28 марта 2024, четверг, 11:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 мая 2013, 17:32
Рэйф Файнс

Искусство и политика

Рейф Файнс. Фото Сергея Тахтамышева
Рейф Файнс. Фото Сергея Тахтамышева

Мы публикуем интервью с известным британским актером театра и кино, а также режиссером Рэйфом Файнсом (Ralph Nathaniel Twisleton-Wykeham-Fiennes), которое он дал на выездном семинаре Московской школы политических исследований, посвященном ее двадцатилетию. Файнс представил слушателям свой фильм "Кориолан". Беседу вела автор дистантной программы гражданского просвещения МШПИ Светлана Шмелева.

Файнс известен в России, в первую очередь ролью Лорда Волдеморта (цикл фильмов о Гарри Поттере, с четвертого фильма), а также ролями в фильмах "Список Шиндлера", "Английский пациент" и др.

Светлана Шмелева: Рэйф, прежде чем перейти к вопросам, я хотела извиниться за то, что я не буду говорить на языке Шекспира. Но мне кажется, символично, что вы на нем говорите не только от рождения, но и в своем творчестве. И хотела вас поблагодарить от сообщества выпускников Московской школы за то, что вы приехали поддержать Школу. Поддержка в настоящее время важна, потому что время настоящее. Отдельно хотела поблагодарить за то, что вы приехали именно с этим фильмом, потому что я знаю, что вы снимались в Гарри Поттере, чтобы заработать денег на этот фильм. Значит, он для вас значим. И, поверьте, он тоже для нас значим, вы могли это видеть по той дискуссии, которую вы в нас возбудили. Перейдем к вопросам. Первое, это, наверное, даже просьба – скажите, пожалуйста, несколько слов о Школе. Что для вас Школа? Как Вы ее видите? Что Школа для России, может быть?

Рэйф Файнс: Московская школа – это место, пожалуй, не только физическое, но и интеллектуальное. Мое восприятие Московской школы политических исследований таково, что это некое пространство, где встречаются люди самых разных философских и политических интересов. Интересов самых разнообразных. Здесь люди могут встретиться и свободно обменяться мнениями. Это второе мое посещение Московской школы. Я вспоминаю еще со времен моего первого визита оживленность и напряженность дискуссии. Сегодняшний мой опыт гораздо более напряжен, потому что я не только участвовал в работе школы, но и представлял свою работу. Уже то обстоятельство, что драма Шекспира вызвала столь оживленную дискуссию, свидетельствует об интересе и плодотворности подобных встреч.

Светлана Шмелева: Я знаю, что вы любите русскую драму. Как вы чувствуете, происходит - или произойдет ли в России что-то драматическое? Если да, то какое произведение или какой художник отображает действительность? Русский или нет, современный или нет? Происходящее здесь.

Рэйф Файнс: Мне кажется, что каждая страна находится в состоянии эволюции. И даже те страны, которые, как нам может казаться, пришли к некоторому статусу официальной гармонии, все-таки это не так. То же самое можно сказать о моей стране, Великобритании. Мне кажется, происходит эволюция и развитие идентичности неких установок, типов. Я говорю о своей стране потому, что могу, наверное, говорить об этом более емко. Одна из задач, стоящих перед каждой страной, - это прийти к некоему установлению или определению национальной идентичности. Если угодно, это восходит еще к племенным временам. Я думаю как раз о фильме, который мы сегодня смотрели, о "Кориолане".

Понятие национализма или принадлежности может, конечно же, иметь позитивные обертоны, но все в большей степени, тем не менее, эти чувства и настроения создают барьеры, препятствия, способствуют разъединению стран в большей степени, чем к их сближению. Очевидно, что над нами довлеют и стереотипы, связанные с нашим образованием или происхождением. Но в целом, как на Западе, так и в странах бывшего СССР, в Африке, на иных континентах, все больше люди думают о том, как мы можем сблизиться, прославлять свои различия, но в духе единения. Читая о России, я все лучше осознаю, что правительства зачастую выступают с позицией националистической риторики. Мне кажется, что это неконструктивная позиция. Подобная политика ведет к разъединению, к размежеванию. Я ни в коем случае не поборник подобного национализма.

Я знаю, что подобные чувства есть и в Великобритании, и, пожалуй, вижу эту тенденцию и здесь. Она присуща не только России. Есть она и в ряде стран Запада - отчасти из-за дестабилизации и экономических проблем. Крайне важно осознавать присутствие этой тенденции. Нам необходимо беречь и культивировать цивилизованные пути диалога и пути цивилизованной конфронтации. Мы, в конце концов, должны сломать племенные барьеры. Мы должны избавиться от тенденций, ведущих к разъединению, от цензуры, от того, что нарушает права человека.

Светлана Шмелева: В "Кориолане", когда речь идет о выходе героя к народу, о произнесении того, что поможет удержать власть, герой сопротивляется и говорит: «Не буду я играть, хочу собой остаться». Игорь Бунин в дискуссии по этому фильму сказал, что Кориолан погиб только потому, что был львом и не мог быть лисой. И для любого политика это губительно. А как на ваш взгляд, допустима ли игра в политике и в каких случаях? Уместна ли хитрость, обман, на которые Кориолан не пошел?

Рэйф Файнс: Драма «Кориолан» меня по-прежнему очень интересует, я провел много времени с этой пьесой, с этим текстом. Конечно, в ней показано то, как игра и политиканство и манипуляция играют роль в политической жизни. В первую очередь, на ум приходят трибуны. В известном смысле, это упрощенная форма того, что мы видим в обычной жизни во всех странах, как политики унижаются в ряде случаев или встают на весьма непривычную позицию только для того, чтобы завоевать голоса избирателей. А есть политики, которые обладают определенными принципами, по крайней мере, стремятся им следовать. Но, так или иначе, все политики должны быть гибкими, обладать определенной хитростью, особенно в сегодняшнем мире бурного развития информационных технологий, когда политики находятся под давлением и вынуждены реагировать на очень разные обстоятельства окружающего их мира. Зачастую они теряют связь с реальностью.

Кориолан многое понимает, и у него есть чувство определенного политического момента, но он не в состоянии общаться, он испытывает чувство неловкости от обычного общения. Как это было уже сказано, он чувствует себя свободно только на поле битвы. При этом он отважен, у него есть определенные идеалы. Нам иногда необходимы эти качества в нужное время. В нужное время нам нужно вставать на защиту своей земли, это очевидно.

Политик должен быть гибким, он должен быть склонен к компромиссу. Так или иначе, политики во все времена проходят ежедневные испытания в глазах общества, с точки зрения людей. Это неостанавливающиеся процессы, зачастую весьма угнетающие. Потому что, как говорил Юрий, мы в известном смысле звери: люди как существа зачастую подвержены самым изощренным ухищрениям вполне тварного мира, поэтому мы должны понимать необходимость принципов и деликатности.

Светлана Шмелева: Вы согласны с утверждением, что искусство – это отражение, зеркало действительности, а художник отражает эту действительность? Если да, то какой главный герой сегодняшнего дня, как вам видится, какой образ этого героя? Или может быть он есть общий для всего мира, который отражается в том или ином искусстве?

Рэйф Файнс: Это вопрос достаточно общий. В ряде случаев искусство пытается отражать действительность, но оно ни в коем случае не тождественно действительности. В ряде случаев мы говорим об искусстве как об исходной точке. Некоторые фильмы могут отражать реальные ситуации и те или иные решения режиссера или актера, они направлены в известном смысле на наше восприятие реальности. Но мы должны понимать, что как только мы вступаем на эту тропу, мы пересоздаем реальность и отдаляемся от настоящего в каждом акте искусства. Даже наше отражение реальности представляет собой череду этих отражений. Зачастую мы видим движение или тенденции, течения в искусстве, например, на рубеже XX века или после Первой мировой войны. Мы видим совершенно удивительную реакцию в искусстве на ту травму, которую наносила им история. Это отражалось в модернистском искусстве, в том, как люди потеряли ориентиры и смыслы происходящего. Такова моя теория. Так или иначе, может быть, я не ответил на ваш вопрос.

Светлана Шмелева: Еще один вопрос, если позволите. Какие стереотипы о России вы разделяете, а какие считаете всего лишь стереотипами?

Рэйф Файнс: Ужасный вопрос (смеется). Некоторые стереотипы основаны на правде. Первый стереотип состоит в том, что русские любят пить водку, я и сам люблю пить водку. Я думаю, что у водки в России вообще другой вкус, отличный от любой другой страны. Это реальность, но в то же время стереотип. Любопытно, что во время моих посещений России, когда я был моложе, общий стереотип советского народа состоял в том, что советские люди никогда не улыбаются, что иностранец не может рассчитывать даже на подобие улыбки. По крайней мере, такое впечатление происходило даже из фильмов. В каком-то смысле я в свое первое посещение России видел это в недружелюбии пограничников, но, конечно же, я быстро понял, что этот стереотип не отображает реальность и не имеет основы в реальности. Я колеблюсь, я не ищу стереотипов. Тем не менее, когда мне кажется, что меня охватывает стереотип или он во мне угнездился, я пытаюсь как можно скорее от него избавиться. Я не люблю стереотипы. Надо их опасаться.

Светлана Шмелева: Я знаю, что вы не большой любитель давать интервью. Я благодарю вас отдельно за это исключение. Надеюсь, что мы встретимся на 30-тилетии Школы. Как это случается каждое десятилетие. Спасибо вам большое!

Рэйф Файнс: Спасибо вам!


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Светлана Шмелева

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.