Адрес: https://polit.ru/article/2013/01/17/ps_maori/


17 января 2013, 14:46

Легендарной страной Гаваики – прародиной маори – могли быть острова Меланезии

Большинство антропологов и лингвистов на данный момент предполагают, что полинезийские народы, заселив архипелаги Самоа и Тонга к 800 – 700 годам до н.э., далее продвинулись в центральную Полинезию, в район островов Кука и Общества. А потом оттуда они расселялись на север – к Гавайям, на восток – на острова Французской Полинезии и, наконец, к острову Пасхи и на юг – к Новой Зеландии. Так был заселен весь «Полинезийский треугольник», заключенный между Новой Зеландией, островом Пасхи и Гавайями.

Профессор Уильям Уилсон с Гавайских островов обратил внимание на так называемые «внешнеполинезийские языки», носители которых живут за пределами «Полинезийского треугольника», на небольших атоллах к северу от Соломоновых островов. Наибольшее внимание он уделил изучению языков такуу (на одноименном острове) и луангиуа (остров Онтонг-Джава).

Легендарной страной Гаваики – прародиной маори – могли быть острова Меланезии, на которых и сейчас живут носители языков полинезийской группы.

В итоге он выделил 73 черты в лексике и грамматике, которые, по его мнению, объединяют внешнеполинезийские языки и восточно-полинезийские (в том числе и язык маори), но которые отсутствуют у языков западной части Полинезии.

Если обычно считается, что район распространения внешнеполинезийских языков в Меланезии был исходным для миграции на Самоа, то Уилсон предположил, что через некоторое время из Меланезии вышла вторая волна миграции, которая достигла Новой Зеландии.

Таким образом, предки маори пришли из Меланезии, минуя Самоа и острова Кука. В дополнение к лингвистическим аргументам Уилсон приводит также сходство рыболовных техник и резьбы по дереву у маори и «внешних» полинезийцев.

В итоге, считает Уилсон, легендарной страной Гаваики – прародиной маори – могли быть острова Меланезии, на которых и сейчас живут носители языков полинезийской группы. Оценивая гипотезу Уилсона, профессор Ричард Уолтер из Университета Отаго в Новой Зеландии отметил, что она правдоподобна, но её следует проверить по археологическим данным.