Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
15 ноября 2018, четверг, 10:00
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

26 августа 2012, 18:04

Петр Новицкий: «С тех пор в Польше не было двойной дороги для искусства»

Петр Новицкий, коллекционер, основатель "Фонда польского современного искусства".
Петр Новицкий, коллекционер, основатель "Фонда польского современного искусства".

Петр Новицкий, открывший первую частную галерею в Польше в 1977 году и сломавший государственную монополию «салонов», основатель «Фонда польского современного искусства», страстный собиратель русского андеграунда, рассказывает о том, как в Польше удалось отстоять свободу творчества еще в 1955 году, и почему нонконформизм нельзя понять  без соцреализма.

У вас в коллекции много соцреализма. Некоторые русские искусствоведы полагают, что соцреализм – это девиация, отклонение от нормального развития искусства, ошибка. В чем вы видите его ценность?

Да, соцреализм - это настоящий академизм, в нем нет ничего авангардного, он вторичен. Но я вижу его со стороны, не так, как ощущают его в России.  Но советский «второй авангард», 60-70-х годов - если мы смотреть по датам, то мы обнаружим, что он тоже вторичен по отношению ко многим мировым художникам. В книжке, которую я издал для выставки «НЕТ! - и конформисты», есть статья профессора Михаила Германа, где он пишет, что не все нонконформисты – гении.

Но когда мы знаем, что творилось в вашей стране в эти годы, как сложно обстояли дела с интеллектуальной свободой – «второй авангард» становится интересен. Тем, кто хотел делать то, что он сам хочет, было тяжело, а кто-то согласился на академическое развитие, чтобы было легче  - и те и другие мне важны как характеристика страны. Кстати, в России до сих пор очень много любви к соцреализму  - и у публики, и у работников музеев. Выставка соцреализма, которую делала Евгения Петрова в Русском музее несколько лет назад – там было много китча, но публике искренне нравилось.

Николай Ерохин, "Портрет Руслановой", 1970; Алексей Бородин, "Весна", 1956. Коллекция Петра Новицкого

В Польше после протестной выставки «Арсенал» 1955 года  появилась официальная «квота» на 15% абстракции. И если это было разрешено,  что было запрещено?

Абстракция у нас была запрещена только с 1949 по 1955 годы. Это недолго, всего шесть лет – но в тот период у очень талантливых художников, Йонаша Штерна, Эрны Розенштейн, Тадеуша Кантора,  Владислава Стржеминского, Катажины Кобро, которые никак не вписывались в соцреализм, была очень сложная жизнь. Катажина Кобро приехала из России со своим мужем, они были друзьями и учениками Каземира Малевича. Они основали музей современного искусства в Лодзи, первый такой музей в Европе. Она сожгла свои гениальные геометрические скульптуры из дерева, сделанные в 20-30 годы, чтобы растопить печку и согреть ребенка.

Все имена, которые я вам назвал – это были левые художники, коммунисты, но соцреализм не поддерживали, с художественной точки зрения они видели коммунизм по-другому. Другие пытались себя переломить, делали что-то соцреалистическое, например, Хенрик Стажевский, но получалось у него очень плохо, просто китч.

После 1955 года они все могли свободно заниматься абстракцией. Началось это с выставки  «Арсенал», похожей на вашу выставку в Манеже 1962 года. После «Арсенала» в Польше уже не было двойной дороги для искусства – официальных и неофициальных художников. Художники, которые были в подполье, ездили на зарубежные международные выставки,  имели поддержку от министерства культуры.

Скульптуры Катажины Кобро 1948 года. Коллекция Петра Новицкого

Это совершенно отличается от нашей ситуации, ведь у нас до сих пор существует два параллельных, в основном враждующих и редко пересекающихся мира искусства: традиционалисты, консерваторы из Союза Художников и вроде того – и современные художники. Вы говорили, что даже в жестокий исторический период художники оставались левыми. Как сейчас в Польше художники относятся к идеям коммунизма?

Левые художники были, есть и будут. Кто-то когда-то сказал, что если не будешь левым в юности, не станешь консерватором в старости. Это этапы взросления человека.

В Польше все время возвращаются темы Второй Мировой войны, Холокоста, потому что большинство евреев мира – с Востока, из России и Польши, сейчас в Израиле их большинство.

Эти темы заново обрабатываются, они влияют на молодежь, которая не помнит времен лагерей и расстрелов, и смотрит на это по-другому, без страха. Коммунизм, христианство, демократия – всё это прекрасные идеи, но то, как они были реализованы – вот что страшно. Молодежь ищет точку, в которой реализация левой идеи пошла по ошибочному пути.

У нас есть правые художники, такие, которые идеализируют сталинские времена. А в Польше?

У нас таких художников нет.

Российскому современному диссиденту от искусства, куратору Андрею Ерофееву на пресс-конференции в Барселоне испанский корреспондент задал такой вопрос: «Благодарны ли вы вашей власти за то, что она вас притесняет?» Может быть, художнику сложно работать в условиях абсолютной свободы, и действительно нужно с чем- то бороться для вдохновения?

Я не думаю, что художники могут творить только при режимах. Когда есть полная свобода – у художника другие проблемы, более глубокие. Они не будут воевать с дефицитом туалетной бумаги, как в советское время. Но проблемы есть, пусть и не такие страшные идеологические, и не такие мелкие бытовые, как было в советское время. Сложно представить себе, когда проблем не будет совсем.

Сейчас у нас недостаточно выставочных залов. В Варшаве, в столице! - нет музея современного искусства. Есть выставочный зал «Захента», где проходят великолепные выставки, и замок Уяздовский, который имеет свою коллекцию, но это не музей. А современное искусство надо объяснять людям, оно должно преподаваться уже в школе, чтобы люди не удивлялись, знали, как это появилось и развивалось.

Ежи Рышард Зелиньский (Юрры). "Улыбка, т.е. „тридцать” - лат., „ха, хa, хa” - рус.", 1974
Коллекция Петра Новицкого

У нас тоже сложности с образованием. Но есть мода на искусство, и состоятельные люди создают фонды, поддерживающие современное искусство. Есть ли нечто подобное в Польше?

Есть, но недостаточно. Есть три коллекции в Познани, но это не частные музеи – потому что такой музей стоит невероятных денег. Построить его – это одно, это возможно, но содержать его потом постоянно – вот это безумные деньги. Было такое предложение: одна дама хотела построить музей и выставить свою коллекцию, с условием, что дальше его будет содержать государство, но, к сожалению, государство не захотело принять такой подарок, слишком дорого. Всегда недостаточно средств на фестивали, биеннале. В Варшаве до сих пор нет своей международной биеннале современного искусства – а должна быть. Все упирается в деньги.

Какие в Польше отношения между религией и современным искусством? В России с этим большие проблемы, и в Польше, насколько я знаю, есть такая организация «Лига польских семей», католики-фундаменталисты, так сказать, и они пытаются цензурировать искусство.

Есть, и из-за этой ситуации у нас существует, как бы это сказать, автоцензура. Художники боятся делать что-то, что может быть неправильно воспринято религиозными людьми. Лет десять тому назад был скандальный процесс. Художница сделала фотографию  распятия, оставив за кадром все, кроме обнаженных чресел Христа. Работа была выставлена не в какой-то маленькой галерее, а в Национальном музее в Познани, очень престижном месте. Процесс длился много лет, у нас суд небыстрый, ее признали виновной, но в тюрьму не посадили, присудили какой-то срок общественных работ в благотворительном фонде. Как художник она стала известна только из-за одной этой работы, и мне кажется, многие художники делают такие вещи только из-за скандала, ради рекламы и славы. Я не очень люблю такую стратегию. Очень тонкая граница - до какого момента можно пользоваться вещами, которые могут обидеть других.

У нас бывает случаи, когда художник не имеет намерения кого-то обидеть, но его осуждают. Например, когда Вагрич Бахчанян сделал в советское время работу, в которой голова Христа на кресте закрыта Орденом Ленина, он выступал против коммунизма, но недавно эту работу сочли оскорбительной христиане. В Польше такое случается – безосновательная цензура?

Думаю, что такое было, но сейчас не могу вспомнить конкретных имен. Но знаете, у нас не так просто что-то запретить, художники  - свободные люди. Но есть то, что я назвал автоцензурой. Один из знакомых мне случаев - куратор согласился на выставку прекрасного польского художника, зная его предыдущие работы, но потом отказался делать проект, потому что в новой работе его смутили религиозные символы. Он боялся выставлять это в галерее.

Видно, что в наше время есть параллели в художественной ситуации. Были ли в постсталинские годы как-то налажены связи между польским искусством и нашим андеграундом?

Прямых связей было мало. Советских художников, которые имели в Польше друзей и приезжали к ним – единицы. В 60-е годы большое влияние шло через польские журналы, «Польша» на русском языке, «Проект», «Искусство» («Штука»), их читали в библиотеке Третьяковской галереи по записи. Уже в 70-80-х годах польские и русские художники встречались за рубежом – в Париже, Нью-Йорке, когда потихоньку, ненадолго уже можно было выезжать. Штейнберг, Булатов, Гороховский, Немухин, Кабаков участвовали в международных выставках.

Эти журналы вспоминают до сих пор, всех поражала тогда творческая свобода польских художников. А что вас поразило в советском андеграунде?

Огромное количество художников, которые развиты индивидуально. Не было мейнстрима,  за которым можно было следовать, и все находили собственные пути.

И потом, с польскими художниками я общался всю жизнь, а в России для меня все было новым. Когда я приехал в 1987 году, я знал только три имени, которые мне подсказал мой парижский друг Станислас Задора, куратор центра Помпиду: «Обязательно постарайся познакомится с Булатовым, Штейнбергом, Кабаковым», и у меня это, к счастью, получилось. Великие люди, которые нашли в себе силы делать то, что они хотели.

В 80-е было так – все сразу отправляли к своим друзьям, и хороший художник отправлял только к хорошим, не было ошибок. Это желание показать других было очень трогательно. Я счастлив, что мне так повезло – многие уже ушли, но я успел познакомиться с ними.

Эрнст Неизвестный, "Кентавр", 1950-е годы; Барбара Фалендер, "Ганимед II", 1987. Коллекция Петра Новицкого

Есть ли между нашими странами перспективы культурного взаимодействия?

Конечно, есть! На большую выставку, которую я готовил десять лет, «Варшава-Москва», «Москва-Варшава», очередь была такая, что не войти. Всё, что привозят из России, из Москвы и Петербурга, кино, выставки – все вызывает огромный интерес. Мое поколение и те, кто старше – мы постепенно уходим, и это нормально. У молодых нет комплексов, связанных с Россией, нет в головах того страшного воспоминания о сталинских временах. Для них это уже не диктатура, ну, есть президент Путин, президент Медведев, можно пошутить о том, кого выбрали русские. У вас есть это, вам нравится - пожалуйста. Но что касается русской культуры – литература, музыка, выставки, в Польше имеет свою публику, много поклонников.

Интерес взаимный - я смотрю на эту выставку, «За железным занавесом», и вижу, что приходит много людей, а ведь она хотя и в прекрасном музее, но отнюдь не главном для Москвы.

Это кажется, первая выставка современного искусства в этом музее.

Теперь в музее новый директор, Александр Сысоенко. Мы вместе с ним делали выставку «Варшава-Москва», он талантливый человек и хороший организатор, и хотя это музей декоративно-прикладного искусства, он широко смотрит на вещи, и хочет, чтобы музей был одним из ведущих. У нас есть проект, посвященный Владиславу Стржеминскому в области его проектов мебели, они есть у меня в коллекции. Но чтобы сделать неплохую выставку – нужно не меньше двух лет. Мы будем сотрудничать с музеем искусства в Лодзи, где хранится большинство его работ.

Собираете ли вы молодых авторов?

Я продолжаю дружить с шестидесятниками. Этой выставкой отмечаю два юбилея, 80 лет русскому художнику-нонконформисту Борису Жутовскому и 50 лет выставке в Манеже. Но я работаю с молодыми кураторами, сотрудниками организованного мной «Фонда польского современного искусства». Они специалисты по своим поколениям, им 20-30 лет.

И поддерживаю создание новых произведений. «Фонд польского современного искусства» сейчас делает проект, который называется «Дом Этгара Керета» - это израильский писатель с польскими корнями. Дом будет резиденцией для творческих людей, отбирать кандидатов будет Этгар, его друзья и наш фонд. Открытие должно быть в октябре. Чем интересен сам дом – он высокий, в нем четыре этажа, и он выстроен в щели между двумя домами в части города, которая была еврейским гетто в Варшаве. При этом он 133 сантиметра в самой широкой части, а самая узкая его часть там, где вход – 70 сантиметров. На первом его этаже лестница, которая поднимается, как трап в самолете. На втором этаже полукресло и стол, чтобы работать, еще выше – спальня, потом – кухня и ванная. Приезжайте посмотреть на «Дом Этгара Керета»!

Проект «Дом Этгара Керета» в Варшаве. Фото: www.detail-online.com

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

09:51 СМИ узнали о дефиците топлива на независимых АЗС
09:47 В гробнице царевича династии Хань имелась собственная терракотовая армия
09:32 Госдеп посулил России «драконовские» санкции
09:12 Франция отказалась быть вассалом Трампа
08:59 СМИ назвали претендентов на покупку у России С-400
08:42 Владивосток получил звание города с самыми плохими дорогами в России
08:26 Рамзан Кадыров вернулся в Instagram
08:10 Британский кабмин утвердил текст соглашения по Brexit
14.11 19:48 Россия оспорила рассмотрение довода Украины по долгу в 3 млрд долларов
14.11 19:13 Конституционный суд принял к рассмотрению запрос по чечено-ингушской границе
14.11 19:03 Роскомнадзор предложил Google подписать антипиратский меморандум
14.11 18:46 Сенаторы предложили убрать клетки из судебных залов
14.11 18:30 Подозреваемый по делу об убийстве следователя Шишкиной попросил убежища в Грузии
14.11 18:02 Премьер Японии сообщил о своем визите в Россию
14.11 17:37 Обвиняемый в госизмене ученый Кудрявцев отказался сотрудничать со следствием
14.11 17:12 Аналитики назвали шансы США проиграть войну России и Китаю
14.11 16:44 Африканская бабочка использует «технологию стелс» для спасения от летучих мышей
14.11 16:42 Госдума приняла во втором чтении бюджет на 2019 год
14.11 16:25 Умер актер Сергей Юртайкин
14.11 16:04 Министр обороны Израиля подал в отставку
14.11 15:48 Следователь Генпрокуратуры по делу ЮКОСа погиб после ДТП
14.11 15:36 Организатор драки на Хованском кладбище получил 11 лет строгого режима
14.11 15:09 В правительство поступило предложение заменить Ленина копией
14.11 14:49 Сообщество предпринимателей Сингапура поможет стартапам «Сколково» в выходе на рынки Юго-Восточной Азии
14.11 14:38 СМИ узнали о скорой отставке Джона Келли из-за конфликта с Меланьей Трамп
14.11 14:09 Жительница Мельбурна нашла иголку в груше
14.11 13:52 Армения обвинила «дочку» «Газпрома» в миллиардных долгах по налогам
14.11 13:20 Турция обратилась в 83 страны за сторонниками Гюлена
14.11 13:16 Российский сенатор ответил на обвинения в намеренном сбое GPS НАТО
14.11 13:14 Сколковский проект «Дневник.ру» вошел в топ-10 самых посещаемых образовательных платформ мира
14.11 13:08 Представитель вымершей группы птиц оказался хорошим летуном
14.11 12:47 СМИ узнали о сроках введения новых антироссийских санкций США
14.11 12:26 Жители Калгари отказались принимать Олимпиаду 2026 года
14.11 12:02 Кремль прокомментировал штраф The New Times
14.11 11:46 Песков отказался предсказать новые санкции США
14.11 11:38 В центре Киева вспыхнули протесты из-за отсутствия отопления
14.11 11:26 Врачи попросили Минздрав отменить решение ФАС по жизненно важному лекарству
14.11 11:21 Стала известной структура необычной кристаллической модификации азота
14.11 11:09 Опрошенные москвичи оказались не готовы отправить Собянина в президенты
14.11 10:29 Россия указала на недопустимость иска Демократической партии против правительства РФ
14.11 10:24 Волгоградский школьник принес в класс топор и бензин
14.11 10:00 Медведев утвердил двухэтапную индексацию платы за ЖКХ в 2019 году
14.11 09:45 ЦРУ уличили в попытках применить к террористам «сыворотку правды»
14.11 09:30 Трамп поругался с Мэй по телефону из-за Ирана
14.11 09:25 ФСИН озвучила дневную стоимость питания заключенных
14.11 09:18 Цена на нефть упала до мартовского уровня
14.11 09:16 Вдова Талькова побывала в СК
14.11 09:11 ЦБ отозвал лицензии у двух банков
14.11 08:56 Мемория. Павлик Морозов
13.11 19:54 В Совфеде предложили упростить назначение сенаторов от врио глав регионов
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром авторское право администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Басманный суд Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВПК ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки госизмена гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль импорт инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция информационные технологии ипотека Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Кабардино-Балкария Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание компьютерная безопасность Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция Космодром Байконур космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия морской транспорт Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж патриарх Кирилл ПДД педофилия пенсионная реформа пенсия Пентагон Первый канал Петр Порошенко пиратство пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Приморье Продовольствие происшествия публичные лекции ракета Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги реклама религия Республика Карелия РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Росстат Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Элла Памфилова Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко «Яблоко» ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.