29 марта 2024, пятница, 09:09
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Место встречи изменить нельзя

Папа Бенедикт XVI и патриарх Варфоломей
Папа Бенедикт XVI и патриарх Варфоломей
Фото: platos-academy.com

Когда СМИ сообщили о том, что вселенский (константинопольский) патриарх Варфоломей прибудет на интронизацию нового римского понтифика для участия в ней, многие интересующиеся религией и политикой в России посчитали это событие сенсационным. Либеральные обозреватели назвали это событие долгожданным знаком сближения двух ветвей христианской церкви после тысячелетней схизмы. Неоконы же с нескрываемой тревогой заговорили о религиозной и политической экспансии Ватикана, затягивающего в свою орбиту все новые политические и религиозные фигуры православного Востока.

Давние друзья

Инок Афанасий
В диалоге на радио «Вести FM» с В. Соловьевым радикальный «афонский инок Афанасий» громко объявлял пап Рима еретиками и сатанистами. Встречу же  -  прискорбной новостью. На самом деле, никакой новизны и сенсации во встрече патриарха Варфоломея и папы Франциска нет. В отличие от российских СМИ, зарубежные медиа не придают подобным событиям никакого сакрального значения, а сами встречи константинопольского первоиерарха и римского понтифика уже давно стали заурядными событиями европейской политической жизни.

Это уже четвертый визит патриарха Варфоломея непосредственно в Ватикан, не считая многочисленных рядовых визитов в Италию. Первый раз он побывал здесь в 1995 году, а уже в 2004 папа Иоанн Павел II заявил, что эти встречи стали «символом желанного примирения между Католической и Православными Церквами, а также предчувствием надежды на продвижение к полному единству всех христиан». Перед тем, как сказать эти слова, в качестве жеста доброй воли Иоанн Павел II подарил константинопольскому патриархату здание римской церкви св. Феодора. С той поры, пребывая в Рим, патриарх Варфоломей возносит в этой церкви молитвы за здравие самого понтифика.

Еще одна встреча Варфоломея с папой состоялась уже не в Риме, а в Стамбуле. Папа Бенедикт XVI посетил патриарха в его фанарской резиденции, где принял участие в многочисленных совместных богослужениях, состоявшихся в храмах обоих христианских конфессий. Последний раз патриарх и папа виделись в октябре 2012 года. Тогда по приглашению Бенедикта XVI Варфоломей и Галльский митрополит Эммануил участвовали в церемонии празднования  50-летнего юбилея Второго Ватиканского Собора.

Впрочем, патриарх Варфоломей не пионер в этом начинании. И до него восточные патриархи новейшего времени неоднократно встречались с римскими первосвященниками. Почти 50 лет назад, в январе 1964 года, в Иерусалиме состоялась историческая встреча между Папой Римским Павлом VI (1897-1978) и Константинопольским Патриархом Афинагором I (1886-1972), в ходе которой они заявили о стремлении двух Церквей к примирению. В 1965 году оба иерарха провозгласили о снятии взаимных анафем. Дело в том, что в 1054 г. первоиерархи Рима и Константинополя предали друг друга проклятию и положили начало так называемой «великой схизме», разделившей единую доселе церковь на Западную (Ecclesia Catholica Romana) и Восточную (ὀρθοδοξος Ἐκκλησία ) части. Варфоломей с большим почтением относится к памяти Папы Римского Павла VI. В ходе одного из своих визитов в Рим патриарх совершил панихиду у его надгробия в Соборе Святого Петра.

Папа Павел VI и патриарх Афинагор I. 1964 год

Об этих встречах очень мало пишут в России, даже в церковных СМИ. Несмотря на то, что верхушка РПЦ давно включилась в церковную евроинтеграцию, а сами иерархи Московской Патриархии не только встречаются с католиками, как патриарх Варфоломей, но и совершают совместные богослужения, информацию об этом стараются не только не публиковать, но и активно замалчивают. И дело здесь не в страхе перед антикатолическими настроениями ревнителей благочестия и строгими старцами.  Административной власти Московской Патриархии вполне хватает, чтобы изгнать и уничтожить любого Диомида и правдоискателей калибром поменьше.

Причины, по которым в России практически ничего не известно о плодотворных встречах восточных патриархов с ватиканскими первосвященниками лежат в иной плоскости.

Медийная легализация контактов с Римским Папой может дать сигнал многочисленной, но не очень надежной пастве РПЦ МП, что католицизм, с точки зрения среднестатистического, маловоцерковленного обывателя, ничем не отличается от православия. Окажется, что католическая церковь – такая же спасительная и даже более удобная и комфортная. Как только страх «латинской еретической заразы» исчезнет, многие могут увидеть в католической церкви что-то привлекательное или наоборот - не увидеть чего-то непривлекательного, но уже набившего оскомину в РПЦ. Ведь в глубине души православные – западные люди. Интеллигенция православная прямо хранит свои духовные активы на западе, а народ привык к мысли, что на западе все делают лучше.

Неудачливый патриарх, но талантливый политик

Папа Иоанн Павел II и патриарх Варфоломей
В современном мире патриарх Варфоломей (Архондис) уже давно воспринимается не столько как духовный лидер, но как европейский политик. Церковное влияние вселенского патриарха в самом Константинопольском патриархате, на территории Турции ничтожно. Государство не признает «вселенский» титул иерарха. В 2009 году премьер-министр страны Реджеп Эрдоган озвучил численность прихожан Константинопольского патриарха, которая составляет всего около 3 тысяч человек.

Турецкое правительство вот уже 40 лет препятствует деятельности единственной богословской школы Константинопольского патриархата на острове Халки. В этом году власти собираются вновь открыть мечеть в бывшем софийском соборе Константинополя. Элладская церковь Греции находится под омофором афинского архиепископа и признает власть патриарха Варфоломея лишь номинально. Не просто развиваются отношения между константинопольским патриархатом и другим православными церквями.

Не имея возможности, а может быть и таланта, развивать внутрицерковную жизнь как таковую, патриарх Варфоломей реализует себя на поприще международной политики. Несмотря на всё ухудшающееся положение христианской общины Турции, Варфоломей выступает в качестве проводника и апологета турецкого внешнеполитического курса.

Выступая на Парламентской ассамблее Совета Европы, Варфоломей призвал немедленно принять Турцию в Евросоюз, мотивируя это «важными успехи Турции в принятии стандартов ЕС и проведении реформ, пересматривающих внутреннее законодательство». Несколько раз Варфоломей участвовал в давосских экономических форумах, где отметился высказываниями в защиту экологии. В 2008 году константинопольский патриарх попал список «100 самых влиятельных людей мира» согласно версии журнала Time.

Нельзя сбрасывать со счетов и огромную греческую диаспору, проживающую за пределами Турции и Греции. Большая греческая община США жертвует на церковь немалые деньги и очевидно желает видеть своего первоиерарха обладающего достаточным политический весом и общественным статусом.

За международной активностью Варфоломея и расширяющимися контактами с папским престолом кроются не только идеологические и частные интересы Фанара, но и страх остаться один на один со стремительно исламизирующейся Турцией.

Откликаясь на экуменические призывы Ватикана, вселенский патриарх продолжает стратегию многих своих предшественников. Знаменитые объятия патриарха Афинагора и Римского Папы Павла VI стали в прямом смысле спасительными для вселенского патриархата. 50 лет назад они решительным образом повлияли на политику турецкого правительства, принявшего в тот момент решение упразднить Константинопольскую Патриархию в Стамбуле.

Лобзания с латинскими первосвятителями, выступления в Европарламенте, челночная дипломатия между славянскими государствами и другие элементы политики «надувания щек» пока еще позволяют патриарху Варфоломею сохранять статус некогда великой «вселенской патриархии». Однако бесконечно это продолжаться не может. Политический выбор подтурецкие греки сделали уже давно, вопрос только в том, как и когда он будет оформлен и церковно-административно. Фанариоты могут потянуть еще некоторое время, тем более, что на низовом уровне многие греки вообще-то недолюбливают Запад и католиков, но Вселенский Патриархат – давно уже часть западного религиозного пейзажа. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.