29 марта 2024, пятница, 09:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Ненужный «Руслан»

Ан-124-300 «Руслан»
Ан-124-300 «Руслан»
antonov.com

Министерство обороны России решило не возобновлять производство самых больших в мире транспортных самолетов Ан-124-300 «Руслан». При этом отказываться от машины российские военные не намерены: уже имеющиеся в наличии самолеты будут ремонтироваться и модернизироваться.

«Русланы» проектировались и создавались, главным образом, для советской армии. Например, они могли перебрасывать тягачи, которые перевозили мобильные ракеты «Тополь-М». Серийное производство началось в 1984 году, всего было построено 56 машин.

Несмотря на то, что «Руслан» был построен для военных нужд, с самого начала он стал применяться и для перевозки гражданских грузов. Именно этот самолет смог перевезти карьерный самосвал из Владивостока в Якутию или колесо гидротурбины из Харькова в Ташкент. После распада Советского Союза «Руслан» стал выполнять более неожиданные задачи. В 1992 году самолету именно этой модели доверили перевозку 52 тонн золота из Арабских Эмиратов в Швейцарию. В 1993 Майкл Джексон положился на «Руслан» в вопросе доставки в Москву 310 тонн своего концертного оборудования. В 2005 «Руслан» в три захода вернул в Эфиопию древний обелиск, который в 1937 году Муссолини вывез оттуда в Рим.

Самолет  Ан-124-300 «Руслан». Фото: antonov.com 

Несмотря на уникальные возможности самолета, заказы на использование «Русланов» поступают достаточно редко, из-за чего производить новые самолеты невыгодно. Помимо Минобороны России, самолеты Ан-124 регулярно использует авиакомпания «Волга-Днепр», которая, в том числе, занимается доставкой грузов в Афганистан и обратно для войск НАТО и их союзников.

В 2004 году производственно «Русланов» было остановлено. По подсчетам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Ernst & Young, для возобновления производства необходим предзаказ на 40 самолетов. Однако если от закупок откажется и Минобороны России, и «Волга-Днепр», которая после вывода войск НАТО из Афганистана потеряет выгодный рынок и не будет нуждаться в большом количестве самолетов, о возобновлении производства «Руслана» придется забыть.

Игорь Коротченко

Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко в интервью «Полит.ру» отметил: «Отказ от этой программы - не очень хорошее решение. И с точки зрения интересов России, и с точки зрения кооперации с Украиной. Это производство нас связывало». Коротченко уверен, что решение Минобороны ударит и по российскому производству: «Это рабочие места, промышленная загрузка. Планировалось, что в Ульяновске будет возобновлено производство этих машин. Губернатор выступил с инициативой, что Ульяновская область станет центром авиацинной промышленности России». Собеседник «Полит.ру» также отметил уникальность самолета «Руслан», не имеющего аналогов на Западе. Авиация заинтересована, чтобы у нее были такие самолеты. «Во время военных действий в Афганистане даже НАТО заключало контракты с коммерческими компаниями, чтобы использовать эти самолеты», — подчеркнул Коротченко. При этом эксперт подтвердил, что производство самолетов не может быть возобновлено только для коммерческих авиакомпаний, так как заказов от них будет не достаточно для серийного выпуска машины, а значит он будет слишком много стоить. Спасти «Руслан» может только заказ от Министерства обороны России.

Между тем Минобороны России не собирается отказываться от другого тяжелого транспортного самолета — Ил-76МД. На закупку 39 машин будет потрачено 140 миллиардов рублей.

Одной из причин выбора в пользу полностью российского самолета могло стать вступление страны в ВТО. По правилам организации, правительство далеко не всегда может поддерживать экономику своей страны, так как это нарушает мировую свободную конкуренцию. Однако правила ВТО не распространяются на оборонные заказы, из-за чего закупка техники Министерством обороны у производителей, которые также занимаются и гражданскими проектами, может восприниматься как скрытая поддержка российской промышленности.

Самая неожиданная судьба ждет легкий транспортный самолет Ил-112, проект которого был заморожен в 2011 году после того, как Министерство обороны при Сердюкове сочло, что страна не нуждается в большом количестве самолетов такого класса. За два месяца работы Шойгу на новом посту Минобороны пришло к кардинально другим выводам: теперь военные уверены, что российские силовые ведомства закупят более 100 таких самолетов. Причем самому Минобороны понадобятся только 55 самолетов, еще 26, по мнению аналитиков ведомства, нужны будут ФСБ, и по 10 самолетов — Роскосмосу и Министерству внутренних дел.

В августе 2011 года президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян заявил, что до 2020 года на военно-транспортную авиацию будет потрачено 20 триллионов рублей. Планировалось приобрести по крайней мере сто самолетов, в частности, речь шла об Ил-112, Ил-476, модернизированных Ил-76МД, Ан-124 и Ан-70.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.