29 марта 2024, пятница, 04:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Отставка не на жизнь, а на смерть

Отречение
Отречение
Фото: isrci.com.br

Когда человека выбирают на высшую церковную должность, то подразумевается, что его моральный облик соответствует религиозным нормам, а сам деятель достоин вести церковный корабль к духовному спасении до самой своей кончины.  В жизни часто бывало по-другому. То кормчий окажется не вполне благочестивым - впадет в грех или ересь, то не впишется в политические или экономические реалии, то здоровья не хватит, да и старческий маразм пока еще не научились лечить.  Церковь, к сожалению, не имеет проработанного правового механизма отставки или переизбрания первоиерарха. Поэтому прижизненный уход глав христианских конфессий и деноминаций нередко сопровождается скандалами,  расколами, а иногда и религиозными войнами.

Только вперед ногами

Папа Григорий XII
Нынешнее спокойное отречение римского понтифика действительно является событием уникальным. Последняя добровольная отставка (да и то, сделанная под давлением королевских дворов Европы) была подписана папой Григорием XII  в 1415 году. Институт папства, как и сам трон понтифика, в течение полутора тысячи лет обладал необычайной притягательностью. Кроме традиционного духовного авторитета и претензий на первенствующее место в христианском мире, римские папы были наделены немалой светской властью, активно вмешивались в европейскую политику, являлись крупными владельцами земель, недвижимости и невообразимых коллекций предметов искусства и роскоши.  История показала, что как бы ни было слабо здоровье того или иного папы, как бы сильно ни шатался его трон, сколь могущественные враги его ни окружали, практические никто из них не отказывался добровольно от кресла в Латеранском дворце. Должность верховного понтифика обладала и обладает свойством архаического харизматического «осенения», своего рода выбора свыше, и отменить его человеческими средствами всегда трудно, если вообще возможно.

Однако политические и церковные перипетии эпох все же иногда требовали смены пап, не дожидаясь их естественной кончины. В таком случае прибегали к помощи либо соборного их низложения, либо к более заурядным способам «благочестивого ухода из жизни»: яду, кинжалу или внезапно обрушившемуся потолку.

Папа Сильверий
Папа Сильверий, попавший в водоворот событий, связанных с вторжением в  536 году в Италию армии византийского полководца Велизария, был обвинен как изменник и смещен с престола. Сосланный в монастырское заточение, он, по некоторым данным, был задушен сопровождавшими его монахами.  Следующий папа,  Вигилий, был лишен сана участниками состоявшегося  в 553 году V Вселенского собора, и также скончался в ссылке.  В Римской империи любой папа, в чем-то не угодивший императорской власти, мог быть обвинен как политический преступник и лишен своего трона. Такая судьба, например, постигла впоследствии канонизированного папу Мартина I, сосланного за неподчинение императорской воле, и умершего в заточении.

Некоторые папы стали жертвой заурядных заговоров. Стефан IV (ум. 897) был смещен в результате заговора римской знати, после чего он безо всякого суда был задушен в тюрьме веревками, свитыми из собственного богослужебного облачения.  Папа Бонифаций IV правил всего две недели, после чего скоропостижно скончался от яда. Папа Лев V (ум. 903) продержался на престоле около 30 дней, и был свергнут в ходе заговора одного из своих сподвижников -  кардинала Христофора. Последний,  в свою очередь, провозгласил себя папой, но насладиться властью не успел. Через несколько месяцев очередные заговорщики ворвались в папскую опочивальню и бросили несчастного властолюбца  в тюрьму. Чтобы обезопасить святой престол от возможных заговоров, следующий  понтифик Сергий III приказал казнить и Христофора и уже  томящегося в темнице папу Льва V.

Явные или тайные убийства римских пап случались  вплоть до эпохи Возрождения.  В этот ряд встала и кончина папы Александра V Борджиа, известного своим непотизмом (ум. 1503), и  папы Пия III, который прожил всего три недели после своего избрания. Некоторые папы пережили многолетние ссылки, другие - мятежи и восстания, третьим приходилось прятаться или бежать, переодевшись в чужую одежду, как, например, папе Евгению IV (ум. 1434).

В Новое время светское влияние Ватикана стало уменьшаться. Завершение эпохи великой папской политики явно проявилось во время учреждения в 1870 году объединенного Итальянского государства и объединения Германии в 1871. Провозглашение Рима столицей Италии, нациоцентричная немецкая «Kulturkampf», проводимая в годы правления Вильгельма I, окончательно отодвинули папский престол на задворки европейской жизни.

Однако это положительно сказалось на жизни самих пап. Католическая церковь отделенная, пусть и не по своему желанию, от политической стихии, смогла сконцентрироваться на своих собственных задачах. Папы перестали бояться вторжения иностранных войск, заточения в тюрьмы, заговоров, мятежей и яда. Большинство из них стали доживать до глубокой старости.

Правда, опасность преждевременной кончины вскоре сменилась проблемой возрастной немощи, и эта проблема также  стала «вмешиваться» в повседневную жизнь Ватикана. Известно, что многие папы XX века в последние годы жизни тяготились своими обязанностями, думали об уходе,  и даже обсуждали в узком кругу свою отставку. Глубоко преклонный возраст или болезни явно препятствовали нормальной деятельности таких пап XX века, как Пий XII, Павел VI,  Иоанн Павел II.

Добровольно-принудительная отставка для патриарха

Жизнь в коридорах восточных патриархий по напряжению интриг мало чем уступала католическому Риму. Даже в благословенное время расцвета Византийской империи положение высших лиц церкви - патриархов - было далеко не самым надежным. Их, так же как и римских пап, могли обвинить в государственной измене, ереси или просто свергнуть, чтобы привести к высшей духовной власти человека из влиятельного родственного клана. Так, например, император-иконоборец Константин Каваллин (Копроним) не просто отставил патриарха, но, посадив его на осла задом наперед, велел провезти по ипподрому с позором. Другие императоры также могли не церемониться с патриархами, взять хотя бы историю IX с патриархами Фотием и Игнатием или арсенитский раскол XII в. Положение стало еще хуже после падения Константинополя и распространения границ Османской империи на значительную часть  Европы и Азии. Отныне судьба восточных патриархов -  Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского и всех остальных иерархов - зависела исключительно от воли местных османских владык. Назначение на пост патриарха часто решалось не на церковных соборах, а в тенистых покоях султанов, где за вожделенный пост нужно было не только принести присягу лояльности, но заплатить солидный «бакшиш». Бывали случаи, когда только что избранные патриархи сразу же отправлялись в отставку, поскольку не успевали выплатить обещанные золотые.

В Московском государстве ситуация была другой.  В большинстве случаев русские митрополиты пожизненно находились на своих постах, лишится которых можно было лишь за прегрешения перед великим князем.

Патриарх Никон
Феноменально в этом плане было отречение патриарха Никона. Находясь на вершине своих сил, он неожиданно  и добровольно оставил патриаршую кафедру: «От лени вашей окоростовел я, отныне не буду вам патриархом». Оставление Никоном первосвятительской кафедры оказалось, однако, не вполне искренним. Видимо, желая повторить перформанс «отрекшегося» царя Ивана IV Васильевича, он поселился в одном из основанных им монастырей и ожидал просьб царя, боярства и народа  вернуться обратно. Никаких просьб, впрочем, не последовало. Раздосадованный патриарх  стал предпринимать попытки самостоятельно вернуться на престол. «Сошел  с престола никем не гоним, а ныне пришел на свой престол никем не зван», - писал о нем один из современников.

Первоначально добровольная отставка патриарха Никона  дорого обошлась русскому государству. Тяжба патриарха с царем тянулась почти 10 лет и стоила властям не только огромных сумм, выделенных на подкуп представителей восточных патриарших кафедр, но и глобальных имиджевых потерь русской Церкви, «переломанной» в ходе Большого Московского Собора 1666-1667 годов. Уже лишенный сана Никон до конца жизни продолжал кипеть, рассылая анафемы и  проклятия царской семье и своим бывшим собратьям по «пастырскому» служению.

В чем-то похожая, но  меньшая масштабом  история произошла  с бывшим первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей митрополитом Виталием (Устиновым). Уже будучи глубоко пожилым и уставшим от церковной политики человеком, он  заявил на Соборе 2001 года, что уходит на покой. Через несколько дней после окончания собора  митрополит Виталий неожиданно объявил, что передумал. Он снимает подпись «о своем добровольном уходе на покой и передаче полномочий архиепископу Лавру». Разборки между двумя архипастырями не обошлись без нескольких рукопашных, и грозили перерасти в более серьезные столкновения, если бы не вмешательства американской полиции. Воззвание Виталия стало прологом к расколу РПЦЗ на несколько частей и осколков, последующим церковным потрясениям.

Среди самых последних первосвятительских отставок в восточных церквях наибольший резонанс приобрело отстранение в 2005 году от своей должности иерусалимского патриарха Иринея I.  В центре обвинения были договора, по которым иерусалимский патриарх, якобы, передавал земли церкви Израилю.

Патриарх Ириней
Патриарх Ириней, однако, отказался подчиняться решению своих епископов и учинил скандал, угрожая отлучениями и прочими церковными карами, после чего дело было вынесено на так называемый Всеправославный собор в Стамбуле. В нем приняли участие представители 14-ти  «церквей-сестер». За признание решения Иерусалимского Синода, низложившего Патриарха, проголосовали семь представителей, то есть только половина участников собора.

Интересно, что фактическое изгнание Иринея состоялось даже не после решения собора епископов Иерусалимской патриархии и Всеправославного собора в Стамбуле, но после подтверждение этих решений светскими правительствами трех нехристианских стран – Иордании, Израиля и Палестинской автономии.  Ириней не смирился со своим извержением и, поддерживая контакты с церковными диссидентами, еще надеется на свое освобождение и отмщение.

К слову говоря, в некоторых случаях низвергнутые иерархи иногда могли восстановить в той или иной мере свою власть. Это можно отнести, например, к неоднократно отстраняемому, устроившему множество расколов и раздоров патриарху-авантюристу Мелетию (Метаксакису) (ум.1935)  побывавшего за свою карьеру на трех кафедрах: афинского архиепископа, константинопольского  и александрийского патриархов.

Таким образом, и в XXI веке, несмотря на широкое развитие практик гражданского общества и примеры отрегулированных отношений между религией и государством, отставки высокопоставленных церковных руководителей часто превращаются в скандалы.  Отстраняемые архипастыри в ожесточенном сопротивлении быстро теряют достоинство, а отстраняющие быстро скатываются к грубому насилию, достойному худших времен средневековья.

Вообще говоря, отстраняемому первоиерарху в силу архаической инерции трудно смириться с мыслью, что единожды будучи избранным как достойнейший, олицетворяющий церковную полноту и, ни много не мало, глас Божий на земле, он вдруг будет признан недееспособным, возможно, станет рядовым членом конфессии,  а в худшем случае - расстригой, призираемым изгоем. Его отчаянное сопротивление, даже в случае редкого успеха и возвращения в должность (как, например, у покойного болгарского патриарха Максима), уничижает авторитет института церкви.

Отставить патриарха проще, чем папу, ибо он менее самодостаточен, но его отставка более, чем папская, бьет по престижу власти, она куда более политический шаг.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.