29 марта 2024, пятница, 03:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

31 мая 2012, 16:01

Интернет-стратегия Кремля

Очередная попытка властей как-то порулить интернетом и сделать из популярных сервисов «стратегические предприятия» говорит не только о желании расширять сферу работы государства до бесконечности. Но и о том, что власть обеспокоена ростом популярности интернета, а что делать с этим, толком не знает.

Любовь российской бюрократии что-то такое поконтролировать общеизвестна. И когда появляется некая точка роста, какой-то новый сегмент, вид бизнеса, род услуг, обязательно найдется человек, который скажет, что нужно срочно все это зарегулировать. Из самых благих соображений, разумеется. Так случилось и с законопроектом о признании ряда ведущих медиа стратегическими компаниями, который, по данным «Ведомостей», вновь разморозили в Госдуме.

Предлагают депутаты — они по российской традиции от бюрократов отличаются слабо или никак — признать стратегическими предприятиями интернет-сервисы, месячная аудитория которых составляет более 20 миллионов пользователей, а также важнейшие газеты и журналы страны. Законопроект был внесен еще два года тому назад, но как-то подвис. Теперь работа над ним продолжена.
Признание предприятия стратегическим означает, что иностранным инвесторам, желающим приобрести пакет акций более какого-то размера (зависит от отрасли), придется заручиться согласием российских властей, а конкретнее — специальной правительственной комиссии. И такая сделка вполне может быть правительством заблокирована.

В случае с интернет-компаниями имеется, правда, некий факт реальности, который не попал в поле зрение депутатов — в собственниках у крупнейших интернет-сервисов уже в значительной степени компании если и не прямо иностранные, то зарегистрированные за рубежом. Как это можно зарегулировать сказать однозначно сложно, но можно придумать. Жизнь интернет-компаний (а тут и «Яндекс», и Mail.ru, и даже социальная сеть «Вконтакте») может после этого несколько осложниться.

 Здесь разговор, разумеется, не только о том, что люди государевы страшно боятся иностранцев, которые придут, скупят все российское на корню, да еще и «оранжевую демократию» устроят при помощи «нашего», практически «православного» «Яндекса» и газеты «Комсомольская правда», хотя и это соображение со счетов списывать не стоит. Есть люди, которые и так думают.

Здесь, скорее, речь о признании, что не только телевидение правит миром, об осмыслении этого факта уже почти всеми, включая даже депутатов Государственной думы.

 

На днях те же «Ведомости» рассказали граду и миру, что дневная аудитория «Яндекса» в апреле превысила аналогичный показатель «Первого канала». А это вам уже не шутки, а потенциальная потеря контроля за медиа-реальностью со стороны российских властей. Следом, впрочем, анонимный кремлевский чиновник успокоил аудиторию уже «Известий» сообщением, что Кремль не видит падения популярноти теленовостей и полагает старую стратегию работы с медиа-пространством вполне эффективной.

Установив практически полный контроль за телевидением в начале 2000-х, Кремль успокоился и практически полностью «проспал» медиа-революцию, которая за прошедшие годы произошла в сфере коммуникаций. Все эти «интернеты» казались политически безопасными, газеты — малотиражными, а ТВ, напротив, - всемогущим. Интерес возродился, когда вдруг интернет-проекты стали задумываться о размещении акций на бирже и выяснилось, что они уже стоят (с точки зрения потенциальных инвесторов, по крайней мере) уже миллиарды долларов. Но и тогда интерес власти не вышел за рамки чисто хозяйственные.

Нет, попытки влиять на интернет-аудиторию и интернет-повестку все же предпринимались.

 

Единороссы даже как-то говорили о намерении партии стать влиятельной в российском сегменте интернета и блогах. И даже доминировать там. Однако воспринимать это иначе, нежели как ритуальные заявления людей, понявших, что «поезд уходит», сложновато.

И даже шла речь, что надо придумать некий «национальный поисковик», не в пример частным самый пророссийский. Но и тут дальше разговоров дело не продвинулось, хотя многие уже подсчитывали профиты от нововведения и верстали бюджеты на проект.

«Продвинутый» президент Дмитрий Медведев, разумеется, на интернет обращал внимание, но и у него, кажется, не было мысли о том, что все эти «блогеры» и прочие интернет-юзеры выйдут в декабре 2011 года на Болотную площадь в Москве. Самоорганизация того, что теперь называют «креативным классом» происходила как раз в сети.

Тут уже впору задуматься о стратегии работы власти с интернетом. Власть и задумалась, но, как всегда, ответ получается формальный, а с содержанием похуже.

 
Да и вера в силу телевизора, как показывает комментарий того же кремлевского источника «Известий», все еще довольно велика у власть предержащих. И все же что-то такое свербит у бюрократии — надо бы эти все ваши медиа как-то еще зарегулировать.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.