17 января в РИА «Новости» прошла пресс-конференция министра культуры Владимира Мединского и министра образования Дмитрия Ливанова, посвященная планам введения в школах факультативного кинокурса «100 лучших фильмов».
Саму идею введения Министерством культуры списка из 100 фильмов, рекомендованных для изучения в школе, никто не критиковал. Журналисты в основном спрашивали, будут ли возрастные ограничения по некоторым фильмам, как будет реализован сам факультатив, почему самый поздний фильм в списке – «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова 1994 года и т.д.
Владимир Мединский часто переадресовывал вопросы Дмитрию Ливанову, отмечая, что в Министерстве культуры список только составили, а внедрение этой инициативы является задачей Министерства образования. Министр культуры подчеркивал, что фильмы выбирались не им лично, а с помощью голосования на сайте, где выразили свое мнение 40 тысяч человек, а также экспертов из Союза кинематографистов и ведущих культурологических институтов страны.
«По итогам отбора, прошедшего в достаточно напряженных творческих дискуссиях, мы составили проект списка, который передается в Министерство образования. Это проект 100 отечественных фильмов, которые, по мнению экспертов Министерства культуры, целесообразно в рамках факультатива показывать, объяснять, преподавать в школе. Авторские права на эти фильмы выкуплены практически все. Проект 100 иностранных фильмов мы пока не рассматриваем», - объяснил Мединский.
О принципах отбора фильмов немного сказали эксперты, присутствовавшие на пресс-конференции. Среди них был ректор ВГИКа Владимир Малышев и режиссер Владимир Грамматиков. Было отмечено, что выбирались те фильмы, которые «определили, предопределили и переосмыслили отечественную историю». То есть те, которые могли бы отразить суть эпохи, в которую были сняты. Преобладание в списке советских идеологических фильмов эксперты объясняли тем, что активное развитие кинематографа выпало на время СССР.
«Это не список лучших фильмов. Скорее, он представляет срез кино как важнейшей части современной культуры. И нам бы очень хотелось, чтобы школьник получил представление о том, как это искусство развивалось. Надо объяснять, что в этом фильме было новаторского и гениального, почему этот фильм был отечественным «Аватаром» своего времени», – дополнил экспертов Владимир Мединский.
Представленный список не является окончательным. В Министерстве образования еще должны дать ему оценку и разработать механизм применения этого нововведения. «Безусловно, по каждому фильму нам надо провести экспертное обсуждение и определить оптимальную и эффективную методологию его использования в работе со школьниками», – отвечал на большинство вопросов Ливанов. Какого возраста школьники какие фильмы будут смотреть, еще не решено. Но министры пообещали, что занятия будут необязательными, соответственно экзамены и зачеты по курсу проводиться не будут.
Министр образования также пообещал выработку методических рекомендаций и оказание помощи в подготовке учителей для преподавания этого предмета. Владимир Мединский выразил мнение, что учителей, желающих преподавать предмет, будет много, и среди них еще, возможно, придется проводить конкурс.
Оба министра подчеркнули, что данный проект поможет наладить связь между поколениями. Возможно они имели в виду, что преподаватели и ученики, наконец, посмотрят одни и те же фильмы, и им будет, что обсудить.
Дмитрий Ливанов вспомнил, что в его школе в свое время был подобный факультатив, и он с благодарностью вспоминает о нем. Кстати, как выяснилось на пресс-конференции, он любит фильмы Тарковского, из которых наиболее ему запомнились «Зеркало» и «Андрей Рублев».
Министр культуры упомянул, что аналогичные программы есть во Франции, и там законодательно закреплено обязательное изучение некоторых фильмов в школе. «И то, что французский кинематограф в своей стране успешно противостоит голливудскому, говорит о хорошем вкусе французов», – отметил Мединский . Он выразил надежду, что Голливуд перестанет и у нас отбирать зрителей у отечественных фильмов.
В беседе с корреспондентом «Полит.ру» после пресс-конференции Владимир Мединский отметил, что надо подготавливать и воспитывать знающего юного зрителя. «Если человеку после «Человека-паука» и «Черепашек-ниндзя» дать «Войну и мир» почитать, а в промежутке ничего нет, то в итоге он может и не оценить данное произведение», – разъяснил министр свою позицию.
Напомним, что в список, в частности, вошли «А зори здесь тихие», «Андрей Рублев», «Бриллиантовая рука», «Броненосец "Потемкин"», «Война и мир», «Курьер», «Маленькая Вера», «Не горюй!», «Собачье сердце», «Чучело», мультипликационный фильм «Ежик в тумане».