28 марта 2024, четверг, 19:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 сентября 2012, 16:16

Россияне лишились последней вазовской классики

С конвейера завода «ИжАвто» сегодня, 17 сентября, сошла последняя классическая модель Волжского автозавода Lada-2104, более известная в народе под названием «четверка». Ижевский завод, который является «дочкой» «АвтоВАЗа», пообещал продолжить выпускать запчасти и еще три года обслуживать автомобили, которые находятся на гарантии.

Завод «ИжАвто».

Прекращение выпуска «четверки» символизирует конец целой эпохи в отечественном автомобилестроении. В 1966 году Министерство внешней торговли СССР заключило с итальянским концерном FIAT контракт о строительстве автозавода на берегах Волги, в городе, который за пару лет до этого получил имя итальянского коммуниста Тольятти.

В 1970 году с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ-2101, которые были практически полной копией Fiat 124, машины, которая в 1967 году получила в Европе титул «Автомобиль года». На основе «копейки» «АвтоВАЗ» стал выпускать и другие модели, в том числе с 1984 года и универсал «четверку».

Всего на базе Fiat 124 выпускали семь автомобилей, которые были объединены в семейство «Жигули». Первые три стали выпускаться в начале 1970-х и были сняты с производства во второй половине 1980-х. Оставшиеся четыре машины — которые в народе незамысловато прозвали «четверка», «пятерка», «шестерка» и «семерка» — начали массово выпускаться в начале 1980-х.

У «Жигулей» была не самая плохая репутация. Как и почти всякая советская машина, они нуждались в перманентном ремонте, что компенсировалось его относительной простотой. Во время плановой экономики за этими автомобилями стояли огромные очереди, наличие «Жигулей» в семье было верным признаком достатка.

Однако после открытия границ в начале 1990-х годов ситуация медленно стала меняться. В России стали все чаще появляться иномарки, потребительские качества которых были несравнимо выше, чем у продукции «АвтоВАЗа». Для каждого было очевидным, что покупка «Жигулей» — вынужденная мера из-за отсутствия денег на приличную иномарку. «АвтоВАЗ», в свою очередь, казалось, не сильно беспокоился — модельный ряд не обновлялся десятилетиями, но продажи все равно шли благодаря дешевизне автомобилей.

В 2000-е годы цены на новые «Жигули» фактически сравнялись со стоимостью подержанных иномарок, и даже протекционизм со стороны федерального правительства, который вылился в повышение ввозных пошлин на машины, не смог обеспечить «АвтоВАЗу» увеличения продаж. Постепенно руководство предприятия стало отказываться от классических моделей.

В 2006 году закончилось производство «шестерки», в 2010-м — «пятерки». И вот, в 2012 году, сначала полностью свернуто производство «семерки» и теперь — «четверки», последней машины, которая была создана на базе лучшего автомобиля 1964 года Fiat 124. Каждая из этих моделей продержалась на конвейере около тридцати лет — рекордный срок для современного автомобилестроения.

Новый модельный ряд ВАЗ

На самом «АвтоВАЗе» делают ставку на новый модельный ряд. В 2003 году началось производство автомобиля Lada Kalina, а в 2007 — Lada Priora. После прихода новых собственников — в 2008 году четверть акций выкупил альянс Renault-Nissan — на заводе стали выпускаться машины Lada Largus, которые строятся на той же платформе, что и у автомобилей Renault Logan и Duster, а также модели Nissan Note и Almera.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.