29 марта 2024, пятница, 16:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 апреля 2013, 13:18
Евгений Гонтмахер

«Мы все ближе не к СССР, а к "Концу истории"»

Евгений Гонтмахер
Евгений Гонтмахер
Наташа Четверикова

Экономист, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер откликнулся на просьбу «Полит.ру» обсудить признаки возвращения России к политэкономической модели Советского Союза. По мнению эксперта, все, что кажется нам сегодня наступлением новой эпохи советов, - это просто попытка с помощью политического жеста обратиться к самой консервативной части населения. Гораздо важнее, по мнению, Гонтмахера, не внешнее соответствие каких-то инициатив власти советским реалиям, а изначальная причина их появления – острая нужда власти в идеологической «подушке безопасности».

Евгений Шлемович, мы встретились с вами сегодня, чтобы поговорить о признаках советской эпохи в дне сегодняшнем. Не о том, что не ушло еще, или не уходит, а о том, что возвращается. У меня здесь целый список случившихся в последнее время нововведений власти, являющихся либо точной калькой существовавших в Стране советов, либо очень близкой. Соответствующей, так сказать, духу идеологии государства развитого социализма. Все это вызывает к жизни высказывания, что вот мол, мы идет прямым ходом назад в СССР. Согласны ли с тем, что такая тенденция существует? Иначе говоря, действительно ли Советский Союз возвращается?

Нет! Не возвращается!

Знаете, у нас недавно вернули звание «Героя труда», по аналогии с СССР (именно так и было заявлено), пообещали вернуть школьную форму…

ГТО вот собираются возвращать.

Да, ГТО. Это все пока атрибутика, декор. Но ведь есть и более значимые признаки. У нас например, снова появились политические заключенные. В какой-то момент их ведь не было, а теперь они снова есть. В Госдуме у нас лежит законопроект об ужесточении наказания за нарушение порядка регистрации граждан, иначе говоря вновь усиливается институт пресловутой советской прописки. Список длинный. Сюда же пойдет и законопроект о наличии собственности за рубежом. Пока только для чиновников, да. Но уже звучат мнения, что это может сработать как фундамент для восстановления «Железного занавеса». Геев в тюрьму пока не сажают, но уже есть широко разрекламированный закон о запрете гей-пропаганды, поданный в массы именно как «антигейский». И все это мы называем, пока не касаясь донельзя укрепленного и неустанно укрепляемого на своем посту, обладающего огромными полномочиями, скажем так, вождя. И вообще не касаясь вертикали власти.

И все равно я вам скажу, что здесь не идет речи ни о каком Советском Союзе. Это совершенно ложное ощущение.

Но, ведь похоже?

Все это чисто внешние признаки, которые к советской действительности никакого реального отношения не имеют. Путин так маневрирует. На самом деле ему сейчас нужна даже не народная любовь (которая, к слову говоря, еще недавно у него была), а стабильная со стороны граждан поддержка.

Здесь следует отметить, что наше население, даже наиболее консервативная его часть, довольно сильно поменялось с советского времени. И если мы счистим со всего, что вы сейчас назвали советский флер, то увидим, что Владимир Путин просто пытается сыграть на традиционных ценностях, которые есть в нашем - как и в любом - обществе.
«Герой труда», например. 90% людей, конечно, уважают труд и трудолюбие как нетленные интернациональные ценности. Просто у нас сейчас на это одевается советская шелуха, которая, к слову говоря, работать не будет. Критерий элитарности изменился с тех пор. Если был гегемон-пролетариат, работавший исключительно на государство, которое и раздавало золотые звезды Героев труда, то как это делать, например, в рамках частного предприятия «АвтоВАЗ»? Его французские хозяева будут писать представления Путину?

Тогда по аналогии и другие меры, чтобы вы оказались правы, должны быть нерабочими…

Конечно, они нерабочие или бесполезные. Пожалуйста, возьмем ГТО. Ну кто возразит, что наши с вами дети должны быть сильными и здоровыми? Все - «за»! А вот если введут его, то, я думаю, только на бумаге. Почти уверен, что в реальности никакого ГТО у нас в школах не будет. Объясню почему. В советское время в стране существовала куда более жесткая, чем сейчас, вертикаль власти - партийная (КГБ, в свою очередь, это все дублировал). Так вот, по той жесткой вертикали можно было реально внедрять что угодно. Если бы это было сказано Генсеком, даже уставшим Леонидом Ильичем, то через месяц-два это бы уже все было в школах. Но сейчас это все будет профанировано, саботировано и спущено на тормозах. Поскольку, в действительности, сейчас никакой вертикали власти нет.

Ну, а та же школьная форма? Ее куда проще ввести, чем ГТО. Для того, чтобы проверить ее наличие, экзамен не нужен. Более того, она откроет просторы заработков для имеющих влияние в сфере образования чиновников. Они кровно заинтересованы, чтобы форма была введена, ведь огромные деньги – каждый школьник должен ее купить.

И все равно работать не будет. Да, деньги выделят. Но какой в ней смысл если одних детей приводят в школу пешком, а других подвозят на дорогих автомобилях? А телефоны и прочие аксессуары-маркеры достатка ведь не отменишь? Это не Советский Союз, где была не только единая форма, но и унификация во всем.

Ну, и разнообразия не было такого.

Да, но и это не все. Тогда можно было ученика без школьной формы не пустить на занятия. Я помню, когда учился в школе, были патрули, дежурили старшеклассники. И я пришел как-то даже не в свободной форме, а просто в клетчатой рубашке – и меня в школу не пустили. В пятом классе, помню, я был пионером. И атрибут – пионерский галстук – у меня был грязный. Старшеклассники, комсомольцы уже, когда увидели этот галстук, его с меня сняли, сделали мне выговор, что я такой-сякой и обязательно скажи родителям, пусть тебе купят новый галстук. Глубину выстраивания унифицированной системы представляете себе? Сейчас это невозможно. Попробуйте ученика не пустить в школу, особенно в частную. А в элитных школах форма и так есть, но она имеет не унификационный, а отличительный смысл. И так по всему списку вашему.

То есть, все что вызывает у нас опасение в плане возврата СССР, сводится к банальному популизму?

Я вам больше скажу. Если завтра Путину для подъема своей популярности будет выгодно двинуть в народ не советские, а любые другие реликты – он пойдет на это с той же легкостью. Да чего далеко ходить, смотрите – национализм. Посмотрите на заявления Путина, которые связаны с мигрантами. Вот он выступал в Голландии на пресс-конференции и заявил относительно однополых браков, что дети в них не рождаются, а нам нужно как можно больше детей. Что на это скажет любой российский гражданин? Он согласится. Скажет: «Конечно! Чем больше детей, тем лучше». И с этим соглашаются не только в России, во многих странах. Но при этом он сказал, мол мы, конечно, можем, как вы, за счет мигрантов увеличивать численность населения (оговорившись, что против мигрантов лично ничего не имеет), но нам нужно, чтобы у нас титульные нации прежде всего рожали! Что это за нации? Русские, татары, чеченцы и дагестанцы, которых, кстати, нет как нации вообще, а есть народы, живущие в Дагестане. В интернете, кстати, быстро отреагировали, припомнив, что понятие «титульная нация» было вообще-то введено националистами. Причем не российскими, а европейскими. И теперь получается, кто к титульным нациям не относится, хотя имеет российский паспорт (например, азербайджанцы или армяне, грузины или узбеки), они вроде как немножко не те. Ничего подобного в Советском Союзе не было. Там все люди были братья, хотя бы на словах. Еще аргумент об антисоветизме Путина – его воцерковленность и открытое заигрывание с православной церковью. Это ведь совершенно не советское.

А как сюда вписывается тогда потакание гомофобии?

А это дискуссионный вопрос везде. Посмотрите, какие битвы сейчас идут во Франции вокруг разрешения однополых браков. В США тоже непростая ситуация - в Аризоне вот ввели запрет на аборты. С этим непросто везде. Подавляющая часть населения в любой стране консервативна. И когда мы говорим - сексуальные меньшинства – это же действительно меньшинства. А большинство на меньшинство всегда смотрит косо.
Также косо смотрят, например, и на мигрантов в европейских странах. И Путин, как я уже сказал, лавирует: вот вам традиционные ценности, а вот вам имманентная нелюбовь большинства к меньшинству. Он всегда так делал. Если помните, как-то он вспомнил в ироническом смысле про людей с бороденками. Это был такой же подыгрыш большинству. Ведь бороденка – это что? Бороденки – это часть образа интеллигентных людей (что, конечно, часто далеко от реальной действительности), а значит тоже меньшинства. А если завтра он поймет, что ситуация совсем плохая, то он вполне может также пойти на потакание либеральным ценностям. Легко. Почему это возможно? Да потому, и это очень важно понимать, что Путин – прагматик. И его цель – сохранить власть. Ситуация непростая, и он играет на разных клавишах, в разных, так сказать, октавах. Но это игра, а не какое-то целенаправленное возвращение к советскому строю.

Кроме того, к возвращению советского строя совершенно не располагает экономическая обстановка. Да, у нас давят частный бизнес, это понятно. Но он существует. У нас совершенно колоссальная коррупция, с которой системно никто не собирается бороться. А в Советском Союзе все было так институционально устроено, что коррупция в высших эшелонах власти была исключением, а не правилом. Даже среднестатистический секретарь обкома партии довольствовался своими льготами и закрытым распределителем. Они, конечно, не брали взяток еще потому, что им не за что было их давать. А за что? За открытие собственного дела? Так там ничего такого вообще не было. Этот секретарь обкома может и взял бы деньги, но экономическая система была так устроена, что даже зазора не было, куда эти деньги всунуть.

Хорошо, а внешнеполитическая риторика? Америка – снова главный враг, как и при СССР вообще-то.

Да, риторика внешнеполитическая в целом сегодня антизападная. Но и это лишь внешний признак «наступления» советских времен. Здесь, как бы это ни обидно звучало для Путина, поведение нашего президента во многом напоминает поведение северокорейского лидера Ким Чен Ына.

То есть лидера социалистического государства, правильно?

Насчет социализма в Северной Корее – это явный перебор. Там классический феодальный строй – с правящей династией и бесправными подданными. Но он бряцает оружием не для того, чтобы строить «социализм», а потому, что ему просто нужна гуманитарная помощь. Там все сыплется, там ожидается очередной, по-видимому, массовый голод, весна принесла не очень хорошие виды на урожай. И он делает то, что его папа и дед совершали неоднократно – пугали мир, после чего наступало примирение, и в Северную Корею устремлялись сотни тысяч тонн риса, зерна, после чего все успокаивалось на какое-то время. Просто сейчас, видимо, масштаб проблем столь велик, что в ход пошло даже ядерное оружие. И отношения с прочими странами обострились до того, что северокорейских дипломатов теперь разрешено обыскивать на иностранных таможнях. К этому конфликту на стороне противников КНДР присоединился даже Китай, что, конечно Ким Чен Ыну как серпом по одному месту. Та же ситуация с Путиным, хотя и на более высоком уровне.

Ну, да, ведь у нас вместо бомб углеводороды…

Да. Дело в том, что экономическая ситуация в России сейчас зримо ухудшается. Еще буквально полгода назад у самых серьезных экспертов было ощущение, что нынешняя экономическая система сможет без видимых трудностей просуществовать еще по крайней мере несколько лет: высокие цены на нефть, золотовалютные запасы, инфляция относительно прежних лет низкая… Оказалось – нет. Смотрите, цены на нефть вроде неплохие, немножко упали, но все равно больше $100 за баррель, а дыра в бюджете все больше. Уже 2% ВВП в годовом исчислении. Экономический рост практически остановился. И ведь проблемы настолько обострились, что даже Путин заявил в Ганновере - у нас инфляция будет больше, чем в прошлом году. То есть он крупнейшим потенциальным инвесторам, которые по идее должны вливать деньги в Россию, вербально дает понять, что инфляция в России ускорится! А это важнейший макроэкономический показатель. Вот честно, не знаю зачем он им это сказал, но, по-видимому, это знак очень большой тревоги. И Медведев на последней коллегии Минфина не отстал, заявив, что у нас замедляется экономический рост и теперь придется резать какие-то бюджетные расходы. Такая ситуация, хочешь - не хочешь, начинает требовать некоей пропагандистской подушки.

Ведь что они будут резать, армию что ли? Нет, конечно! Они будут резать социальные программы, сваливая при этом вину на местных нерадивых начальников. Ведь помните Путин совещание по ЖКХ не так давно проводил и стучал кулаком по столу, хотя сам подписал, будучи премьером, постановление правительства, которое и повлекло за собой резкий скачек коммунальных платежей.

И, видимо, стараясь подстелить соломки в преддверии серьезных экономических сложностей, проводится соответствующая линия – натаскивается, так сказать, внешнеполитическая картина. Чтобы было в кого ткнуть пальцем на вопрос – «Кто виноват?»

И Путин в таком ключе уже говорит. Помните, как он пенял ЕС: ребята, ведь это вы же виноваты. Кто вам кризис устроил, мы что ли? Нет! И ведь это правда. Сейчас в Европе рецессия. В США есть экономический рост какой-то, но тоже до светлых времен еще далеко. Все это прекрасный повод показать, что мы, Россия, в этой ситуации только жертвы: «Эй, ребята, посмотрите, мы делаем все что можем! Но вот они, они нас подводят». Подогревается антиамериканская риторика только для этого.
И, даже если сравнивать с советской эпохой, то в СССР эта риторика была несколько иной. Она опиралась не на экономические аргументы, а на идеологические. Было соревнование моделей. Мы стремились показать, что наша модель построения государства лучше американской. А сейчас? Вот скажите, какая у нас модель?

Ну, если выражаться грубо, то плохая американская, видимо.

Совершенно верно. У нас именно резко ухудшенная, не американская только, а скорее европейская модель. У нас ведь есть частная собственность? Конечно! Мы декларируем существование в России частной собственности. Также у нас многопартийность, выборы. У нас открытые границы, глобализация, ВТО… Чем мы отличаемся от других западных стран? Да только тем, что у нас все это придавлено и во многом имитационно. Мы не успели еще толком все это построить и уже придавили. Но, самое неприятное, что мы со всем этим, ни к чему не пришли.
Вот, помните, мы, когда обсуждали «Доктрину Путина», говорили о том, что западная [политэкономическая] модель – она в кризисе. И вот, представьте, Путин бы сказал: «Раз так, строим нашу модель!» Ну, то есть нашу, российскую самобытную, не знаю там, православно-народно-социалистическую, не важно. Но он же ничего подобного не говорит. Он только бьет по поверхности, посылает, как у нас говорят, месседжи, чтобы только отвлечь внимание населения. И считает, что поступая так, еще некоторое время сможет чувствовать себя комфортно с точки зрения общественной поддержки и неуязвимо.

Но мы ведь в одну из прошлых бесед как раз обсуждали, что Путин уже разочарован в западной модели. А если это так, то он уже должен был начать строить свою модель. Так что же получается, он все же в ней до конца не разочаровался? Получается он сохраняет относительно нее, и в целом нынешней системы организации средств производства, какие-то иллюзии?

Разочарован до конца или нет, но он, по-видимому, не видит другой модели. Помните «Конец истории» Фукуямы ? Я понимаю, что эту книжку с момента ее появления уже раскритиковали много раз, и Фукуяма по прошествии стольких лет уже и сам понял, что все не так просто. Но в отношении России «конец истории», случившийся в 1991 году – это правда. Есть какие-то африканские или исламские страны, которые не идут по демократическому пути и как-то живут. Хотя почему-то люди оттуда за куском хлеба всеми возможными способами бегут именно в демократические страны. Но ведь у России других вариантов нет! После обвала «коммунистической» модели у нас нет выбора.

У нас ведь в экспертном сообществе постоянно идет дискуссия о моделях развития России. Китайская модель из обсуждения сейчас уже ушла, потому что все понимают: а) для нас это невозможно, потому что Китай стартовал из совершенно другого пункта по сравнению с Россией 1992 года. То, что там происходит – это советская индустриализация 30-х – 50-х годов, только делающаяся на современный лад; б) если в Китае не произойдет какая-то катастрофа, то через 20-30 лет он окажется в том же демократическом лагере, от которого некоторые эксперты сейчас (пока только в теории) пытаются отмежеваться. Но вот рассмотрим иранскую модель. Ценности там религиозные, исламское государство, да? Но, у них вообще-то демократия, хотя в чем-то и усеченная, конкурентные выборы (разве что от них отсекаются те, кто в открытую неугоден аятоллам), частная собственность и бизнес, мирно уживающиеся с государством. Даже там (а ведь Иран, казалось бы, антипод Соединенных Штатов) от этих базовых вещей не отказались. Просто навесили на них ярлык религиозности. Но ведь этот ярлык завтра может куда-то улетучиться, и Иран сразу станет частью мировой экономики и глобального демократического пространства. Институты у них для этого почти готовы.

Звучит очень заманчиво.

Да. Но вот Путин , возможно, не понимает (может и понимает, конечно, это надо у него спрашивать), что глобальный исторический процесс (хотя и очень непросто идущий) противоречит всему тому, что называется Советский Союз, чем был Советский Союз… Приведу еще один пример в вашу кассу – Евразийское пространство. Этот проект, который Путин объявил, вызвал на Западе волнение, что вот СССР возвращается. И опять ничего подобного! Ну как можно опять загнать в одну страну Казахстан, Белоруссию и Россию? Ни Лукашенко, ни Назарбаев со своими преемниками не поступятся своим суверенитетом. Никогда! Так же как и Таможенный союз, единое экономическое пространство ни в коем случае не шажок в сторону возвращения СССР. В лучшем случае получится региональная организация по экономическому сотрудничеству, коих в мире есть достаточно много. Характерный пример – Латинская Америка. Никто же не ставит задачу объединить все страны в границах одного государства от Панамы и Мексики до Аргентины. Там у каждого своя валюта и своя экономическая политика.

То есть снова вместо рабочей модели «симптоматическое» поведение.

Ситуативное поведение. Да, оно не ведет нас назад к Советам, но какие-то отдельные атрибуты его все равно, и вы это верно заметили, берутся оттуда. То есть из мертворожденной модели. А значит (и это то, что я и пытался вам рассказать) с их помощью мы все ближе не к СССР, а к «Концу истории» по-российски, т.е. к подползаем к очередной внесистемной перетряске, как будто бы нам мало было и 1917, и 1991 года.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.