29 марта 2024, пятница, 18:35
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

За что побили голых FEMENисток

Недавний инцидент с полуголыми активистками группы FEMEN в Париже вызвал когнитивный диссонанс у многих российских либералов, потрясенных тем, что такое могло произойти в одной из столиц толерантной Европы (которая часто в спорах ставится в пример отечественным "охранителям"). И тут вдруг такое, рвущее шаблон: побили голых феминисток.

Как такое вообще могло произойти?

Может, правы были церковные активисты, недавно во время следствия над участницами другой феминистской группы в России утверждавшие, что «на Западе за такое бы посадили, вот как было недавно в Германии». Что же бывает «за такое»?

Настоятель Кёльнского собора в недавних интервью по этому поводу сообщал, что в последнее время в соборе было много провокаций. В полицию обращались лишь однажды, в 1997 году, когда служители обнаружили прямо в алтаре обнаженных мужчину и женщину, принимающих неприличные позы для фотосессии. Обнаженные люди и фотограф были переданы в руки полиции. Впоследствии суд определил для фотографа наказание в виде четырехмесячного условного срока и денежного штрафа в размере 1500 евро. Мужчина, участвовавший в фотосессии, был приговорен к штрафу в 1800 евро, а женщина отделалась предупреждением.

«Единственная возможное поведение в подобных случаях - подать исковое заявление. Остальное решит немецкий суд», -резюмировал настоятель. Ведь в той же Германии, как и в целом в Западной Европе, до сих пор существует доверие к собственным судам и к закону. Это обстоятельство нужно учитывать, чтобы разобраться, почему в одном случае европейцы выступают за толерантность и равноправие, а в другом считают возможным побить несчастных голых феминисток.

Что же говорят европейские законы об обнаженных феминистках, пытающихся препятствовать проведению законной демонстрации? Различия в законах внутри Европы существуют, но в целом свод правил складывается в непротиворечивый узор. Итак, чем выделялись люди, ставшие объектом уличной агрессии в Париже? Описать их можно следующим образом: обнаженные — феминистки — выступают против демонстрации.

Среднее звено вряд ли вызовет особые чувства у европейцев, которые давно сроднились с феминизмом, никак не противоречащим европейским законам и ставшим уже частью жизни. Однако католические демонстранты, скорее всего, даже предположить не могли, что набросившиеся на них женщины являются феминистками: для европейцев «обнаженные феминистки» - нонсенс, поскольку именно феминистки постоянно выступают против рекламы с полуодетыми женщинами, в которых видят сексизм и оскорбление. Об этом украинские активистки, видимо, не подумали, а вот благочестивые католики могли заподозрить, что имеют дело с представительницами одной из древнейших профессий...

Но это все догадки, достоверно лишь, что феминизм из цепочки можно смело вычеркивать. Остаются две другие вероятности: «обнаженка» и протест против мирной демонстрации. Вступает ли обнаженный человек в Европе в противоречие с законом и может ли спровоцировать агрессию со стороны окружающих?

Французское законодательство строго запрещает появление в обнаженном виде в публичных местах, кроме специально отведенных для этого пляжей или мест отдыха нудистов. Причиной тому — дети, которые могут случайно увидеть наготу, считающуюся в таком случае «exhibition sexuelle imposée à la vue dautrui» (имеющей сексуальный подтекст, навязывание лицезрения наготы другим). Ранее это именовалось «публичным оскорблением стыдливости (или приличий)» (outrage publique à la pudeur). Статья 222-232 Уголовного кодекса от 1 марта 1994 г. определяет максимальное наказание за публичную наготу в год тюрьмы и/или 15 тысяч евро штрафа.

Предложение Ф.Либерти в 2003 г. скорректировать закон, разделив «провокационную наготу с сексуальным подтекстом» и «просто наготу» не увенчалось успехом - Франция осталась при старой идее «согласия на наготу», т.е. не наказывается только та публичная нагота, на которую заранее получено согласие всех присутствующих. Натуристы и нудисты во Франции остались в границах собственных пляжей и мест отдыха.

В Германии с публичной наготой имеются свои сложности. С одной стороны, существует параграф 183 УК Германии, гласящий, что за эксгибиционизм полагается до года лишения свободы и денежный штраф. С другой стороны, в стране, имеющей огромное количество нудистских пляжей, летом везде у воды можно увидеть среди купающихся и загорающих полностью обнаженных людей, даже у многочисленных искусственных бассейнов в открытых парках столицы. Но этим никто не возмущается, поскольку нудизм стал чем-то вроде неофициальной общественной религии немцев.

В Германии, где первый нудистский пляж появился в 1898 году, а затем обнаженное купание было полностью запрещено с приходом к власти национал-социалистов, история легализации нудизма раздваивается по причине послевоенного разделения страны. Обе части Германии вспомнили о натуризме одновременно в начале 1950-х гг., едва отойдя от последствий войны. В ФРГ в начале 60-х «обнаженка» стала считаться естественной частью выразительного искусства в театре или при инсталляциях, а в ГДР все происходило не так последовательно и гармонично.

История обогатилась анекдотом, ставшим весьма популярным в ГДР и опубликованном в журнале «Die Welt»: поэт-экспрессионист И.Р. Бехер (бежавший с приходом к власти в Германии нацистов в СССР, проведший там десять лет и ставший министром культуры ГДР в 1954 году) в социалистической Германии одернул купающуюся неодетой на модном пляже в Балтийском море женщину окриком: «Вам не стыдно, старая свинья?!». Анекдот подразумевает, что он не узнал известную писательницу еврейского происхождения Анну Зегерс – что, понятно, многократно усугубило бы вину министра в глазах общественности. Когда спустя несколько недель министр культуры, вручая ей первую национальную премию, обратился к Анне Зегерс со словами: «Моя дорогая Анна!», писательница, якобы, ответила: «Для тебя все еще старая свинья!»

Увы, обращение к сухим фактам показывает, что эту премию Анна Зегерс получила в 1951 году, когда в новообразованной ГДР не было еще министра культуры (Бехер был первым), да и борьба за нудистское движение тогда не успела стать актуальной. Хотя живучесть анекдота хорошо иллюстрирует отношение к проблеме в ГДР. Жители новой страны почувствовали посягательство на свою последнюю свободу и начали ожесточенную борьбу за право купаться и загорать обнаженными. Возглавили движение за эту свободу известные в ГДР деятели искусства. Диссиденты предавались борьбе со всей силой оскорбленного чувства, и в результате добились существенных послаблений. В итоге свобода быть обнаженным оказалась единственной дозволенной свободой в ГДР, и порой ей предавались со всей разнузданностью, компенсируя отсутствие остальных свобод. В результате после объединения выяснилось, что ГДР по части этой свободы намного опередил ФРГ, и теперь, в объединенной Германии, отдельным диссидентам есть к чему стремиться.

Время от времени появляется информация об идейных людях, настаивающих на своем праве передвигаться в обнаженном виде не только на пляжах или у себя дома. Не останавливает их и материальный ущерб. Так, одного 50-летнего мужчину приговорили к штрафу в размере 500 евро после того, как его, разгуливающего по городу в обнаженном виде, в седьмой раз арестовали полицейские. Не помогли ему и плакаты, на которых он отрицал наличие у себя сексуальных мотивов.

Кажется, еще никто в Германии не отвечал за обнаженные прогулки по всей строгости закона – до одного года тюрьмы. Один из последних случаев — 30-летнего мужчину оштрафовали в конце октября этого на 2400 евро за случай, произошедший в июле. Тогда он, выпив несколько банок пива и коктейлей и почувствовав голод, отправился полностью обнаженным на вокзал купить шаурмы (доннер-кебаб), захватив с собой лишь необходимую сумму для оплаты - 3,50 евро. По словам полицейских, поначалу таксисты на вокзале лишь смеялись, никто не почувствовал себя оскорбленным. Полицейские закутали мужчину в одеяло, купили ему шаурмы и решили довезти до дома, но по дороге он начал безобразничать, скинул с себя одеяло и стал принимать неприличные позы. Женщина-полицейский, которая была за рулем, отказалась ехать дальше. Мужчина предстал перед судом, который учел две предыдущие судимости, связанные с нарушением общественного порядка в связи с злоупотреблением алкогольными напитками, и вынес решение о такой высокой сумме штрафа.

Таким образом, проблема в Германии упирается в разграничение вполне терпимого нудизма и запрещенного эксгибиционизма. Толкующие закон об эксгибиционизме настаивают на ясной разнице с нудизмом: эксгибиционизмом считается желание вызвать шоковую реакцию у других людей. Случаи, когда бы по этому параграфу в Германии обвинялась женщина, неизвестны, что объясняется, видимо, более высокой толерантностью к женской наготе и представлением, что она не так шокирует, как мужская.

Но вернемся к французским католикам, избившим украинских феминисток, явивших публике свои украшенные гей-символикой перси. Хоть украинские активистки, судя по их интервью, обнажаются именно с целью шокировать публику, их самоотверженное раздевание поздней осенью не достигло цели – не тот континент для действий они выбрали. В пресыщенной и утомленной старушке Европе испугать или разозлить обнаженной женской грудью можно только недавних эмигрантов из восточных стран, обычно не удостаивающих своим присутствием подобные демонстрации. Поэтому, хоть FEMEN-истки и нарушили закон, побили их не из чувства шока или оскорбленной морали.

Остается последнее – протест против мирной демонстрации. Такое в Европе не обходится без избиений, и даже порой без коктейлей Молотова - достаточно вспомнить многочисленные сидячие и лежачие демонстрации «зеленых» против глобализации или ставшие уже традицией ежегодные уличные бои между правыми и левыми на Первое мая в Берлине.

Впрочем, Берлин помнит и серьезный по масштабу протест, окончившийся практически без крови - 1 мая 2010 неонацисты со всей Германии получили разрешение провести демонстрацию в Берлине. Демонстранты заявили, что ожидают максимум 3000 участников, которые пройдут от станции метро «Борнхолмерштрассе» вдоль железнодорожных линий по району Пренцлауэр Берг до станции «Ландсбергер Аллее». Протестовать против этой демонстрации съехались недовольные также со всей Германии. Охранять демонстрантов приехали примерно семь тысяч человек. Потом протестующие, количество которых достигло десяти тысяч, обвинили организаторов демонстрации в том, что те предоставили сложный маршрут вдоль железнодорожных линий, который местами было трудно блокировать.

Участники акции протеста, среди которых были многие известные политики, устроили сидячие забастовки, которые полиция пыталась пресечь. Тем не менее, недовольным удалось блокировать движение демонстрантов, которые под полицейской охраной вернулись на станцию метро и были сопровождены до вокзала. Часть из них поехали в обход и попыталась провести акцию на Курфюрстендамм, но все 250 человек были арестованы за проведение демонстрации в заранее не оговоренном месте.

Порядок есть порядок, а закон есть закон. Поэтому в Европе и вправду могут побить, если агрессивно протестовать против разрешенной мирной демонстрации. Побить не за голые груди и не за феминизм – вряд ли кто из демонстрантов опознал в участницах группы FEMEN феминисток из-за их манеры одеваться на официальных выступлениях. Можно протестовать против чьих-то взглядов, даже во время мирной демонстрации, но только тоже цивилизованно и без агрессии – именно за нарушение этого принципа украинки получили тумаков от французских католиков.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.