29 марта 2024, пятница, 12:16
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 февраля 2013, 15:10

Инновационное предпринимательство: механизмы торможения

Победителей рейтинга инновационных компаний поздравляют представители организаторов рейтинга - исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник и генеральный директор ОАО «РВК» Игорь Агамирзян. Фото: Технопарк
Победителей рейтинга инновационных компаний поздравляют представители организаторов рейтинга - исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник и генеральный директор ОАО «РВК» Игорь Агамирзян. Фото: Технопарк

Мы продолжаем публикацию материалов по итогам заседания экспертного семинара РВК, посвященного проблеме технологического брокерства в России. Исполнительный директор ассоциации инновационных регионов России, председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник рассказал «Полит.ру» о технологических брокерах и причинах застоя отечественного рынка инноваций.

Существуют ли у нас технологические брокеры?

То, что у нас есть технологические брокеры – несомненно. Чего далеко ходить, та же Российская венчурная компания является таким брокером, имеющим целые институты партнеров. И это официально, а ведь есть и просто частные компании, которые не специализируются на инновациях, но фактически выступают такими брокерами в случае необходимости. Ведь кто такие технологические брокеры? Это просто люди, которые помогают инноваторам разобраться, куда подтянуть разработку, где найти под нее денег. Таких ребят достаточно много. Часть из них сидит в разного рода фондах, совсем не обязательно венчурных. Вот буквально один инвестиционный фонд, Русэнергоинвест, кажется, с группой инноваторов заключили сделку на 2 млрд. Не венчурный фонд, но вполне себе оказался технологическим брокером, который ищет компании, стремится разобраться в том, что видит.

То есть технологические брокеры у нас не только существуют в достатке, но и в достаточной степени востребованы?

Да они не только существуют, но и востребованы. В достатке ли они – непростой вопрос. Нужно разделять, как я представляю, участников рынка инноваций на две категории. Есть компании, вроде нас, которые уже давно существуют. Вроде нас было еще несколько. Кто-то распался, кто-то работает, какие-то ребята за рубеж уехали. Но те, кто работает не первый день, всем известны и востребованы в той мере, в какой создали себе репутацию. Это нормальные брокеры, которые понимают рынок и разбираются в предмете. Они работают и с венчурными фондами, и с инноваторами. И в столице это есть, и даже в регионах. При этом в регионах этот бизнес порой оказывается развит настолько, что туда обращаются коллеги ото всюду с просьбой проконсультировать, как наладить бизнес. Но есть и другой тип – такие, которые заявляют, что они технологические брокеры. Один такой звонил мне вчера из Америки, говорил: «Вот вы! Вы дайне нам базы данных! Мы тогда…». Я их чаще называю не брокерами а просто «консультантами», которые бегают, мутят воду, раздают расплывчатые обещания и по сути ничего не делают. Потому что не умеют и не учатся. Их тоже много, но на деле ни компаниям, ни инноваторам они не нужны, хотя на первый взгляд они – тоже технологические брокеры.

Таких вот, второго типа «брокеров» у нас не большинство?

Трудно сказать. Но уж точно не меньше, чем реально работающих компаний. Но ведь (смеется) в какой-то период такими были почти все. Это уже сейчас, слава Богу, появились нормальные компании, с опытом и репутацией. Компании, у которых есть и деньги, и опыт работы на цивилизованных рынках с реальным спросом. И вот они бы не появились, если бы на них не было реального спроса. Так что да, их много, и вполне достойных, и они востребованы.

Можно ли сказать, что для участников инновационного рынка сегодня основная проблема – донести свои предложения до бизнеса, особенно крупного? Обратить, иначе говоря, на себя внимание больших акул?

Это не основная проблема, однозначно, но вопрос крайне важный. Большой бизнес – это главный потребитель любых разработок. Они организуют свой собственный хороший рынок, и технологические брокеры и инноваторы стремятся попасть в сферу их расходов, поскольку в случае успеха такой инвестор – гарантия дальнейшего развития. Хотя (смеется) совсем не гарантия известности. Как мне рассказывали в одной такой компании: «Мы работаем на «Газпром» и хорошо живем, но не дай вам Бог когда-нибудь рассказать о нас где-нибудь. Вдруг решат, что мы политически или еще как-то, без чьего-то высокого решения обошлись, и надо нас прижать или еще чего».

Но это редко. У нас так сложилось, исторически, можно сказать, что крупный бизнес в целом очень неохотно слышит участников отечественного инновационного рынка. Они предпочитают сами искать себе техноброкеров, очень часто с установкой именно на зарубежных игроков или на научные центры с историей, уходящей корнями в расцвет еще советской науки. Лишь небольшая часть представителей крупного бизнеса стремится искать разработки в своей стране. Вот для таких непосредственно наш Фонд содействия и выступает технологическим брокером. То есть можем объявить конкурс на разработку, подготовить запросы, помогаем оформить предложения, хотя при этом можем совершенно не являться специалистами в конкретном технологическом вопросе. В последнее время, надо сказать, уже сформировался некоторый стабильный поток запросов к нашему рынку от крупных компаний, что, конечно, очень хорошо.

Есть надежда, что этот поток будет расти?

Вполне возможно. Но, знаете, крупный бизнес – это еще далеко не все. Если посмотреть, кому инноваторы и техноброкеры продают свои разработки, то мы увидим, что на крупный бизнес приходится около половины всех сделок. А другая половина – это продажи технологий среднему и мелкому бизнесу, а также своим коллегам – и даже бывает прямо выходят на потребителя. Так что крупный бизнес это важно, но главная проблема, как я уже говорил, не в этом.

А в чем же главная?

Инновационный рынок застрял, остановился в развитии. У нас на сегодня есть уже не только малые, но даже и средние компании с солидным оборотом, но это все. Дальнейший рост рынка сильно сдерживается практически замершим в России на одном уровне спросом на высокие технологии. Спрос не растет. Тому причиной могут быть несколько факторов. И сама экономика еще не очень у нас развивается. И бизнес, что малый, что средний, что крупный, и даже конечный потребитель – все они не слишком сориентированы на отечественный высокотехнологичный продукт. А прорыв на зарубежные рынки… Он есть, наши ребята прорываются, конечно. Но это сопряжено со своими очень серьезными сложностями. В общем, положение таково, что нашим инновационным компаниям практически не удается развиваться выше определенного уровня.

Дальнейший рост рынка сильно сдерживается практически замершим в России на одном уровне спросом на высокие технологии. 

Этот уровень как-то можно обозначить?

Им не удается совершать миллиардные сделки, я имею в виду – в долларах. Для них здесь такого рынка просто нет. Нет, хорошие показатели есть. И наша компания, в частности, содействовала проекту, идеологом которого выступала как раз РВК, где сделка была заключена на миллиарды рублей. Есть сделки даже на десяток миллиардов рублей. Но дальше рост пока не идет. Это очень грустно.

Вот, один бизнесмен рассказывает: «Я продаю сейчас на 300 миллионов долларов. Сделки в объемах 300 тыс. долларов мне просто не интересны, не интересны даже на миллион долларов. Зачем они мне, когда у меня уже очень серьезные возможности и опыт? Я хочу войти в проект, который мне даст хотя бы 10%-й рост!» Но как раз с такими проектами, на 30 млн. долларов и выше – у нас проблема. Обычно такие суммы возникают либо на крупных государственных проектах, либо на обеспечении отраслей, вроде машиностроения, образования или здравоохранения. Но именно такие сделки чаще всего заключаются не у нас, а за рубежом, на Западе.

Да, западный рынок развит, и там можно найти какие угодно решения. И те, кто тратит деньги, да, свободны, и вольны искать себе поставщиков где угодно. И на Западе гораздо больше компаний, проверенных куда большим сроком существования, чем наши. Тем более, что западный игрок, бывает, уже приходит с сервисом, ремонтным и прочим, с обучением. И нашему покупателю бывает куда проще взять такой пакет, чем ковыряться с отечественным, куда как более молодым и менее обеспеченным продавцом. Но вот только если с нами не ковыряться, нас так никогда и не будет, увы. Хотя, конечно, логику тех, кто делает выбор не в нашу пользу, тоже можно понять. Но эта ситуация всерьез сдерживает рост масштабов нашего рынка высокотехнологичной продукции.

А нельзя эту проблему свести просто к нехватке комплексных решений у отечественных участников технологического рынка?

Тут несколько сложнее. Повторюсь, тот, у кого есть деньги, – свободен в вопросах принятия решений. И в этой ситуации наши компании, пусть и состоявшиеся, но все же средние, вынуждены искать способы конкурировать с гигантами Запада, которые опираются на совсем другой опыт и капиталы. Задача в масштабах отрасли для нас практически не решаемая.

А такие площадки как ваш Фонд, могут существенно повлиять на ситуацию? Что показывает ваш опыт?

Не могу сказать, что эта ниша все определяет, но она важная. Именно потому, что мы размещаем заказы предприятий известных и не очень известных, но крупных. То есть наша площадка достаточно активно работает как раз в продвижении проектов крупных компаний в интересах малого бизнеса. И мы уже являемся в этом вопросе заметной частью рынка.

Есть чем похвастаться?

Ну, то, что мы до сих пор живы – это уже большая удача (смеется) и можно хвастаться. И мы до сих пор продолжаем оставаться в нише посевного и предпосевного финансирования. Кто-то может сказать, что зря мы не вложили все наши деньги в компанию, которая активно развивается и у всех на устах. С точки зрения прямой выгоды, он может оказаться прав. Но наша позиция: надо продолжать формировать базу (бульон, облако - как хотите, называйте), из которой потом что-то может вырастать. Без этого, каким бы малоприбыльным оно ни было, у нас вообще ничего не получится. Мы это понимаем, когда видим, как некоторые компании, что начали у нас, сегодня уже вышли на серьезные продажи, став реально действующей частью нашей экономики.

То есть с помощью фондов, вроде вашего, мы можем создавать реальные компании, выращивать их как рассаду? Об этом многие еще говорят как о мечтах, а у нас оказывается все уже есть, так?

Ну как сказать. Со стартом у нас пока не очень хорошо получается. Для серьезного прорыва выход жизнеспособных компаний пока недостаточный. Изначально не приходится рассчитывать, что 500 групп вошло на старт, и спустя время появится 500 компаний, да еще хороших. Но у нас пока и 50 еще не получается в течение тех трех лет, которые мы положили им на развитие, когда ставили задачу. Всего, конечно, получается работающих 50 компаний, которые продолжают развиваться, но по-настоящему серьезных, имеется в виду таких, которые за три года выходят на объем продаж в районе миллиона долларов в год, выходит, ну, с десяток.  Думаем сейчас, как добиться, чтобы их было хотя бы 30.

Уже есть версии, что нужно поправить?

Пытаемся понять, то ли мы плохо отбираем, то ли, в общем, материал для развития у нас слабый. В любом случае проблема есть, и в чем-то это именно наша проблема. Где-то мы теряем – то ли в силу нашего имиджа, то ли в силу нашей экспертизы. Пока еще не понятно.

Иногда теряем такие компании, из-за которых очень переживаем потом. Переживаем, что они развились, достигли успеха, а мы на старте, хотя и могли, не дали им никакой помощи. Видишь такое и думаешь: «Как-то не хорошо!» Ведь когда начинали «Яндекс» и «Рамблер», который по-другому тогда назывался, у нас ведь была возможность…

Вот с «Яндексом», например, мы не имели дела, хотя могли бы очень быть друг другу полезны. Неясно, в чем ошибка. То ли мы должны были прийти к нему, то ли он – к нам… Не важно, как, но как-то случилось что мы всегда старались помогать нашим интернет-проектам, а крупнейший из них все равно обошелся без нас.

Увы, есть и целый ряд других примеров. Где ошибки, мы все еще точно не знаем, но факт – не соверши мы их, целый ряд компаний, которые сейчас на слуху, пробивались бы с меньшим трудом, а рынок уже сегодня был бы чуть богаче и насыщеннее.

Может, просто площадок таких слишком мало, и поэтому рынок проходит мимо, не заметив, что где-то их хотят поддержать? Или дело не в количестве?

Таких площадок, как у нас, в России не одна. Порой они даже дублируют друг друга по функциям, в чем, конечно, нет ничего страшного. Так, например, та же РВК своим Фондом посевных инвестиций залезает на наше поле – и это нормально. Они порой, так же, как и мы, ищут компании, которым надо всего лишь 2, или 3, или 5 миллионов, а не 25, как прописано в их уставе. Есть довольно много венчурных фондов в регионах, например в Татарстане и Башкортостане с этим особенно хорошо. Есть в Красноярске и много еще где. В регионах идет этот процесс – и активно.

Надо ли на федеральном уровне делать еще одну или две такие структуры? Думаю, что острой необходимости нет, хотя и вреда от этого тоже не будет. Вон, «Сколково» появилось – и ничего, отбирают нормальные проекты. Владимир Путин заявил, что будут за федеральные деньги отбирать стартапы в IT-отрасли – хорошо, будет отраслевой проект. Но в целом, как я уже сказал, и так нормально идет в регионах.

Так что, количество важно, но с этим вроде бы проблем нет. Куда острее вопрос с методиками отбора проектов, чтобы вложения приносили большую отдачу. 

Наверняка, этим трудности не исчерпываются?

Да, есть и другие проблемы. Например, технологическое прототипирование. Технологическое брокерство – это хорошо, но неплохо бы отладить и методики по созданию аналогов уже существующих успешных моделей, так чтобы сразу можно было выпускать качественную продукцию в солидных объемах. Нам очень нужны центры такого прототипирования. Какие-то, вроде Зеленоградского, у нас уже есть и в целом нормально работают – в том смысле, что через них прошло много компаний, которые продолжают развиваться. Но такие центры пока единичны, они скорее исключение, чем правило. Очень жаль, что мы всей отраслью пока не смогли создать их в достаточном количестве.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.