29 марта 2024, пятница, 08:17
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 октября 2012, 10:05

Европе не до культуры

Чаще всего режиссеры-документалисты снимают то, что называется «уходящей натурой». На их месте так делал бы любой, не у любого бы получалось. По фильмам «Флаэртианы» видно, как тяжело приходится людям в разных уголках планеты. 

Для тех, кто не знает: "Флаэртиана" - международный фестиваль документального кино в Перми, который вот-вот завершился. 

Если бы я был заражен в детстве страстью к документальному кино, я снял бы картину про одного парня, который в моем родном городе Волжске 70-х  два раза в неделю появлялся на балконе общежития и кричал: «Люди! Люди! Как же мне х…во!» и между страданиями метал харч. Но и эта натура ушла. Глобальными балконами теперь являются соцсети, что сравнительно, как говорится, менее антисанитарно.

Вступление к заметке вышло какое-то мелкотравчатое, давайте поговорим о культуре.

На «Флаэртиану» съехались режиссеры с разных уголков планеты. Как у них там с культурой?

Лили ван ден Берг (Lily van den Bergh) из Голландии сказала нам так: «Кризис! Мани чик-чик!». Cделала пальцы-ножницы. «Культура – капут!» и поводила руками, показывая ровное место. Между нами, это хорошо, что она ничего к этому не добавила, потому что на этом, в общем-то, закончился запас голландских слов, которыми мы располагали. Скажи она еще одно–два слова, это заставило бы нас сомневаться в корректности цитаты, а мы не такие люди, чтобы интерпретировать, мы приверженцы документального кино. Ну и, опять же, Лили ван ден Берг, говорит, как снимает. Ничего лишнего.

Лили ван ден Берг (Lily van den Bergh). Фото Н.Четвериковой
Лили ван ден Берг (Lily van den Bergh). Фото Н.Четвериковой

Вероника Кастро (Veronica Castro), которая живет и снимает сейчас в Португалии, рассказала, что в стране было два государственных телеканала. По одному показывали реалити-шоу, спорт и другое рейтинговое, а по второму -  в том числе «культуру». Ну и документальное кино иногда. Теперь в стране остается только один гостелеканал, у «культуры» больше нет госканала, потому что кабельным сетям она без надобности. Кстати, Вероника рассказала еще одну ужасную вещь. Будто четверо из пяти португальцев не умеют толком писать и читать. Они не то, чтобы совсем уж безграмотные, но малограмотные. Однако, как она заметила, оставшийся один португалец из пяти очень дивится таким пропорциям - как же это можно. Про её фильм расскажем позже, а здесь заметим, что только Олег Попов способен понять, как жить с именем Вероника Кастро. Может быть, наша Вероника и из своей родной Мексики перебралась в Португалию только потому, что ей на родине из-за такого имени прохода не давали. Мы поняли все, что она говорила, потому что разговор об этом шел в бане за столом.

Вероника Кастро (Veronica Castro). Фото Н.Четвериковой
Вероника Кастро (Veronica Castro). Фото Н.Четвериковой

Режиссер Джованни Джомми (Giovanni Giommi  - победитель «Флаэртианы -2012») рассказал, что итальянское документальное кино, с которого множество его земляков-мэтров собственно и начинали, почти умерло. Его почти что уже и нет. Чао! Он поблагодарил было за это синьора Берлускони и хотел остановиться на этой теме подробнее, но тут какой-то некультурный журналист его оборвал и попросил рассказать собственно о его фильме. Мы на это покачали головой, а неунывающий президент «Флаэртианы» Павел Печенкин пояснил, что журналистов проблемы режиссеров не интересуют. Все это мы поняли досконально, потому что в этот момент работали прекрасные переводчики.

Джованни Джомми (Giovanni Giommi). Фото Н.Четвериковой
Джованни Джомми (Giovanni Giommi). Фото Н.Четвериковой

Какой можно сделать вывод? В Европе (не во всей, конечно) так: нет денег – нет культуры. А её отсутствие никто особенно не замечает, потому что  - и так много проблем. Тяжело приходится людям в разных уголках планеты. Другое дело  - у нас! Гельману с культурной повесткой не удалось незаметно улизнуть из Перми. Так тут же заметили  – а где культура? Нет культуры! Где культура? Нет культуры! А где деньги? Один депутат так искрометно пишет об этом в газете «Пермская трибуна», что мы не решимся и повторить (в его блоге сокращенная версия). Пусть завидуют нам европейцы за то, какие страсти кипят у нас вокруг культуры, пока им тяжело приходится в своих разных уголках.

В следующих публикациях мы будем рассказывать о фильмах «Флаэртианы» и режиссерах.

А пока победители фестиваля

Гран-при “Большой Золотой Нанук”

«Дурная погода», режиссер Джованни Джомми (Германия, Великобритания)

Приз “Серебряный Нанук” за “Лучший полнометражный фильм”

«Карт-бланш», режиссер Александр Гойтшман (Израиль)

Приз жюри ФИПРЕССИ “Серебряный Нанук”

«Дурная погода», режиссер Джованни Джомми (Германия, Великобритания)

Приз зрительского жюри “Малый серебряный Нанук”

«Широкие объятия», режиссер Юлия Киселева (Россия)

Специальный приз жюри за «Лучшую режиссуру»

«Шум», режиссеры Дан и Ноит Джева (Израиль)

Специальное упоминание жюри
Диплом XII Международного фестиваля документального кино “Флаэртиана-2012”

«В объятиях моей мамы», режиссеры Мохамед Аль Дараджи и Атия Аль Дараджи (Ирак, Великобритания, Нидерланды)

Специальное упоминание жюри
Диплом XII Международного фестиваля документального кино “Флаэртиана-2012”

«Жизнь в фотографиях», режиссер Тамар Таль (Израиль)

Специальное упоминание жюри
Диплом XII Международного фестиваля документального кино “Флаэртиана-2012”

«Мы с Фиделем, во что бы то ни стало», режиссер Горан Радованович (Сербия)

 Победитель 4-го интернет-конкурса документальных фильмов “Флаэртиана-онлайн” в категории “Профессиональная работа”

«Возвращение Александра Сергеевича в Россию», режиссер Дмитрий Завильгельский (Россия)

Победитель 4-го интернет-конкурса документальных фильмов “Флаэртиана-онлайн” в категории “Будущие профи”

«Другая жизнь», режиссер Мария Агапитова (Россия) 

См.также: 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.