28 марта 2024, четверг, 13:05
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

26 ноября 2012, 10:14

Малый бизнес сотрут из рекламы

21 ноября был принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наружной рекламы)». Авторами являются депутаты фракции «Единая Россия» Виктор Звагельский и Заур Искандеров. Критики законопроекта опасаются, что он нанесет удар по рекламным возможностям малого и среднего бизнеса.

Законопроект, в частности, предполагает исчезновение рекламы с тротуаров и фасадов знаний, разрешает демонтировать рекламные конструкции без решения суда, многократно увеличивает штрафы за нарушения, а кроме того, позволит заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не на пять лет, а на срок до 15 лет.

Рекламные конструкции, о которых идет речь, – это не стенд рядом с магазином, который убирается на ночь, а капитальное сооружение «техническое средство стабильного размещения», то есть капитальное сооружение. Для их размещения и эксплуатации необходимо заключить договор с владельцем территории (собственник земли или муниципальные власти). Такие договоры заключаются на конкурсной основе, и сейчас срок их действия составляет ровно 5 лет. Поправки разрешают местным властям увеличивать этот срок до 15 лет, что позволит рекламщикам сооружать более сложные и дорогостоящие носители.

Конструкции как правило размещаются не рекламодателем, а рекламным агентством, которое затем зарабатывает на их использовании, размещая рекламу клиентов. - В поправках предлагается увеличитьдать диапозон от 5 до 15 лет. Самый простой способ разместить свою рекламу на этих конструкциях – это обратиться в рекламное агентство, у которых уже, как правило, есть сформированная сеть рекламных носителей. Понятно, что поддержание этой сети под силу в первую очередь крупным компаниям. А вот представители мелкого и среднего предпринимательства в рекламной отрасли вынуждены использовать нестандартные и не всегда полностью законные методы. К ним как раз и относится размещение графических изображений на тротуары, здания и тому подобное, которые в законе предлагается запретить. На данный момент этот вид рекламы законом о «О рекламе» не регулируется. За счет дешевизны и неплохой эффективности подобного метода продвижения своей продукции, он довольно активно используется мелкими компаниями, начиная примерно с 2010 года. В принципе любой житель большого города постоянно встречается с подобными рисунками на асфальте каждый день.

Конечно, предлагаемые поправки пойдут на пользу внешнему виду городов, заполоненных рекламными надписями, которые к тому же не так просто убрать. Но в то жевремя законопроект Виктора Звагельского играет на руку крупным представителям рекламной сферы.

Рекламный щит

Корреспондент «Полит.ру» связался с представителем рекламного сообщества, руководителем рекламного агентства «АСТРА» Максимом Тимофеевым. Он подтвердил то, что крупные игроки рекламного рынка могут воспользоваться изменениями в законодательстве: «Естественно договор на 15 лет подразумевает, что крупные компании будут оплачивать рекламные площади большим пакетом, а вот малым компаниям подобные выплаты сразу сделать будет трудно», – прокомментировал он предлагаемую норму. По поводу же отмены рекламы на зданиях и асфальте, он отметил, что крупные компании этим не занимаются. «Это часто просто переходит в вандализм…, - говорит Тимофеев. - Подобная реклама, как правило, исполняет функцию навигации. Есть ее более дорогой вариант, ее надо согласовывать с префектурами и округами. Те, кому денег не хватает, используют более дешевый и не всегда легальный метод».

Законопроект был внесен в Госдуму Звагельским еще 8 сентября 2011 года. Государственно-правововое управление президента дало на него отрицательный отзыв, в котором основной претензией был все тот же пункт о 15-летней аренде - как закрывающий дорогу новым участникам рекламного рынка. Однако сейчас законопроект первое чтение прошел. Хотя замечания и критика по поводу увеличения срока аренды осталась (она отражена в положительном отзыве Правительства РФ и заключении правового управления Госдумы).

У поправок есть противники и внутри ГД. Депутат от КПРФ Владимир Комоедов совместно с единороссом Иосифом Кобзоном считают, что поправки Звагельского сформированы в угоду крупным компаниям из рекламной сферы, а поэтому разработали альтернативный законопроект. Они предлагают в обязательном порядке отдать 60% рекламных конструкций малому и среднему бизнесу.

Виктор Звагельский

Однако в беседе с корреспондентом «Полит.ру» автор законопроекта Виктор Звагельский сообщил, что сейчас по законопроекту «серьезных разногласий нет, а те, которые есть, будут учтены к процедуре второго чтения в виде поправок, которые мы поддержим». Комментируя альтернативные предложения оппонентов, он отметил, что отдавать 60% рекламных площадей малому и среднему бизнесу он считает некорректным. На взгляд депутата, это очень коррупциогенная норма. Говоря об опасности 15-летних договоров на эксплуатацию рекламных конструкций, Виктор Звагельский отметил, что критерии, по которым будет определяться, на какие именно конструкции можно будет заключать подобные договора,  будут разработаны ко второму чтению. «Есть рекламные конструкции, которые окупаются за несколько дней, а есть те, которые – за 10 лет… На два года в крупные рекламные носители никто вкладываться не будет», – комментирует поправку он.

Есть у законопроекта и политические противники. Депутат от «Справедливой России» Олег Нилов считает, что при проведении выборных компаний все «законные рекламные места» заранее становятся недоступными для его партии. «Размещение рекламы на фасадах знаний – единственная возможность, которой мы могли воспользоваться в подобной ситуации», – отметил депутат-эсер.

В первом чтении законопроект поддержали 84% депутатов ГД. Второе чтение запланировано на 21 декабря - тогда и будут обсуждаться все поправки. Складывается впечатление, что многое действительно будет зависеть от тех критериев, которые будут определять, насколько лет можно будет заключать договора по эксплуатации рекламных площадей. В нынешнем виде законопроект действительно может привести к монополизации рекламного рынка крупными игроками.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.