Адрес: https://polit.ru/article/2012/06/07/uvolneniya/


07 июня 2012, 16:40

Неверным курсом идете, медиа-менеджеры!

Что означает серия увольнений медиа-менеджеров последних месяцев? Атака власти? Недовольство собственников финансовым положением изданий? Перестраховка собственников в условиях «грядущего Путина»? Последствие излишней игры изданий в политактивизм? Трактовок много, но тренд налицо.

Любая перестановка в крупнейших медиа вызывает у заинтересованной публики (пусть этой публики не слишком много) вопрос: а с чем связан уход? Поскольку, скажем, общественно-политические издания вечно крутятся в треугольнике «собственник-власть-журналистский коллектив», то и интерпретаций рождается масса. Нет ли давления на свободу СМИ со стороны государства? Или собственники недовольны менеджментом издания?

Тут тоже множество вариантов. Личный конфликт? Недостаточная компетенция? Низкие финансовые или иные показатели? Или же на собственников надавили в высоком кабинете и потребовали принять меры?


Минувшие месяцы в смысле частных событий на медиа-рынке (в его общественно-политическом сегменте) выдались в этом смысле беспокойными, некоторые даже забили тревогу. Только вчера стало известно о сразу двух отставках, рождающих вышеозначенные вопросы. Отставлен с поста генерального директора Издательского дома «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев, покинул пост главного редактора «Большого города» Филипп Дзядко.

Оба в нескольких интервью фактически не подтверждали политическую подоплеку в их отставках, но прямо не отрицали такой мотивации собственников. «Ведомостям» Дзядко объяснил, что акционеры (то есть Наталья Синдеева, являющаяся акционером, помимо БГ, интернет-издания «Слон.ру» и телеканала «Дождь») хотели, чтобы журнал более освещал проблемы «стиля жизни». Что самому главному редактору показалось неправильным. Упреки же собственников в убыточности издания Дзядко отбивает тем аргументом, что продавать журнал и рекламу — дело маркетинговой и рекламной службы, а не главного редактора.

Демьян Кудрявцев так сказать не мог — гендиректор ответственен за многое, в том числе и за продажи и экономическую эффективность изданий. Но и в его интервью «Слон.ру» прозвучала фраза про эффективность и отличие стратегии новой команды управленцев в ИД от стратегии самого Кудрявцева.
Трактовки «уволен из-за политики» уже появились. По данным OpenSpace, в случае с Кудрявцевым сыграло свою роль то, как радио «Коммерсант-ФМ» освещало недавние митинги и, в частности, разгон шествия 6 мая и столкновения демонстрантов с полицией. Усилиями же не в последнюю очередь Филиппа Дзядко с началом декабрьских митингов «Большой город» фактически превратился в «боевой листок революции», так что и тут «политику» углядеть — раз плюнуть.

А сели уж смотреть на тренд последних нескольких месяцев, то картина и вовсе получается цельная.

 

Буквально за неделю до декабрьских выборов — первая «сакральная» медиа-жертва: замглавреда «Газеты.ру» Роман Баданин увольняется из издания. Официально за превышение полномочий: он не поставил рекламный банер «Единой России», хотя такие вопросы в компетенции рекламной службы или главного редактора. Неофициально: по совокупности, ведь он не только банер ЕР не поставил, он поставил банер «Голоса» со ссылкой на «Карту нарушений», где фиксировались нарушения на выборах. Ну и остальное, издание вообще традиционно власть не сильно жалует, а тут у всех могли сдать нервы.

Сразу после выборов увольняют главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» Максима Ковальского и гендиректора «Коммерсант-Холдинга» Андрея Галиева. Официально Ковальского уволили за нецензурщину в журнале, вызвавшую недовольство владельца «Коммерсанта» Алишера Усманова. Неофициально: за номер «Власти», посвященный злоупотреблениям власти (тут уже самой настоящей) на выборах 4 декабря. Каковой номер вызвал неудовольствие кого-то, кто может надавить на миллиардера Усманова. И да, там была фотография бюллетеня с нецензурной бранью в адрес Владимира Путина, факт.

Накануне президентских уже выборов из состава совета директоров радио «Эхо Москвы» выкинули главного редактора станции Алексея Венедиктова, правда, главным редактором он все-таки остался. Официально: в рамках плановой ротации. Неофициально: за «поливание поносом» (это так Владимир Путин контент радиостанции публично определил) и публикацию на сайте «Эха» блога Бориса Березовского.

Все вышеперечисленные вопросы («политика или бизнес», «давление власти или перестраховка собственников») остаются без четкого ответа, но тренд очевиден.

Наиболее нелояльным к власти изданиям демонстрируют, что им надо делать бизнес, а не заниматься всякой «фигней», вроде демонстрации чьей-то или тем более своей собственной гражданской позиции.

 

Отчасти, кстати, такая точка зрения справедлива. Во-первых, медиа собственниками воспринимаются пусть и как маленький, но как бизнес. Во-вторых, СМИ, по какой-то нелепой привычке именуемые «либеральными», в последние пару лет несколько усилили критику власти, а после декабрьского протеста в столице так и вовсе дали крен в сторону революционной этики и эстетики, вместо собственно журналистики.

И Филипп Дзядко может это называть «ловлей духа времени», но по сути это уже выход за грань журналистики и переход на поле агитации и политического активизма. Кажется, что даже стремившиеся не переходить эту грань «либеральные медиа» нет-нет, да и давали однобокие трактовки, пусть даже из самых благих побуждений.

Однако смена сразу нескольких знаковых медиа-менеджеров и переход десятков журналистов на новые места работы или вовсе «в никуда» за полгода отражает некую суровую реальность. Усманов долго был почти «спящим собственником». И «Коммерсант» по его меркам вряд ли является таким уж ценным активом — мелочь все-таки, не горно-обогатительный комбинат. Что вдруг начал последовательно влезать в управление? Вопрос остается без единственно верного ответа. Однако очень не хочется верить, что те, кто во власти отвечает за медиа, решил позакручивать гайки до упора. Поскольку тогда гайки точно сорвет, рано или поздно.