Адрес: https://polit.ru/article/2013/04/02/sinelina/


02 апреля 2013, 19:00

Памяти Юлии Синелиной

В голове не укладывается, что из жизни ушел по научным меркам молодой ученый – Юлия Юрьевна Синелина, одна из самых известных в нашей стране социологов религии, руководитель Отдела социологии религии Института социально-политических исследований РАН, доктор социологических наук. Я не могу сказать, что хорошо лично знал Юлию Юрьевну, но, как коллега, периодически общался с ней на конференциях и семинарах, как в Институте Европы РАН, куда регулярно приглашал Синелину, так и на социологическом факультете МГУ, куда меня приглашала Юлия Юрьевна.

Несмотря на то, что во многом мы были не согласны друг с другом, да и методы наших исследований часто радикально отличались, наши дискуссии всегда были плодотворными. И теперь я понимаю, что это в значительной степени из-за спокойного, даже смиренного характера Юлии Юрьевны, ее готовности выслушать, а затем четко обозначить свою позицию. Помимо этого, существовало то, что, как мне кажется, объединяло нас – меня, как полевого исследователя, и профессора Синелину – классического социолога, проводящего массовые соцопросы в масштабах России. Юлия Синелина, православная верующая, не зацикливалась на цифрах, а видела живое восприятие веры в российском обществе со всеми достоинствами и недостатками этого восприятия. Религиозность, которую она изучала, Синелина принимала близко к сердцу. Возможно, это внимание к религиозному чувству как таковому, бережное к нему отношение, было заложено в Синелиной, в том числе, ее учителем – социологом Верой Федоровной Чесноковой которая разработала индекс воцерковленности. По крайней мере, о Чесноковой Юлия Юрьевна говорила при каждом удобном случае, почти в каждом своем выступлении.

Безусловно, в российской науке (социологии, религиоведении, философии религии) навсегда останутся работы Синелиной, посвященные, прежде всего, современной религиозности россиян и ее развитию, процессам секуляризации, которые отнюдь не привели к исчезновению религии. Вслед за американским социологом Питером Бергером в декабрьском номере журнала «Эксперт» за 2012 год, Синелина фактически говорит о десекуляризации и в мире, и в России, о том, как религиозные институты берут на себя все новые функции – институтов гражданского общества, осознания собственной идентичности, поддержки человека в условиях глобальной неопределенности.

Мне запомнился целый ряд выступлений Юлии Юрьевны с оценкой современных отношений Церкви и общества в мае-июне 2012 года. Происходящую гражданскую мобилизацию и увеличение доли обсуждаемых церковных проблем в масс-медиа Синелина оценивала, как оживление политического пейзажа. Мой репортаж с одного из семинаров в МГУ о конфликте РПЦ и интеллигенции Юлия Юрьевна редактировала сама: «Оживление ситуации в стране, в том числе и в религиозной сфере, привело к тому, что сформировались новые группы в обществе, изменилось отношение к восприятию Церкви. Лучше всего можно проанализировать современность через преодоление мифов, которые касаются интеллигенции и роли Церкви. Россия находится в общемировом контексте, когда говорят о конфликте секулярной элиты и определенной части верующего общества…  В России разделение на православную и секулярную интеллигенцию произошло еще в середине XIX века. Это разделение присутствует в российской истории всегда, периодически обновляясь, в новых обстоятельствах и идеологических контекстах. Это западники и славянофилы, монархисты и веховцы. В настоящее время это противостояние опять нарастает на фоне обострения политической ситуации. Раньше против Церкви выступали коммунисты, а теперь – это либеральная интеллигенция, которая вдруг заявила о своей революционности… Новая православная интеллигенция начала формироваться с начала 60-х годов  ХХ в. Возвращение в Церковь в Советском Союзе начиналось с интеллигенции… Критика Церкви повторяется на новом витке истории. Такая же напряженная ситуация была вокруг РПЦ в 1997 году. Тогда достаточно активно поднимались антицерковные темы –  в «Московском комсомольце» критиковали митрополита Кирилла, на НТВ боролись с Церковью из-за показа фильма «Последнее искушение Христа». В итоге 16 декабря 1997 года патриарх Алексий II выступил с обращением, в котором подверг критике СМИ и отметил, что «идет новое наступление на Церковь».

Синелина полагала, что критика только способствует консолидации части общества вокруг Церкви. По крайней мере, треть общества воспринимает Церковь не как общественный институт, а как Тело Христово («Человек, который находится внутри Церкви, по другому к ней относится, для него критика Церкви не является принципиальной»). Критики, замечала Синелина, мало понимают мотивацию верующих, для которых главное – это участие в таинствах. Пока проблемы не мешают им участвовать в таинствах, они не будут реагировать на критику РПЦ. Патриарх, к примеру, на молебне 22 апреля 2012 года говорил о том, что происходящее ниспослано нам за наши грехи, но часть общества этого вообще не услышала. В этой связи Синелина задавалась вопросом – может быть и не надо Церкви реагировать на критику? Но общество  все же у нас светское и Церковь должна заботиться о своем имидже. Кредит доверия не бесконечен. Если Церковь собирается воцерковлять общество, то она должна заботится о том, как она выглядит в глазах невоцерковленных и неверующих.

Со стороны может показаться, что я сбиваюсь на обсуждение острых актуальных проблем в чисто научном или публицистическом ключе. Однако главное в этих дискуссиях и в семинаре в МГУ, который вела Синелина и который набирал обороты, привлекал все больше ученых, это искреннее беспокойство за судьбы православия в России, совершенно адекватное понимание состояния российского общества. Юлия Юрьевна призывала не отметать религиозное чувство, не превращать социологию в чисто секулярный инструмент: «Не стоит забывать, что воцерковление - трудное дело для наших религиозно невоспитанных граждан (мы говорим о людях, заявивших себя как православных, стремящихся ими стать). Отметим, что в религиозной сфере существует понятие "путь христианина". Для кого-то этот путь может оказаться легким и быстрым, но таких религиозно одаренных людей всегда было мало, а остальные начинают с малого. Путь этот не обходится без ошибок и сомнений. С точки зрения Церкви, обратиться самому - мало, надо прийти в Церковь, приобщиться к ее таинствам и научиться церковной жизни, а не замкнуться в своей индивидуальной вере. Но идентифицировать людей в качестве неправославных, если они считают себя православными, вследствие того, что не все у них соответствует церковным канонам, на наш взгляд, неправомерно». (Ю.Ю. Синелина.О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования № 7, 2001).

У Юлии Юрьевны был свой путь христианина. Этот путь вдвойне труден для ученого, который занимается религиозной тематикой, для которого православие и Церковь связаны с личными переживаниями и болью. В постсоветской России с ее мимолетным бумом религиозности 1990-х годов путь социолога-христианина был во многом одинокой дорогой в попытке показать, что россияне уже нашли свой, как всегда тернистый и непростой, путь ко Христу.

Юлия Юрьевна отошла к Богу, сделав очень много. Вечная ей память.

Роман Лункин,

ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН.