Адрес: https://polit.ru/article/2012/12/13/retroscooters/


13 декабря 2012, 15:16

«Наше поколение даже СМИ читает во ВКонтакте»

Мы продолжаем публиковать материалы в развитие специального проекта «Полит.ру», посвященного проблемам гражданской самоорганизации, препятствиям, возникающим на пути коллективного действия и способам преодоления этих препятствий. Проект начался публикацией новой книги известного социального мыслителя, профессора и заведующего кафедрой Прагматики культуры НИУ ВШЭ, основателя и управляющего рекомендательным сервисом Имхонет, автора переведенных на различные языки книг «Экономика символического обмена» и «Манифест новой экономики» Александра Долгина - "Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям".

О том, как скутеры и музыка 60-х могут объединить людей, «Полит.ру» рассказал Даниил Антонов, создатель сообщества «Ретроскутерз».

Вы являетесь создателем и идейным вдохновителем сообщества retroscooters.ru, где общаетесь с единомышленниками и организовываете различные мероприятия. Расскажите, пожалуйста, откуда появилась такая идея, как все начиналось?

Если начинать совсем с нуля, это был 2007 год, мне было 19 лет. Всякие ЖЖ мне были близки, это я очень любил. В какой-то момент я слез с нашего рока и начал слушать музыку 60-х. У нас была небольшая компания в Москве, типа модов. Это движение в Англии, которые были английскими трендсеттерами. Тогда же изобрели мопеды. Первые «Веспы» появились, когда был рассвет этих парней, и они стали атрибутом их культуры. Я этим и загорелся. Купил мопед за 17 тысяч рублей, Honda Giorno, отлично ее покрасил, и мне захотелось этим поделиться с людьми.

Я мониторил сообщества в ЖЖ и увидел сообщество ru-scooters. Там было 5 постов подряд на тему ретроскутеров: «Посмотрите, какой у меня крутой скутер». Я решил, что еще один такой же пост делать бессмысленно, создал сообщество retroscooters в ЖЖ, и написал комментарии всем ребятам, которые выложили свои мопеды в ru-scooters, пригласил их на встречу. В тот же вечер мы собрались на Триумфальной площади. Нас было 5 человек: татуировщик, фотограф, два музыканта и я, видеооператор. Я рассказал, что зарегистрировал сообщество и предложил его продвигать, они меня сразу поддержали

Это было 7 августа, а к концу месяца нас стало собираться человек по 15 - на концерты и другие тематические мероприятия. Был у нас еще осенью небольшой выезд за Лоховицы, экстремальный на тот момент. Потом, на следующий год, я организовал «открытие сезона», на который приехало человек 60, и мы устроили вечеринку с московским модовским движением. У нас сложилась традиция открытия и закрытия сезона, состоящая из двух частей. Сначала проезд колонной по городу, потом концерт или какое-то более клубное мероприятие.

Это все еще развивалось в ЖЖ?

Да, но затем мы стали переезжать во ВКонтакте, потому что это было более удобно на тот момент. Я до сих пор считаю себя основателем этого движения и чувствую себя в ответе за него. В один момент я зарегистрировал еще и Твиттер. Сейчас группа ВКонтакте – это более пяти тысяч человек, причем она никак не рекламировалась, это все естественный рост. Если говорить о статистике, то у нас порядка 1000 просмотров в день, в сезон было 1500-2000. Всплеск активности всегда происходит на мероприятия.

Мы пользуемся «встречами» ВКонтакте. Там есть два варианта — пообещать прийти точно или «возможно». Вот на закрытие сезона прошлого года, 135 человек сказали, что точно придут, 130 – что возможно придут. В итоге было 150 человек, несмотря на плохую погоду.

Вообще, статистика группы такова: 87% посетителей – мужчины. Возраст: 11% - до 18 лет, 19% - от 18 до 21, 25% - от 21 до 24, и 22% - от 24 до 27. 11% народу приходит с Украины, там крупные движения в Киеве и Львове. В Киеве параллельно с нами организовался подобный клуб, и я с ними подружился, поэтому наше сообщество, можно сказать, международное. С 2008 года мы устраиваем путешествие на скутерах по Крыму - Тур-де-Крым. В этом году мероприятие собрало 100 человек.

Вы говорите, в группе 5000 участников, а поехало 100. Большая часть, получается, неактивна?

Да, большинство участников неактивны, и это нормально. В первый раз в Крым мы съездили вшестером, а сейчас уже сто человек. Мы ничего на этом пока не зарабатываем, но в планах есть сделать что-то коммерческое. А сообщество retroscooters – это просто наши вложенные деньги. Сейчас мы делим расходы, а когда-то у меня были потери и по тысяче долларов. А цель – только популяризация движения, потому что мне оно нравится. Я чувствую себя в ответе за то, что по городу стало ездить больше мопедов. Мы дали этот месседж, что можно собираться, что здорово можно ездить вместе толпой, и не надо бояться, что это Москва; у нас практически не было серьезных ДТП.

А в чем смысл самого сайта retroscooters.ru?

Cайт нужен, в принципе, только для статуса. Наше поколение даже СМИ читает по подпискам ВКонтакте. Он удобен, там есть даже возможности посылать СМС участникам встреч. Мы даже на открытии сезона в 2011 году устроили такой квест, чтобы собрать больше народу, чтобы все знали, куда ехать: следующая точка появлялась во Вконтакте и всем приходил СМС, например, «Едем на ВДНХ!». Кто-то сидел дома, видел сообщение и присоединялся к нам. А еще, в этом году мы использовали Инстаграм, получилось очень классно. На сайте retroscoots.com есть фотогалерея.

Когда мы катались, люди фотографировали, выкладывали в Инстаграм, подписывали хэштэг, и фотографии автоматически переходили в фотогалерею. Раньше у нас был маршрут, точки, мы использовали какие-то западные сервисы, Гуглмэпс и т.д. А в Инстаграме все подцепляется из хэштэга, и это было круто по атмосфере. За нами следили друзья, мы друг за другом следили. Я был в одном месте, смотрел на фотографию, и понимал, где ребята.

То есть, сегодня все происходит через ВКонтакте. ЖЖ уже вообще не используется?

ЖЖ глобально отмер, но я стараюсь туда выкладывать какие-то анонсы. Сообщество модерируемое, и если кто-то приходит, что-то пишет, я это вижу и публикую. Иногда я делаю редирект из ВКонтакте, даю ссылку на посты в ЖЖ. Хотя, и в ЖЖ у нас около 2000 пользователей. ВКонтакте легко создавать еще и мелкие клубы. У нас в группе есть 53 ссылки, там и Тур де Крым, и специальное сообщество, которое занимается только запчастами, рязанские, ростовские ребята, клубы различных мопедов и т.д. ВКонтакте, как единая социальная сеть, очень удобен в этом плане.

А как много у вас конкурентов?

Я бы не сказал, что это конкуренты. Мы со всеми очень дружим. Если брать именно ретроскутеры, то мощная группа есть в Киеве, во Львове.

А по Москве есть еще кто-то? Или все скутеристы идут к вам?

Еще есть 2 клуба в Москве, но они немного другие. Один – это московский «Веспа-клуб». У них действительно клуб, они платят взносы, и у них только ребята, которые ездят на «Веспах». У нас же это скорее субкультура, движуха, сообщество. Еще есть сообщество «КлеверМото», это тоже сообщество ретроскутеристов, его создали ребята, которые привезли индийские «Веспы», и им надо было их продать. То есть, изначально был лишь коммерческий интерес. Но при этом, они и клуб хотели тоже сделать. Это узкая тусовка клуба «Солянка» и иже с ними. Мы их на свои мероприятия иногда приглашаем. То есть, по количеству народа первые мы. Для спонсоров, может быть, интересней «Веспа-клуб». С точки зрения инициатив и модных вечеринок – это «КлеверМото». Напрямую мы не конкурируем.

А если у вас больше аудитория, то почему вы не коммерциализируете свою деятельность?

Коммерциализировать конкретно «Ретроскутерз» планов нет. Наоборот, если раньше я занимался этим один, то сейчас естественным путем появились инициативные люди. Еще на базе «Ретроскутерз» открылось несколько специализированных магазинов. То есть, монетизируют аудиторию члены нашей же группы. Мы в данном случае выступаем просто площадкой. Мы идеологически некоммерческая организация, и если я буду ее регистрировать, то именно так. Мне этот проект - для души, он мне много чего дал. Может быть, мы начнем делать аксессуары для ретроскутеристов под своим брендом, наша ценность – это бренд. Эта ценность есть, и ее важно не потерять. А что касается Тур-де-Крыма, то я хочу из него сделать коммерческий проект. Я 5 лет потратил на это мероприятие, оно очень популярное, очень яркое, и в моих мечтах – это такой роковый Казантип именно в Крыму. Чтобы на это тратить время, уже нужна коммерция.

То есть, Ваша идеология – это далеко не только скутеры, но еще и музыка?

Да нет, скутеры – это как стиль жизни. А рок – это еще дополнительный повод. Чтобы лучше коммерциализировать, нужно прибавить еще музыки, и это будет не только для ретроскутеристов. Либо же делать для иностранцев аренду мопедов. В этом году мы ралли пытались сделать, добавить квестов. Так или иначе, это будет мероприятие со взносами, за которые люди будут получать всякие прелести. В этот раз люди платили по 1500 рублей, туда входила футболка, бандана и набор наклеек.

Ну и последний вопрос. Существует ли международная практика в отношении клубов ретроскутеров?

«Ретроскутерз» – достаточно инновационная тема, потому что это клуб, который был создан на основе общего интереса. Мы взяли большой пласт, и он появился только благодаря ВКонтакте и ЖЖ. Этим «Ретроскутерз» точно отличается, получилось сделать масштабный проект не только в рамках города. В других странах клубов именно ретроскутеров практически нет.