28 марта 2024, четверг, 12:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Философский пароход

Писательский пароход (хотя официально он называется иначе, неважно, да и тут некстати), конечно, навевает мысли о пароходе философском, который отплыл в далекие края, в чужие воды, практически 90 лет назад. Отплыл он на Запад - да, Украина теперь Запад, кстати сказать.

Все эти дебаты последних лет/месяцев на тему валить/не валить уже конечно многих утомили, разозлили, да и всем надоели. Кто уехал, тот уехал, и сделал это давно, а кто остался — тот уж небось жопу и в дальнейшем серьезно не поднимает, куда уж.

О многом может думать русский (русскоязычный) путешественник, стоя в Киеве — а именно оттуда стартовал наш роскошный пароход — у камня с великой надписью, отлитой, как сейчас модно говорить, «в граните». С убийственной надписью «Отсюда есть пошла русская земля». Вот, пошла из-за границы, и кто теперь за границей - они или мы? И кто тут они, а кто мы? Короче, долго надо разбираться в этом, если у кого сохранилось достаточно любопытства. Когда мы, уж по крайней мере с пушкинских времен, (ленивы и) нелюбопытны.

А на самом деле тема дружбы народов (упрощенный термин, для ясности и краткости) только на первый, поверхностный, взгляд кажется скучной. И общим местом кажется фраза о том, что отношения между народами строятся на контакте культур. Это все только кажется, а на самом деле, окиньте взглядом свою жизнь, мы с утра до вечера только и делаем, что неутомимом сравниваем себя с «ними». Ну типа — кому из наших платит Госдеп, наварим ли мы на кризисе в Греции, догоним ли Португалию, как быть с гастарбайтерами, не зря ли урезали русский язык в пользу английского, когда для нас отменят визы, в чем держать сбережения — в гривнах, евро или юанях, наконец, валить или не валить. Есть ли минуты в жизни, когда мы думаем только о своем, о своих, когда плюем на границы и заграницы? Ну например, когда справляем нужду — и то, это происходит, увы, на импортном унитазе…

Ну, сразу быка за рога, ближе к телу, первое «мероприятие», на которое я попал в этом плавании, происходило на берегу, в уютном зеленом городе Днепропетровске, который мне практически родной, ну двоюродный: тут при Советах был мэром мой дядя (по материнской линии, у него другая фамилия), который уже при новом режиме короткое время пробыл губернатором, а перед смертью послужил еще порадником у Кучмы.    

И вот — дискуссия «Бруно Шульц: на перекрестке культур», с презентацией книги про Бруно Шульца же. Со всем столичным смешным снобизмом кому-то сразу начинает казаться, что куда уж дрогобычскому персонажу до международного уровня! Однако Шульц весьма и весьма интересует и украинцев, и поляков, и евреев. Живших на границе империй, в местах, которые переходили от одной из них к другой.

Олег Ростовцев, Леонид Тишков, Марина Бородицкая, Юлия Каденко, Марина Москвина. Фото Бориса Шавлова

Если уж говорить о мультикультурализме, то он изобретен не Ангелой, вообще говоря, Меркель. А был замечен раньше, вот о чем и речь. И вот про умное говорили Игорь Клех, который немало пожил на Украине и много чего перевел, Андрей Павлишин, Константин Сигов... И Александр Архангельский, который не досидел до конца дебатов — его увезли на ТВ, вещать, он был в Днепропетровске нарасхват, как, впрочем, и во многих других городах Украины и иных стран различных континентов.

Ну короче, эта простодушная мысль типа «культура — это когда она из страны, которая богаче твоей» — на которой мы себя иногда ловим — конечно, не может засчитываться. Я полистал книжку Шульца, изданную в Кракове тиражом, я дико извиняюсь перед русскими читателями и издателями, 40 000 экземпляров, ну пусть и при старом режиме, однако ж сравните наше население с польским, а? Продираясь через красивый, но не слишком мне хорошо знакомый польский, я как-то смог ощутить легкость и ясность авторского языка.    

Одна из дискуссий (или, иначе говоря, круглый стол) прошла непосредственно на пароходе.

Говорили об истории.

Игорь Клех, Александр Архангельский, Константин Сигов ("Дух i літера"), Игорь Свинаренко. Фото Бориса Шавлова

Взрывоопасная тема, особенно в нашей общей истории! Самое интересное в отношениях России с Украиной, самые страстные и интимные и взрывоопасные страницы этих отношений любви-ненависти, такие, что Шекспир отдыхал — это, конечно, Вторая мировая война. На Украине вот как-то поднималась тема жертв коллаборационизма — что ж, пардон, такое? А вот что: это кто пострадал от сталинской Красной Армии. Действительно тонкая вещь! Бойцы сопротивления — при старом режиме таковыми считались исключительно советские (по линии НКВД) партизаны, а теперь вот же официально вспомнили про партизан антисоветских! Воевали против и фашистов, и против Сталина. Что, и мирному населению от них доставалось? А Красная Армия с чекистами — не трогала штатских? Никого не арестовывали и не ссылали? Ну и так далее.

С российской стороны, наверное, главным в этих дебатах был Арсений Рогинский, крупный наш историк, а с украинской — профессор Киево-Моглилянской академии (!) Георгий Касьянов. Которые, кстати, не раз уже участвовали в дискуссиях/лекциях организованных, в Москве «Полит.ру» и Борисом Долгиным в частности. Лекции там, скажу попутно, дико интересные, я туда стараюсь почаще вырываться, особенно в последние годы, когда «умняк» стал уверенно входить в моду.

И вот Рогинский между делом подал реплику, Касьянову:

— Я выучил почти наизусть вашу книжку про УПА!

А Касьянов - русские объективные и исторически объективные беспристрастные книги про власовцев, которые, в частности, выбили фашистов из Праги в 45-м — не учит наизусть. Хотя бы потому, что таковых нету. Есть еще над чем нам работать!

И кстати, Россия, похоже, не готова к трезвому взгляду на свою даже историю, на чисто внутреннюю.

Рогинский рассказал вот что, цитирую по памяти:

— Я давно начал заниматься (официальной) статистикой советского террора. Еще когда было много живых заключенных. Они уверяли, что в результате террора были уничтожены десятки миллионов граждан. Проходила информация, что 12 миллионов было репрессировано в одном только 37-м году! А по документам за все время расстрелов было — 1 100 000. С 1994 у меня лежит томина. И вот я это бац — и под сукно.

В общем не хотелось человеку портить настроение диссидентам. Ну и потом, для такой великой страны миллион-сто — копейки. Ну кого это впечатлит, кого испугает, кого остановит? Может, на самом деле лучше делать вид, что мы верим в десятки миллионов безвинно убитых? Ну, тут действительно, на кой нам ляд историческая правда, после обнародования которой служивые поднимут головы и пойдут мочить дальше? Гм…

Вечером Вадим Левин читал местным детям свои стихи про — чтоб ненароком не впасть в какую неполиткорректность — англичан. После Марина Москвина тем же детям, да и нам впрочем, зачитывала из своей книжки дивные истории — к примеру, как ее муж Леня Тишков при старом режиме получил на конкурсе премию в 800 канадских долларов. Поскольку их по любому невозможно было оттуда выцарапать, он, не будь дурак, эти бешеные деньги перечислил в фонд поддержки голубых китов. Оттуда после прислали бумагу, что Леня являетеся одним из коллективных усыновителей морского интеллектуала-скитальца, что глубоко тронуло и его самого, и, конечно, его жену, вот названную уже Марину. Не знаю насколько эта история тронула украинских читателей (и слушателей) — на Украине ведь нет китов. 

Олег Ростовцев, Вера Холмогорова, Константин Сигов, Арсений Рогинский. Фото Бориса Шавлова

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.