, чтобы он признал соучастие. Он, конечно, отказывался, но ему сказали, будто это отец велел ему подписать признательные показания, и что сразу после этого, я приеду, и заберу его. Он не понял, что его обманывают  и подписал. Тут же позвонили мне и сказали, что ему грозит пять лет тюрьмы».

Маргиани заплатил 50 000 лари, чтобы сына выпустили. Сын получил 5 лет условно. «Сразу после этого я отправил его в Лондон».

Повезло

«Тогда все еще пытался работать, на что-то надеялся. Я знал, что за мной установлена слежка, что телефоны прослушиваются, но все равно оставался в Грузии». «Пришел день, когда без звонка и предупреждения, прождав меня на улице два часа, мой друг предупредил, что меня должны арестовать».

 

Бесо подчеркивает, что его судьба и судьба его бизнеса решалась именно в мэрии Тбилиси. То есть решали его непосредственные клиенты. Те, кто точно знал, что именно хотят отнять.

Из-за угрозы ареста Бесо, собиравшийся в Лондон, решил ускорить отъезд, включив перед Англией поездку в Афонский монастырь.

Отъезд проходил с соблюдением конспирации, быстро, без телефонных разговоров и дополнительных встреч.

«Как я потом узнал, я опередил их всего на один день. Днем позже я бы уже не уехал, на следующий день меня должны были взять. И, думаю, своему спасению я обязан именно тому, что поехал не куда-нибудь, а в монастырь».

В конце концов Бесо остановился в Вильнюсе, как думал, на несколько дней. Но ему посоветовали задержаться там дольше, что он и сделал. Подал позже прошение о признании его беженцем, с тех пор живет в столице Литвы.

Цена свободы

«У близких оставалась надежда, может быть еще удастся все уладить. Брат жены нашел людей, которые пообещали замять дело за 60 тысяч долларов. Но это тоже был обман. Люди, которые требовали привезти деньги, очень торопили. Никаких «подумать», надо срочно, прямо сейчас! Братья приехали, и их тут же арестовали за попытку дать взятку. Арестовали братьев жены, мужа сестры и даже друга, который был ни при чем. Всех четверых».

Когда родственники Бесо оказались в тюрьме, с него потребовали новый выкуп.

«Мы наняли адвокатов. Им прямо заявили – «эти люди наши заложники!» Прямо так и сказали. Сказали – «давай 5 млн. лари и мы их выпустим! - продолжает Бесо, – Но главной их целью было добраться до меня, а не эти деньги».

Начался утомительный процесс торговли через адвокатов. На тот момент в Грузии уже имелись специалисты, которые «не про закон», а «про деньги». Лучшие из них - те, кто умеет торговаться с властями. Бесо нанял лучших.

«Требования постоянно менялись. У них откуда-то оказался полный список моего имущества и те, кто арестовал моих родственников, требовали 70% всего, что у меня есть. Задержанные пробыли в тюрьме несколько месяцев, после чего их отпустили. Но все равно пришлось заплатить».

Заплатить пришлось 1,3 млн. лари.

«И мы только 550 тыс. заплатили официально. Остальные куда ушли, не знаем».

Взгляд с той стороны

Бесо постоянно подчеркивает, что его история не уникальна. Многие и многие из его знакомых подверглись подобному обращению.

«Это такая схема. Людей сажали на крючок, прессовали, а потом отбирали имущество или отправляли в тюрьму. Целью не обязательно были деньги. Саакашвили нужен был полный контроль. Для этого они и меняли конституцию столько раз! Чтобы получить этот самый контроль. Создать машину запугивания».

Бесо все еще опасается преследования и даже за пределами Грузии не чувствует себя спокойно.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.