29 марта 2024, пятница, 14:06
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 сентября 2012, 23:30

Dead Can Dance: возвращение нонконформизма на крыльях традиции

Anastasis
Anastasis

Когда в 1997-м году ирландско-австралийский музыкальный дуэт Dead Can Dance распался на пике славы, никто и не думал, что Лайза Джерард и Брендан Перри могут войти в эту реку снова. Восемь студийных и концертных пластинок, выпущенных тандемом, стали маленькими шедеврами, дверьми в каждый раз новую сказку. И было бы странно поверить в то, что сказка никогда не кончается. Но, увы, ничто не бесконечно, в том числе творческий потенциал, да и терпение людей, которые устают друг от друга за годы совместной работы. Иногда лучше уйти со сцены вовремя, чтобы не стать пародией на самих себя. Многие рок- и поп-звезды на западе смогли преодолеть гордость и сделать это. И еще больше звезд этого не сделали.

Брендан и Лайза на момент распада, впрочем, были еще молодыми, поэтому со сцены, конечно же, не ушли. Они пошли каждый своим творческим путем – вполне успешным, особенно Джерард. Поэтому когда в 2005 году Dead Can Dance вдруг объявили о концертном турне, мир удивился. Но за почти десять лет отсутствия группу не забыли. В России дуэт тогда ограничился выступлением в культурной столице – Петербурге. Москвичам и поклонникам дуэта из прочих городов пришлось ехать туда же. В результате, еще за два месяца до шоу все билеты были распроданы. Но нового альбома, к разочарованию меломанов, не последовало.

Поэтому в нынешнем году, когда группа все-таки записала пластинку и отправилась на гастроли по всему миру, поклонники удивились еще больше. На этот раз Dead Can Dance приезжает и в Москву (где она выступит 13 октября в «Крокус Сити Холле»), и в Петербург (12-го в Ледовом дворце). Привозит их TCI. В полных залах сомневаться не приходится. По крайней мере, за рубежом концерты нынешнего турне проходят с аншлагом.

Заметьте: большие залы собирает группа, которая уже более 30-ти лет на сцене, пусть и за вычетом упомянутого перерыва. И при этом, совершенно не заигрывая с коммерческими трендами, ничего общего не имея с развлекательным форматом MTV,

она продолжает привлекать не только преданных фанатов, выросших на романтике 80-х, но и молодежь. В чем же секрет? Всё просто: вдохновение Dead Can Dance черпают из фольклорной музыки.

Причем это не просто фрагменты псевдоэтнических мелодий, положенных на электронный бит, как у многих более молодых исполнителей и ди-джеев. Нет, здесь все по-серьезному:

авторы исследуют средневековые добаховские партитуры, смело перемежая наследие европейской старины африканской полиритмией, арабскими и ориентальными ладовыми структурами, индийскими мантрами, отзвуками музыки полинезийцев, индейцев, пигмеев.

То есть мы слышим всю палитру музыкального наследия человечества, где традиции не противопоставляются друг другу, а уживаются вместе, составляя неделимое целое. Не сшитое из отдельных лоскутов — речь скорее о неком синергетическом эффекте. А на традиционном фоне отчетливо слышен и личный эмоциональный опыт артистов, воплотившийся в яркие мелодические темы, без влияния которых в мир музыки в свое время не пришли бы многие весьма модные сейчас коллективы.

Русскому человеку, кстати, Dead Can Dance особенно близки. Странного здесь ничего нет –  через звучащие больше тысячи лет в наших церквях православные распевы традиция Византии настолько сильно повлияла на музыку восточных славян, что уже и не поймешь, где русское, а где греческое. Речь, конечно, не об «официально-эстрадном» фольклоре, а о том немногом, что сохранились в исконном виде. Но причем здесь, казалось бы, Византия? А всё просто:

Лайза Джерард росла на окраине Мельбурна, где жило много греческих иммигрантов с их любовью к пению а капелла, и ее необычные вокальные фантазии родом именно оттуда. Сходство многих ее песен в Dead Can Dance с северными напевами Руси – очевидно.

И тем понятнее любовь наших соотечественников: своего-то не сберегли, но душу не обманешь, вот оно, наше.

Это о «традиционном», «корневом» факторе популярности дуэта. Ну, музыка Dead Can Dance, как мы уже говорили, очень дуальна, поэтому есть еще и другой фактор — злободневность. Насколько сегодня, в эпоху Фейсбука и компьютерных игр, востребована группа, вышедшая из ранних 80-х, из кажущегося сейчас архаичным пост-панка? Конечно, из  «штанишек» этого стиля группа выросла быстро, сейчас в композициях дуэта уже ничего и не осталось от тех мотивов, но это если смотреть лишь на форму.  А вот с содержанием интереснее.

Всё же панк и вышедшая из него более интеллектуальная «новая волна» были музыкой протеста против тотального ожесточения, пришедшего в западный социум во второй половине 70-х и позже, при Рейгане и Тэтчер. Это была тяжелая декада, когда война во Вьетнаме закончилась, но антивоенные протесты миллионов студентов ничего не изменили, и следом случились Иран, Афганистан, Фолклендские острова. Одни «дети цветов» — пацифисты и хиппи эры Вудстока и «Битлз» — стали клерками, а другие - наркоманами. Схлынула радость ушедшей оттепели, расширение массового сознания закончилось - и пришла эра кредитов, нового витка «холодной войны», тоталитарного засилия массовой культуры.

Против этого и протестовали панки, а также их последователи. И почему-то случилось так, что Dead Can Dance вернулись именно сейчас, во время мирового финансового кризиса, когда та самая рейгановская экономика всеобщих кредитов сработала как бомба замедленного действия. Дуэт снова поет, чтобы напомнить о незапятнанных ценностях жизни, взращенных традицией, — время настало подходящее.

Кстати, неспроста ли новая пластинка, которая называется Anastasis (по-гречески «Воскресение»), похожа на ранние работы коллектива, в том числе - своим  сумеречным настроением? Может, это пресловутое «возвращение к корням»? Хотя, что очень приятно, с музыкальной точки зрения речь не идет о чистой ностальгии по 80-м и игре на чувствах стареющих декадентов. Участники группы пробуют новые формы, в том числе, нехарактерную для Европы полиритмию, - и эволюция продолжается.

Лайза Джерард, правда, утверждает в интервью издании Q&A, что название Anastasis вовсе не связано с творческими взаимоотношениями ее и Брендана.

«Факт нашей совместной работы — скорее воссоединение, нежели воскресение. А Anastasis, воскресение — это о формах жизни и цикличности бытия. На обложке альбома изображены увядшие подсолнечники, и кажется, что они умирают, но на самом деле — спят. И это — про состояние людей».

Правда, Лайза, похоже, немного слукавила насчет отношений. Так или иначе, они незримо парят над сценой, где играют музыканты Dead Can Dance. Брендан и Лайза — мужчина и женщина, два основных человеческих начала. Когда-то они, прекратив романтическую связь, нашли в себе силы не закрывать проект и выпустили едва ли не самую сильную свою пластинку. А теперь — силы вновь работать вместе, несмотря на все долгие перерывы и старые разногласия. Личное и субъективное ушло далеко на второй план. И вот эта возобладавшая над мирскими страстями сила творческого порыва — она-то и гипнотизирует слушателей, даже тех, кто о биографии музыкантов Dead Can Dance ничего не знает.

Эта сила и есть — Anastasis.

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.