Организатор убийства Политковской готов к встрече с судьбой
12 декабря в Московском горсуде состоялось рассмотрение дела Дмитрия Павлюченкова, предполагаемого организатора убийства журналистки Анны Политковской. Прокурор предлагает 12 лет лишения свободы, адвокат настаивает на условном сроке. Репортаж «Полит.ру» из зала суда.
12 декабря в Московском горсуде состоялось рассмотрение дела Дмитрия Павлюченкова, предполагаемого организатора убийства журналистки Анны Политковской. Прокурор предлагает 12 лет лишения свободы, адвокат настаивает на условном сроке, а потерпевшие (дети Анны Политковской) требуют максимального наказания и моральную компенсацию в 10 миллионов рублей. Приговор будет вынесен, скорее всего, в пятницу, 14 декабря.
Известная журналистка «Новой газеты» Анна Политковская была застрелена в подъезде своего дома 7 октября 2006 года. Версий о том, кто заказал ее убийство, было множество, так как Политковская критиковала в своих статьях многих представителей власти. Сейчас под следствием находятся несколько человек, среди которых - подполковник МВД в отставке Дмитрий Павлюченков. Он пошел на сделку со следствием, в связи с чем его дело решено было рассматривать в особом порядке.
Роль в убийстве Дмитрия Павлюченкова на сегодняшний момент в целом ясна. Он организовал слежку за жертвой, выяснил ее распорядок дня (для бывшего главы оперативно-поискового управления это не составило труда), а затем передал эту информацию и оружие непосредственно убийцам. Павлюченков был взят под арест в конце августа 2011 года, но с 31 мая 2012 года его поместили под домашний арест в связи с ухудшением состояния здоровья. На сегодняшний день он полностью признал свою вину и теперь обвиняется по статьям 105 (убийство) и 222 (незаконное хранение оружия).
В начале процесса адвокат потерпевших Анна Ставицкая ходатайствовала о соединении дела обвиняемого с общим делом по убийству Анны Политковской, так как он, на ее взгляд, не выполнил все условия судебной сделки.

«Он существенно занизил свою роль в совершенном преступлении, а также назвал политически мотивированную версию о заказчике», – прокомментировала защитник свое ходатайство.
На суде Павлюченков в качестве заказчиков преступления назвал Бориса Березовского и Ахмеда Закаева, правда сделал он это как-то неуверенно, отметив, что лично в переговорах не участвовал и свидетелем их не был.
Анна Ставицкая, отвечая на вопрос корреспондента «Полит.ру», отметила, что «данная версия пока не подтверждается доказательствами». Также она сомневается в том, что бизнесмен в опале получил бы выгоду от убийства оппозиционной журналистки. А вот адвокат обвиняемого Карен Нерсисян наоборот предполагает, что корни преступления растут за рубежом: «Ни одно международное поручение по этому делу, насколько мне известно, не было выполнено. Эту версию мешают расследовать». Также он отметил, что его клиент заказчиков не знает и выдать следствию не может.

Со стороны потерпевших был подан гражданский иск о возмещении морального ущерба на 10 миллионов рублей. «Оценить жизнь матери в деньгах невозможно, но мы решили следовать прецеденту, который имел место по другим делам», – прокомментировал подачу иска сын Анны Политковской Илья.

Ходатайство защиты суд отклонил, а гражданский иск был принят в делопроизводство.
Павлюченков вначале не возражал, заявив, что понимает, что он виновен. Судья его перебил, акцентируя внимание на том, что его спрашивают только об иске, а виновность будет определять суд. Тут вмешался адвокат, отметив, что сумму иска надо разделить на всех участников дела и снизить до 2 млн рублей в отношении конкретно своего подзащитного.
Павлюченков поправился и согласился с позицией адвоката. Позже в разговоре с корреспондентом «Полит.ру» он сказал, что готов заплатить «реальную сумму», но не готов продавать квартиру.
В зале суда Павлюченков находился без наручников и не в клетке, как, например, участницы группы Pussy Riot, а просто сидел за столом, вставая, чтобы отвечать на вопросы судьи. В перерывы он в сопровождении адвоката и без какого-либо дополнительного надзора свободно перемещался по зданию суда и даже стоял в курилке рядом с потерпевшими. В разговор с ними он, правда, не вступал.

После перерыва обвиняемый отвечал на вопросы. Но делал он это так неуверенно, что судья вынужден был постоянно переспрашивать, задавая одни и те же вопросы.
Стратегия потерпевших фактически сводилась к постоянным упоминаниям об участии Дмитрия Павлюченкова в убийстве, которому не может быть оправданий. Анна Ставицкая, кроме того, многократно утверждала: обвиняемый не говорит того, что знает на самом деле.
Адвокат Нерсисян пытался оправдать поступок подзащитного, аргументируя это социальными причинами и особенностями судьбы Павлюченкова. Свою речь он начал с того, что обвиняемый принадлежит к потерянному поколению, что он воевал в Афганистане и имеет награды. Вернувшись, он получил юридическое образование и пошел служить в милицию, где постоянно видел огромные заработки бандитов. По версии адвоката, это и толкнуло его заниматься подработкой или «халтурой» для того, чтобы прокормить свою жену и двоих детей. Под «халтурой» адвокат понимает слежку за людьми.
Убийства Политковской, по словам адвоката, Павлюченков не хотел и даже пытался препятствовать ему. В разговоре с корреспондентом «Полит.ру» после заседания адвокат сказал, что его подзащитный даже пытался предотвратить преступление на последней стадии : «У него был трезвый расчет. Он предложил своим сотрудникам сдать исполнителей убийства. Но те за плату выдали его киллерам». Сделать что-то еще Павлюченкову мешал страх за свою семью.

В конце речи, напомнив об инвалидности своего подзащитного (тоже следствие Афганистана), Нерсисян заявил, что он просто хочет, чтобы его «клиент выжил», и запросил у судьи условный срок.
«У меня есть друзья, служившие в Афганистане, но они в убийствах не участвуют», – ответила Анна Ставцикая на речь адвоката и призвала не делать из Павлюченкова «падшего героя».
Государственный обвинитель запросил для Павлюченкова 12 лет лишения свободы. Судья объявил, что последнее слово обвиняемому будет предоставлено в пятницу, а приговор, скорее всего, будет оглашен в этот же день к обеду.
«Будет то, что будет», – прокомментировал для «Полит.ру» свои ожидания по поводу приговора сам Дмитрий Павлюченков.
