28 марта 2024, четверг, 12:53
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 мая 2013, 14:08

Избранное уик-энда: консерватизм против консерваторов

.
.

Наступили новые, удивительные времена. Газета «Гардиан», которая все больше становится похожей на идеологический орган леволиберального обкома Великобритании (в то время, как ее исконная соперница «Таймс» не то, чтобы напоминает флагман правоконсервативной прессы, нет, это уже какой-то легкий вариант нынешней «Комсомольской правды», где официоз и атаки на оппонентов перемежаются историями про загадочные убийства и светской хроникой), так вот, именно здесь напечатана колонка известного философа, консерватора-традиционалиста Роджера Скрутона.

Текст посвящен, естественно, консервативным ценностям – истинно-консервативным, а не тем, что исповедуют (или утверждают, что исповедуют) нынешние тори, находящиеся у власти:
В то время как консерваторы пытаются загладить раскол в своей парти
и, им в голову непременно должна придти мысль о том, что же, на самом деле, означает слово «консерватор», и почему оно столь положительно воспринималась британцами в последние 200 лет. Важнейший урок нынешних местных выборов не в том, что партия потеряла привлекательность для маргинальных групп населения и колеблющихся избирателей – ведь на их долгосрочную поддержку никто никогда не рассчитывал. Этот важный урок таков: позиции партии оказались под угрозой в ее традиционных избирательных округах, среди тех, кто сознательно считает себя консерватором и живет согласно негласным нормам жизни, разделяемыми им вместе с другими.

Начало текста Скрутона исключительно интересно; оно содержит в себе не только вопросы, которые он ставит перед публикой, но и готовые ответы. Дальше можно было бы и не читать – дойти до конца заставляет лишь уважение к автору, одному из самых известных философов, историков культуры и общественных деятелей Соединенного Королевства. Так что я просто обязан сказать пару слов о Роджере Скрутоне.

Родился в 1944 году в семье школьного учителя, происходившего из манчестерских рабочих. Учился в знаменитой Royal Grammar School High Wycombe. Закончил кембриджский колледж Иисуса, там же получил диплом магистра и позже защитил диссертацию по философии. Преподавал во французских школах, после чего оказался в Биркбек-колледже Лондонского университета. Там он читал лекции до начала девяностых; в Биркбеке Скрутон вместе с единомышленниками основал Группу Консервативной Философии (1974 год), которая поставила себе задачу выработать новые теоретические и моральные основы британского консерватизма.

Взгляды Скрутона довольно сильно отличались от теоретического набора набирающего силу тэтчеризма; впрочем, главным оппонентом философа всегда были левые либералы и социалисты -- он беспощадно (и довольно зло) критиковал феминизм, движение за мир и ядерное разоружение, мультикультурализм, движение за легализацию однополых браков, эгалитаризм и прочее и прочее в том же духе. Сам Скрутон считает, что проповедь традиционализма, начатая в начале 1980-х на страницах основанного им The Salisbury Review, стоила ему полноценной академической карьеры – как известно, в британских (да и не только британских) университетах заправляют левые.

Скрутон известен своей поддержкой ученых-антикоммунистов Центральной Европе; обладая завидным мужеством, он лично провозил в коммунистическую Чехословакию запрещенные книги (в 1985-м его даже со скандалом выслали оттуда). Что еще? Автор множества работ о философии «истинного консерватизма», эстетике, этике, винный колумнист левого британского издания New Statesman, страстный охотник на лис (что вызывает еще большую ненависть левых и защитников прав животных), сочинил три оперных либретто. Любимые его авторы – ультраконсервативные мыслители конца XVIII – начала XIX веков Жозеф де Местр и Эдмунд Бёрк. По сути, Бёрк и есть главный герой нынешней колонки Скрутона в «Гардиан». Бёрк -- последовательный критик Великой Французской революции -- руссоистской идее общественного договора противопоставлял традиционализм, преемственность политического и социального устройства, а также моральных принципов.

Собственно, это и стало теоретической основой исторического британского консерватизма; бёрковскую линию пытается – в новых условиях – реанимировать Скрутон:
Не все эти люди являются средним классом, не все процветают, не все привержены мысли, что экономика есть единственная ценность. Когда политики обращаются к ним с вопросами «Как нам восстановить экономику?», «Как нам реформировать систему образования?», «Как нам наиболее справедливо обеспечить пенсионеров
?», единственное слово, которое имеет к ним отношение, это «мы». Кто «мы» такие? что объединяет нас? как нам оставаться вместе и продолжать нести бремя принадлежности к сообществу? Ведь консерватизм – это проблема национальной идентичности. И только в контексте первого лица множественного числа все подобные вопросы (включая экономические) имеют смысл и доступны для обсуждения в рамках демократии. Такова идея, которую Эдмунд Берк пытался разъяснить 200 лет назад. (…)

Действительно, подобный подход чужд не только идеям Руссо (и выросших на Руссо якобинцев и прочих революционеров), не только нынешнему левому политико-философскому мейнстриму -- но и сегодняшнему консервативному мейнстриму. Как известно, тэтчеризм исходил из совершенно иных принципов: главной ценностью был объявлен индивидуализм («нет такой вещи, как общество» -- Тэтчер сказала именно то, что хотела сказать, несмотря на нынешние уверения в обратном ее защитников), а главной опорой этой ценности – приоритет неограниченного свободного рынка, этого крайнего варианта открытой экономической модели.

Никаких внеэкономических ценностей тэтчеризм не признавал, оттого храмами его новой религии стали огромные банковские небоскребы лондонского Сити. Если вернуться к первому абзацу скрутоновской колонки в «Гардиан», то именно в подобных ценностях он видит причину нынешнего электорального провала тори. Мол, обычный человек становится консерватором, оттого что он самим своим существованием поддерживает традиционный порядок вещей, сложившийся в этой стране. Иными словами, обыватель -- «настоящий консерватор», ибо выступает за «консервацию традиции». И вот здесь я вижу наиболее интересную сторону «проблемы консерватизма», в частности, британского.

Проблема, на самом деле, порождена неотрефлексированным (частично просто бездумным) использованием термина. Что значит «консерватор»? Человек, выступающий за консервирование, сохранения чего-то. Смысловой упор можно сделать как на слове «консервирование», так и на «чего-то». В обыденном языке «консерватором» называют человека, склонного придерживаться собственных привычек: спать после обеда, курить натощак, питаться бутербродами с докторской колбасой, шлепать собственных детей, прилюдно материться, бриться каждый день, ходить в церковь, лечить кашель горчичниками и проч. Подобная склонность может характеризовать как любителя Бёрка, так и обожателя Ленина.

Основа такого консерватизма – привычка и автоматизм; они позволяют вывести повседневную жизнь из поля сознания, не допустить «остранения» (как сказал бы Виктор Шкловский); ведь слом автоматизма заставил бы задуматься, включить рефлексию. Любопытно, что это характерно и для тех, кто хотел бы не замечать мелочей, чтобы «сосредоточиться на главном», и для тех, кто вообще предпочитает не сосредотачиваться, не замечать, не думать. Такому стихийному косному консерватизму противостоит консерватизм идеологический, отчасти отрефлексированный; он покоится на ценностях, предоставляющих возможность выбрать объект консервации.

Подобные ценности должны быть чем-то оправданы – либо историей (традиционализм), либо идеологией (тэтчеровский неолиберализм), пусть даже во втором случае консервации подлежит нечто совсем свежее и вовсе не привычное данным людям, живущим в данной местности. Эдмунд Берк, был типичным идеологическим консерватором традиционалистского толка, а Роджер Скрутон, делая вид, что он полностью разделяет воззрения своего кумира, на самом деле, хитрит. Скрутон апеллирует к стихийному консерватизму части британцев, выдавая его за консерватизм бёрковского толка.

Иными словами, у него получается, что условный «простой электрик из Уилтишира», читатель таблоида The Sun и болельщик клуба «Манчестер Юнайтед» сознательно стоит на страже всего спектра традиционных национальных ценностей – от англо-саксонской идеи самоуправления до представления о семье как гетеросексуальном союзе с целью производства детей и передачи им этих же самых традиций и навыков (идея самоуправления, поддержка клуба «Манчестер Юнайтед», привычка ежедневно разглядывать гологрудых моделей на третьей странице The Sun).

Записав стихийных консерваторов (с упором на слово «консервировать») в идеологические (с упором на «консервировать именно вот это»), Скрутон ставит под вопрос само существование нынешней партии тори – они в этой картине выглядят американскими дядюшками, пытающимися всучить старому-доброму Джону Буллю сомнительный культ денег. В подобном идеологическом контексте консерваторы премьер-министра Кэмерона неотличимы от лейбористов Эда Милибэнда. И те, и другие завлекают простой британский народ сомнительными ценностями.

Только вот последние, как ни странно, оказались Скрутону ближе – ведь левые апеллируют к ценностям морального свойства (равноправие, справедливость, защита прав), а не к презренному чистогану. Думаю, именно это и привело к мимолетной новой странной дружбе убежденного охотника на лис с печатным органом лейбористского парткома Соединенного Королевства. Что не запутывает, наоборот -- делает совершенно ясной картину нынешнего западного (а все вышесказанное – не только о Британии, это вообще о Европе и Северной Америке) идеологического кризиса. То есть, даже не кризиса идеологий, а результата полного их отсутствия.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.