28 марта 2024, четверг, 23:17

Моя Америка. Великий Каньон

Гранд Каньон
Фото: Антон Котцов

8 день, 29 апреля. Вторая половина дня

Мы довольно быстро добрались до Гранд Каньона и сразу бросились к первому попавшемуся вью-поинту. Осознание того, что мы достигли этой завершающей части нашего путешествия по Национальном паркам США (но не по стране!), этой великой черты (если хотите) просто опьяняло. Меня вообще редко распирают эмоции, но тут я еле сдержалась от того, чтобы провозгласить на весь каньон победоносное Yahooooooooooo!!! И зря, зря сдержалась. Ну где еще, как ни в Америке, быть естественной, непосредственной, а также жутко трогательной?

Американцы на эмоции не скупились. Они, еще не полностью выйдя из машины, начинали кричать «ВААУ!», тянуть друг друга в разные стороны и одновременно поддерживать на крутых выступах каньона, показывать на меня, стоящую практически на обрыве, пальцем, и кивать: «she is very brave!».

Описать величие Гранд Каньона так же сложно, как описать красоту каньона Антилоп. Поражает каньон, в первую очередь, конечно, масштабом.  Как человека, никогда в жизни не видевшего море, потрясает до глубины души бескрайняя водная гладь. Темная волнистая порода Гранд Каньона простиралась, докуда хватало глаз. Его склоны были довольно высоки, его обрывы были довольно круты, его структура была грандиозна, он дейсвительно был Великим.

Посвешивавшись вниз с первого вью-поинта (хотя было понятно, что это далеко не самое колоритное место Гранд Каньона), мы взялись за штатив. Очень хотелось с самой первой минуты, вот на этом самом месте  запечатлеть себя, быстрее отметиться, что Антон и Юля добрались сюда, были здесь! Антон надел соответствующую случаю футболку от Навахо и мы сделали несколько снимков.

Когда схлынули первые эмоции, мы осмотрелись. На этом въезде в каньон было лишь несколько смотровых площадок, не то чтобы огороженных, но все равно похожих на балкончики.  С них открывались потрясающие виды, но каньон был далек, недоступен. Прогулявшись еще немного, мы решили двинуться дальше.

Как я уже упоминала, заветной мечтой Антона было облететь Гранд Каньон на вертолете, и мы отправились искать базу папиллонов.

Нашли без труда, но оказалось, что все, даже самые непродолжительные, полеты нужно было бронировать заранее. Мы планировали взять трехчасовую экскурсию с посадкой на дно каньона, но именно это развлечение вездесущие туристы расхватали в первую очередь. Единственное, что нам подошло – экскурсия по самой короткой траектории на утро следующего дня. Выбирать не приходилось – завтра нам предстояло вернуться в Лас-Вегас, чтобы оттуда отправиться в путешествие по настоящей пустыне – Долине Смерти.

Заказав экскурсию, мы двинулись к другому входу в Гранд Каньон, откуда можно было совершить умопомрочительный спуск в самое сердце породы.

На этом въезде стоял красивый знак, сообщающий, что мы достигли великой достопримечательности. Поскольку эмоциональный подъем нас не покинул, несмотря на неудачу с папиллоном, мы совершили не очень свойственный нам поступок – сделали легкомысленный снимок в обнимку с табличкой.

В этой части Гранд Каньона начинались пешие маршруты, по которым можно было спуститься на самое дно. Забегая вперед, скажу, что мы сделать этого не успели, и поэтому я считаю, что посетила каньон только на 50 процентов. Просмотренные позже фильмы и иллюстрации однозначно давали понять, что все великолепие великой природы Гранд Каньона раскрывается именно здесь, внизу.

Обязательно присутствующий во всех туристических местах информационный стенд советовал, как одеться, обуться, сколько воды брать с собой решившимся на спуск. Перечислял наиболее распространенные травмы и подстерегающие неприятности (вывих лодыжки, солнечный удар, обезвоживание энд соу он), а также сообщал, что ежегодно в Гранд Каньоне гибнет до 25 туристов. В этом месте располагалась фотография молодого мужчины в  джинсах-кроссовках-футболке-бейсболке-с рюкзаком, снабженная подписью (дословно, увы, не помню) : он один из вас, он погиб в Гранд Каньоне. Будьте осторожны!

Мимо прошли несколько туристов, всем своим видом показывающие, что к спуску они готовы – трекинговые ботинки, поилки для рюкзаков «кэмел», специальные палки-посохи, а также солнечные очки, шляпы, фонарики... Я посмотрела на свои шлепки, которые решила не менять на кроссовки по причине удобства и жары, и твердо сказала, что тоже готова  к спуску.

Уже с перых метров спуска мы поняли, что в Гранд Каньоне все будет по-серьезному, и спуск в Брайс показался бы нам сейчас благоустроенным проспектом. Тропа была крутая, местами даже обрывистая. Ни о каких поручнях и заграждениях не было и речи.

Под ногами – твердая порода, иногда осыпавшаяся, с мелкими камнями, на которых очень легко поскользнуться и оступиться. Стараясь выкинуть из головы фразу «вывих лодыжки», мы наметили для себя место, до которого доберемся в любом случае. Довольно далеко внизу виднелась небольшая красивая площадка с пологими выступами, на которые можно было забраться и сделать потрясающие снимки.

Если вам вдруг показалось, что путь на дно Гранд Каньона тернист и многотруден, то это не совсем верно. Природа, порода, и еще раз природа – вот единственное, что занимает там все твои мысли. Я была в восторге от кактусов, которые частенько попадались на пути, от причудливых изгибов и невероятных форм, которые образовывали стены каньона.

Антон сказал: не надо думать о Гранд Каньоне, как будто это оргомный овраг. Я до сих, вспоминая о Гранде, не могу отделаться от этой фразы, как от мыслей о голубоглазом белом медведе :) Каньон и правда невероятно смахивет на колоссальный овраг, точнее – на небольшую планету, у которой вдруг взорвалось ядро. Гранд Каньон – это действительно отдельная планета. Вечером, когда вокруг тебя – только темное звездное небо и тяжело дышащее тело скал, ощущаешь себя никем иным, как Маленьким Принцем.

Погруженные в такие мысли, мы довольно лихо продолжали спуск. Нам навстречу попадались возвращающиеся туристы, мокрые от пота, тяжело дышащие и в надежде смотрящие наверх. Мы тоже подняли головы – скала, по который мы шли, очень смахивала на отвесную.

«Как возвращаться? Я подумаю об этом потом», - подсказала мне ответ героиня «Унесенных Ветром». И правда, сейчас думать об этом не стоило – мы вышли на один из ярусов каньона, и теперь дорога до намеченной площадки была не такой тяжелой.

Добравшись до пункта А, мы увидели там пару амеркианцев – мальчик и мальчик. Они бессташно забирались на выступы и позировали, свесив ножки. Улыбнулись нам, кивнули – hello – и заторопились в обратный путь. Тут мы устроили привал, перекусив приобретенными утром булочками и запив их водой спортсмена – химического цвета жидкость, ускоритель процесса регидрации организма.

Находиться на полпути ко дну Гранд Каньона – впечатление тоже довольно сильное. Антон, наслаждаясь безлюдностью и спокойствием, занялся штативами-объективами, а я села на выступ скалы и просто смотрела вдаль. Все восторженные эпипеты я уже использовала при описании наших предыдущих приключений, поэтому скажу просто – мне было очень хорошо.

Но время неумолимо – пришла пора возвращаться. Подъем оказался не таким тяжелым, как рисовало нам воображение. Конечно, нам снова повезло с погодой. В это время года еще довольно прохладно, солнце совершенно не палит, дождя не было. Как путешествовать по каньонам летом, я просто не представляю и наверное никому не рекомендую. Наш «несезон» очень нас выручал – мы видели все красоты настоящей пустыни, нисколько не страдая от жары. По пути наверх мы сделали пару-тройку остановок, глотнуть воды и отдышаться.  Спустя полчаса мы уже были на Земле (правописание верно).

Вечерело, и мы направились искать мотель поближе к аэропорту, откуда завтра утром нам предстояло отправиться в небольшое путешествие, чтобы посмотреть на Гранд Каньон с высоты птичьего полета.

Гранд Каньон является жемчужиной национальных парков Америки, и чтобы осмотреть его подобающим образом, требуется не один день. Здесь хочется отметить, что американцы являются активными потребителями своих природных сокровищ. Какой бы ни был на дворе сезон, количество американцев, посещающих национальные парки, всегда очень велико. Поэтому на вьезде в Гранд Каньон вырос, в угоду туристам, целый городок – несколько мотелей, магазины, рестораны, туристический офис и даже кинотеатр IMAX - Grand Canyon IMAX. В этом городке мы и остановились на ночлег в добротном мотеле. Вечер у нас выдался на удивление свободный, и мы пошли в кинотеатр. Поболтали и пошутили с кассиром - пожилым харизматичным мужчиной, чем-то похожим на Познера, -  зависли в довольно большом сувенирном магазине (Grand Canyon Visitors Center)  и пошли в зал.

Фильм, который мы посмотрели, называется Grand Canyon: The Hidden Secrets. За 30 минут перед нами проходит тысячелетняя история Великого Каньона, неразрывно связанная с историей человечества: от первобытных людей до путешественников, заново открывших это чудо света.Мы видим историю легендарной личности XIX века - Джона Уэсли Пауэлла, однорукого предводителя экспедиции, спустившейся на довольно хлипких лодках по бурному течению реки Колорадо, протекающей через Великий Каньон. Сегодня туристам предлагается экстремальное развлечение – повторить путь экспедиции Пауэлла, сплавившись по бурлящей Колорадо на большом рафте или, для особо смелых, на лодках, напоминающих лодки первооткрывателей.

Когда закончился сеанс, не было еще и одинадцати вечера. Мы решили пойти посидеть в реcторанчике – слегка поужинать. Пиццерия, бистро, ресторан мексиканской кухни – все оказалось закрыто. Место, может, и туристическое, но с наступлением темноты жизнь здесь, похоже, замирает. На окраине городка светилась знакомая желтая буква М, и мы покорно побрели в этом направлении. С удовольствием выпив в Макдональдсе горячего чая, мы пошли спать. Вылет у нас был в 8 часов утра.

9 день, 30 апреля

В 7:30 мы уже были на базе папиллонов, благо ехать до нее от мотеля было не более 15 минут. Вместе с другими туристами, ожидающими полета над каньоном, мы посмотрели фильм о правилах безопасности при пользовании вертолетами и получили разноцветные наклейки. Из людей с наклейками одного цвета формировалась группа для каждого папиллона. Забыла сказать, что при бронировании билетов мы прошли унизительную процедуру взвешивания, и вес каждого из пассажиров учитывался при формировании группы.

Семейные и прочие пары организаторы старались не разлучать, и мы с Антоном оказались в одной команде с пожилой парой американцев достаточно внушительных объемов. Через стеклянную стену были видны ряды вертолетов, и мы выстроились у прохода на летное поле. «Котцовс, Джулия энд А'нтон!»  - на удивление правильно выговорил инструктор, и мы направились к своему папиллону. Как выяснилось намного позднее, в туристическом вертолете было шесть мест – пилот, пассажирское место рядом с пилотом, еще четыре человека размещались непосредственно в кабинке.

Нас пристегнули ремнями безопасности, выдали наушники с микрофоном и вертолет стал медленно подниматься.

В наушниках заиграла классическая музыка и начался рассказ про «главный пейзажный символ Америки». Мы пролетели над лесом, над дорогой, над городком и развернулись в сторону каньона.

Восторгов и эпитетов тут, к сожалению, не будет. Нет, было, несомненно, очень здорово – смотреть на гигантский каньон с высоты. Мы увидели даже Колорадо, протекующую по самому дну.

Но осталось чувство ..недосказанности,  недопостижения, Гранд Каньон не раскрыл перед нами всех своих тайн. И вы знаете, это не так уж и плохо! Я не знаю, вернусь ли сюда когда нибудь еще, но в моих воспоминаниях Гранд Каньон навсегда останется мрачноватой планетой с взорвавшимся ядром.

Дверцы у папиллона были полностью стеклянные, и нам удалось сделать несколько удачных снимков, пока солнце не ударило в глаза и мы ни стали видеть в объективе лишь собственное отражение. В наушниках зазвучал Штраус из «Что? Где? Когда?» и вертолет стал разворачиваться.

Мягкая посадка, вручение фотографий, сделанных инструктором перед взлетом. Мы на автомате прошли в магазин сувениров, купили очки от солнца за 10 долларов и направились к машине. Пришла пора возвращаться в Город Греха, но приключения на этом не заканчивались. Впереди нас ждали настоящая знойная пустыня, города-призраки, знакомство с полицией и автомобильный спуск на дно каньона Титус.

Продолжение следует

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.