29 марта 2024, пятница, 12:31
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Защита чувств верующих. Бессмысленна и беспощадна

Бесплодное обсуждение в Думе по поводу нового законопроекта – «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» (законопроект № 142303-6) показало, что ни думцы, ни медиа не понимают толком, что такое религиозные убеждения. Большинство членов Совета по правам человека при президенте РФ осудили проект закона о введении уголовной ответственности за защиту чувств верующих. СПЧ предлагает альтернативный проект закона, а правительство отправляет первый проект закона на доработку.

В воскресенье, 27 января, правительство после долгих сомнений наконец рекомендовало депутатам Думы дать определения понятиям «мировоззренческая символика» и «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России», которые употребляются в законопроекте. Тем самым думцы признались, что не понимают что такое оскорбление чувств по существу. Условное понятие «оскорбление чувств» означает переход границы, которой как раз и нет. Например, никто не понимает, как этого не сделать. Церковь, кровно заинтересованная в скорейшем «антикощунном» законе, вроде и торопит, но сама не очень понимает, о чем речь.

Уголовное наказание за оскорбление чувств верующих и другие религиозные преступления  сейчас уходят в прошлое, оставаясь только в таких странах, как ОАЭ, Иран и пр. В Европе эти нормы практически не работают. Почему в современной России возник вопрос об оскорблении чувств верующих? И почему наказания, предполагаемые в проекте закона, более тяжкие, чем в николаевской России? Ведь, вроде бы, уже имеющихся статей в законодательстве (хулиганство, беспорядки, диффамация) достаточно для наказания за подобные преступления. Реальна ли угроза для чувств верующих в современной России? На эти вопросы надо отвечать, но похоже, что реальные ответы и новый закон находятся в перпендикулярных плоскостях.

Символы и чувства на развес

Предполагается, что отныне Уголовный кодекс будет защищать от оскорбления и унижения религиозные объединения, «исповедующие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Например, по предлагаемому законопроекту, «публичное осквернение и порча» знаков или эмблем мировоззренческой символики будет наказываться наложением «административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей». Итак, объект предполагаемого закона – чувства и знаки. О чувствах говорить бессмысленно, слишком субъективная материя. Никто и никогда не сможет составить духовный гербарий, поймать все души, насадить их на булавки, высушить и каталогизировать, подобно тому, как энтомолог высушивает и каталогизирует бабочек и жуков. А только так только и можно создать банк чувств, которые можно оскорбить.

А вот о знаках имеет смысл порассуждать. Под мировоззренческой символикой, то есть, символическим отображением какой-либо идеологии, можно понимать все, что угодно: любое религиозное действие (обычай, обряд или ритуал), любое культовое сооружение, любой предмет культа. Таким образом, мировоззренческой символикой могут оказаться объекты самых разнообразных идеологических наполнений (от политики до религии): мумия «дедушки Ленина» и мощи ламы Итигэлова, издание «Mein Kampf» Гитлера и свиток Торы, портрет Сталина и православная икона.

Девушки в хиджабах

Московских мусульман, приносящих в жертву баранов на праздник Курбан-байрам, нельзя укорять, ибо сам укор – уже оскорбление их чувств, хотя многим москвичам эти жертвоприношения кажутся отвратительными и оскорбительными. Многие видят в этом обряде неуважение к русским обычаям и скрытую агрессию. Но для мусульман это не только исполнение божьей заповеди, но и большое духовное торжество. Как быть со «свидетелями Иеговы», называющими в своих изданиях «идолами» изображения, священные для католиков и православных? Представители старейших христианских церквей не согласны с тем, что их мировоззренческая символика является «идолопоклонством». Но «свидетели Иеговы» обращаются к Библии, к Ветхому Завету. Иудеи и мусульмане поддержат их в богословском споре с православными и католиками.

Проблем и вопросов тут больше, чем ответов. Если быть последовательным, то можно оскорбить даже чувства неверующих. Более того, к религии надо относить мировоззренческую символику тех людей, что выходят на демонстрации с портретами Сталина и песнями о «великом вожде», ведь для них он не просто умерший политический лидер, он по сути – бессмертный бог. Размышление о религиозных символах приводит к более общему заключению: то, что свято для одних людей, кощунственно для других. Идея этого закона – свидетельство смещения религиозного в обществе с традиционного места, места церкви, на другие места. Религия теперь – уже не только в церкви и доме, она распихана по разным общественным углам, откуда ее невозможно уже собрать в одно место, даже для защиты.

Защита для немногих 

Законом жестко и однозначно определить допустимую мировоззренческую символику, а все противоречащее запретить, невозможно. Однако наша законодательная система устроена так, что депутатам Думы проще что-то законодательно ограничить, для этого авторы законопроекта и вводят термин «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Дескать, так закон будет действовать хотя бы для некоторых. Он будет различать признанные властями «традиционные» религии, мировоззренческая символика которых будет защищаться от оскорбления и унижения, а «нетрадиционные» религии, с которыми закон не будет считаться, он и не станет защищать. При этом наша Конституция по-прежнему будет гарантировать всем религиям полное равенство и свободу. Получается даже похлеще, чем в знаменитой повести Оруэлла «Скотный двор»: «Все животные равны, но некоторые животные равнее других». Дума выделяет маленькое пространство, в котором будет, может быть, работать ее туманный закон, да и то, если повезет. Эта уловка ввергает общество в пучину неразрешимых исторических и идеологических противоречий, которые никто и никогда не сможет разрешить.

Девочка в церкви

Апелляция к традиционности, которую придумали в начале 2000-х, тоже ничего не решает, Возьмем, например, современное язычество. Никто не сомневается в том, что русский народ до принятия христианства исповедовал языческую веру. Поэтому нынешние язычники утверждают, что их религия – самая древняя и самая традиционная в России. Для человека необразованного, пожалуй, это так. Но ученые единогласно скажут, что современное язычество возникло в конце ХХ века. Это не древняя вера, передававшаяся от отца к сыну, а псевдоисторическая реконструкция доморощенных интеллектуалов. Так считать ли новое язычество «неотъемлемой частью исторического наследия народов России»? Как отличить «традиционное» православие от «нетрадиционного»? Даже вооружившись религиоведческими критериями, нельзя строго разделить традиционный» ислам и «нетрадиционный», ибо традиции (и довольно древние) есть везде. Совсем непонятно, как быть с теми религиями, проповедники которых появились в России только в ХХ веке, в наши дни. Новый закон явно не возьмет их под свою защиту и покровительство, создавая противоречия с Конституцией.

При этом ни власть, ни народ (точнее говоря, совокупность всех народов России) категорически не готовы рассматривать плюрализм  как норму. Конституция задает другое общество, не то, которое хотят защитить «православные эксперты», тележурналисты-авторы фильмов об «антицерковном заговоре» и авторы нового закона. Очевидно, законопроект исходит из совершенно неверной картины общества.

В XIX веке, во времена Российской империи, один из высокопоставленных иерархов официальной Православной церкви писал: «Православие не требует для своей твердости гнилых подпор». Не требуют таких подпор и религии России. Религиозное можно защитить только и исключительно через культуру. Закон тут бесполезен.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.