Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
26 июня 2017, понедельник, 11:54
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

18 мая 2012, 21:00

Дилеммы авторитарной политической реформы

Идея восстановления прямых губернаторских выборов была частью пакета политических реформ, предложенного в обращении Дмитрия Медведева к Федеральному собранию 22 декабря 2011 г. Другие идеи – это облегчение условий регистрации политических партий; снятие некоторых препятствий к участию партий и кандидатов в выборах; реформа избирательной системы на выборах Государственной Думы; создание Общественного российского телевидения.

Широко распространено мнение, что весь пакет реформ стал своеобразным ответом российских властей на требования о демократизации, прозвучавшие в ходе митинга 10 декабря на Болотной площади. И хотя российские официальные лица неоднократно отмечали, что реформа готовилась давно и не была связана с протестным движением, искренность этих заявлений сомнительна. Достаточно сказать, что избирательная система, предложенная Медведевым для выборов Государственной Думы, в процессе подготовки законопроекта изменилась до полной неузнаваемости. Значительные поправки были внесены и в другие реформы, включая выборы губернаторов. Характер этих изменений важен для понимания логики, которой руководствуются российские власти при разработке и реализации реформы, а значит – ее целей.

Надо заметить, что

идея о восстановлении губернаторских выборов стоит в общем ряду реформ особняком.

Если о других изменениях впервые заговорил Медведев 22 декабря, то данное предложение было впервые высказано Владимиром Путиным за неделю до этого, 15 декабря, во время транслировавшейся по телевидению пресс-конференции. Путин подчеркнул, что в свое время он лично изобрел порядок, при котором наделение губернаторов полномочиями происходило путем голосования в законодательном собрании по кандидатуре, предложенной президентом. Но теперь, по его словам, эта система выполнила свои задачи, и ее нужно изменить. Однако для предотвращения прихода к власти в регионах сепаратистов необходимо сохранить возможность вмешательства федерального центра в процесс выборов. Как сказал Путин, новая система могла бы выглядеть таким образом, чтобы «все партии, которые приходят в региональный парламент путем прямого тайного голосования, предлагали президенту своих кандидатов на должность губернатора – руководителя региона. Вот эти предложения проходят через президентский фильтр, и он вносит эти кандидатуры уже не на депутатов заксобрания, а на прямое тайное голосование всего населения, проживающего в регионе».

В выступлении Медведева все эти подробности были опущены. Очевидно, предполагалось, что Путин раскрыл их в достаточной степени.

Таким образом, восстановление губернаторских выборов было первой реформой, предложенной российскими властями после того, как были оглашены плачевные для них итоги парламентских выборов 4 декабря. Об особой важности этой реформы свидетельствует и тот факт, что в выступлении Медведева она была поставлена на первое место. При этом можно заметить, что среди требований митинга на Болотной площади идеи относительно структуры региональной власти отсутствовали. Значит ли это, что, пойдя на восстановление губернаторских выборов, власти с самого начала преследовали какую-то собственную повестку дня, и элемент реагирования на массовый протест здесь отсутствовал? Нет, не значит. Дело в том, что опросы общественного мнения в течение длительного времени, прошедшего с момента отмены прямых выборов в 2004 г., фиксировали значительное и постепенно нараставшее недовольство граждан России новым порядком назначения. Из всех антидемократических мер, принятых под руководством Путина в 2004-2006 гг., именно эта наиболее остро воспринималась населением как посягнувшая на когда-то принадлежавшее ему, но теперь отчужденное право. Даже если на митинге в Москве требование о восстановлении губернаторских выборов не прозвучало, можно было надеяться на позитивное восприятие этой реформы критически настроенными гражданами.

Несомненно, однако, и то, что собственная повестка дня, не имеющая отношения к массовым протестам, у властей все-таки присутствовала, и она была напрямую связана с итогами парламентских выборов 4 декабря. Чтобы понять эту повестку дня, необходимо вкратце проанализировать организацию региональной власти, введенную в России в 2004 г.

Основная особенность этой системы состояла в том, что губернаторы фактически назначались федеральным центром и несли перед ним прямую, полную политическую ответственность. Голосование в законодательных собраниях по кандидатурам, предложенным президентом, носило декоративный характер. Обычно против президентских кандидатур голосовали по 2-3 депутата, а во многих случаях они «избирались» единогласно. Причина не только в том, что за отказ поддержать эти кандидатуры следовала санкция в виде роспуска законодательного собрания, но и – прежде всего – в том, что до отмены прямых выборов губернаторы были в регионах монополистическими игроками, державшими под своим контролем как законодательные собрания, так и представленные им партии. В научной литературе широко признано, что региональные политические режимы, сложившиеся в России во второй половине 90-х – первой половине 2000-х гг., носили авторитарный характер.

Основная проблема для федерального центра состояла в том, что региональные власти, располагая всей полнотой контроля на местах, продолжали пользоваться достаточно высоким уровнем автономии.

Как показали региональные выборы 2003-2004 гг., во многих случаях для поддержания этого контроля они игнорировали один из кардинальных приоритетов федерального центра, высокие результаты партии «Единая Россия» на выборах законодательных собраний. Вместо этого, они встраивали губернаторские коалиции из различных партий, а также создавали собственные в виде так называемых «губернаторских блоков». При этом сами они не нуждались в поддержке «Единой России» на выборах и выигрывали их, как правило, в качестве независимых кандидатов. Это означало, что в избирательном цикле 2007-2008 гг., которому федеральные власти придавали критическое значение с точки зрения удержания фактической власти в руках Путина, результаты «Единой России» могли быть довольно скромными. Располагая значительными ресурсами влияния на результаты голосований в регионах, губернаторы были готовы использовать эти ресурсы в собственных интересах, но не обязательно – в интересах федерального центра.

Смысл реформы 2004 г. состоял именно в том, чтобы, установив прямую ответственность губернаторов перед центром, использовать их ресурсы в электоральных интересах правящей группы. Таким образом, эта реформа приобрела характер взаимовыгодного обмена. Федеральный центр должен был получить от губернаторов необходимые для него результаты выборов. Губернаторы – в той мере, в какой это условие выполнялось – получали полную свободу действий на местах. Основные элементы их бесконтрольной власти оставались в полной неприкосновенности или даже усилились. Таким образом, региональный авторитаризм был инкорпорирован в структуру общенациональной авторитарной власти, и это стало решающим шагом в отходе России от демократического пути развития. Федеральные выборы 2007-2008 гг. в полной мере подтвердили краткосрочную эффективность этой стратегии.

Затем, однако, стали накапливаться проблемы. Сразу после введения нового порядка, в 2005-2006 гг., ротация губернаторов носила весьма ограниченный характер. Как правило, Путин переназначал тех же самых губернаторов, которые когда-то выигрывали выборы. Начиная с 2008 г., ротация губернаторского корпуса заметно ускорилась, достигнув своего пика в 2010 г. Этот процесс показал, что федеральному центру не удалось создать эффективной системы рекрутирования губернаторского корпуса. Многие из новых назначенцев были чужды регионам, в которых пользовались почти абсолютной властью, не справлялись с управленческими задачами и оказались подверженными широкомасштабной коррупции. Опросы общественного мнения демонстрировали систематическое снижение уровней доверия населения к губернаторской власти. Кроме того, некоторые из новых назначенцев оказались втянутыми в латентные конфликты с влиятельными группами местных политиков и предпринимателей, сформировавшимися при прежних руководителях. Это, наряду с общим падением престижа губернаторской власти, крайне негативно сказывалось на способности губернаторов осуществлять административную мобилизацию избирателей и координировать фальсификации на выборах. Иными словами,

назначенные губернаторы оказались лишь в ограниченной степени способными выполнять свою часть контракта с федеральным центром.

Начиная с весны 2010 г., неспособность губернаторов обеспечивать результаты «Единой России» стала сказываться на итогах выборов региональных законодательных собраний и муниципальных выборов. Эти сигналы были проигнорированы центром, который, видимо, рассчитывал на то, что важность предстоящих федеральных кампаний и прямое участие в них первых лиц государства позволят улучшить результаты. Но практика показала, что если на субнациональных выборах, в условиях низкой явки избирателей и при наличии одномандатных округов, губернаторам удавалось обеспечить «Единой России» большинство в собраниях при сравнительно низкой поддержке населения, то без этих условий даже указанные факторы федерального уровня не могли выправить ситуацию. Сказывалось, конечно, и то, что у многих новоназначенных губернаторов просто не было опыта, достаточного для победы на важных выборах, вызывающих интерес избирателей. Единственным образцом таких выборов на региональном уровне раньше были губернаторские выборы. Теперь, когда их не стало, электоральный опыт губернаторов стал иррелевантным с точки зрения задач федерального уровня, поставленных перед ними центром.

Таким образом,

восстановление прямых губернаторских выборов могло рассматриваться властями как шаг к восстановлению функциональности системы.

Надо признать, что у них были достаточные основания для оптимистического взгляда на такую возможность. Действительно, восстановление выборов не меняет монополистическую структуру региональной власти. Будучи избранным, губернатор продолжит существовать в свободной от институтов среде, без институциональных (в виде сильных законодательных собраний) или политических (в виде влиятельных оппозиционных партий) сдержек и противовесов. Для долгосрочного демократического развития полезным выходом было бы не восстановление губернаторских выборов, а кардинальная реформа региональной власти с расширением полномочий законодательных собраний и внедрением элементов парламентской системы на региональном уровне. Однако без широкомасштабной демократизации это было бы и невозможно, и бессмысленно.

Вместе с тем,

восстановление прямых губернаторских выборов чревато и некоторыми рисками для авторитарного политического порядка.

Власти не могут исключить такого поворота событий, при котором – вследствие резкого ухудшения экономического положения или какого-то публичного скандала – политическая заинтересованность населения повысится, а критические настроения приобретут массовый характер. При этом модель поведения избирателей может сдвинуться в направлении протестного голосования, когда поддержку будут получать любые кандидаты, кроме связанных с действующей федеральной властью. В результате значительно расширились бы возможности оппозиции. В частности, успехи на губернаторских выборах позволили бы ей сформировать территориальные базы поддержки. Отсутствие таких баз является одной из важнейших основ электорального авторитаризма в России. Кроме того, практика показала, что даже если официальные кандидаты выигрывают выборы, то массовые протесты по поводу итогов выборов сами по себе представляют значительную угрозу для властей.

Разумеется, эти риски были с самого начала были учтены в концепции реформы, которая – в исходной формулировке Путина – предполагала не свободное участие кандидатов в выборах, а голосование населения по кандидатурам, одобренным президентом. Однако в ходе дальнейшей разработки реформы выяснилось, что реализовать идею «президентского фильтра» на законодательном уровне довольно трудно. В первоначальном законопроекте устанавливалось, что «выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом Российской Федерации, порядок проведения которых определяется Президентом Российской Федерации».

Уже в ходе предварительного обсуждения законопроекта зазвучали голоса представителей «Единой России» о том, что порядок консультаций нуждается в конкретизации. Выяснилось, однако, что выработать конкретную модель довольно трудно. Если бы консультации не носили обязательного характера, а президент не имел права отклонять выдвинутые партиями кандидатуры, то идея «фильтра» осталась бы пустым пожеланием. Но если бы у президента была такое право, то на федеральном центре лежала бы полная ответственность за подбор кандидатов, и в любой конфликтной ситуации ответственность переносилась бы с регионального на федеральный уровень.

В окончательном варианте закона, принятом Государственной Думой 24 апреля, положение о «президентском фильтре» было сохранено в качестве вторичного и ни к чему не обязывающего элемента. Вместо этого в закон была внесена идея «муниципального фильтра», впервые сформулированная на встрече Медведева с представителями регионов 6 апреля. В окончательном варианте эта идея выглядит так: регистрацию для участия в губернаторских выборах смогут получить только те кандидаты, которые смогут заручиться поддержкой 5-10% местных депутатов и глав администраций как минимум в 3/4 муниципальных образованиях в границах субъекта РФ. При этом депутаты вправе поддержать только одного кандидата, а их подпись должна быть нотариально заверена. Более точные количественные параметры оставлены на усмотрение региональных законодателей. Они же будут решать, могут ли в губернаторских выборах участвовать только партийные кандидаты, или возможна независимая кандидатура в форме самовыдвижения. Если такое право будет закреплено законом субъекта РФ, то самовыдвиженцу необходимо собрать в свою поддержку от 0,5% до 2% подписей избирателей региона.

Очевидно, что «муниципальный фильтр» абсолютно исключает возможность выдвижения на губернаторских выборов кандидатов, которые не получили бы одобрения федеральных и региональных властей. Муниципальные собрания в России укомплектованы представителями «Единой России» до такой степени, что во многих случаях для обеспечения соревновательности на выборах им придется давать свои подписи представителям других партий. И понятно, что выдвинуться смогут лишь такие «оппозиционеры», которые абсолютно лояльны властям и не представляют для них никакой, даже потенциальной, угрозы.

Таким образом,

идея губернаторских выборов дошла до практического воплощения в абсолютно выхолощенном виде.

Конечно, важнейшим фактором такого исхода стало снижение протестных настроений в стране: власти больше не видят необходимости идти на уступки. Но надо заметить, что другие элементы политической реформы не были выхолощены до такой степени. Например, закон о политических партиях не претерпел значительных ухудшений. Чем объясняется разница? Высокая фрагментация партийной системы (а именно она будет непосредственным итогом этой реформы) не только вписывается как в долгосрочную стратегию сохранения авторитарного политического порядка, но и не чревато краткосрочными угрозами для него. По поводу губернаторских выборов верным был бы лишь первый тезис, но не второй. В условиях, когда ближайшие федеральные выборы состоятся в 2016 г., именно региональные политические арены могли стать источником нестабильности. А поскольку фундаментальной

целью инициированной Медведевым политической реформы является не демократизация, а консолидация авторитарного порядка путем придания ему более эффективной институциональной формы,

то и не удивительно, что потенциально наиболее опасный элемент подвергся полному выхолащиванию.

Автор - доктор политических наук, профессор сравнительной политологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. первоначально опубликовано на немецком языке в издании Russland Analysen 18 мая 2012 г.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

11:31 Силуанов заявил о достижении соглашения с Кадыровым по финансированию Чечни
11:16 Белоруссия допустила покупку у России комплексов «Искандер»
10:55 Казахстан отказался пускать в страну инновационные вагоны РЖД
10:37 Утверждены требования к аппаратуре для использования в системе ГЛОНАСС‍
10:16 В Барнауле на координатора штаба Навального напали с ножом
09:56 «Единая Россия» не будет использовать цитаты Путина на региональных выборах
09:41 Власти Южной Кореи планировали убийство Ким Чен Ына
09:22 СМИ рассказали о плане США легализовать через ООН вторжения в третьи страны
09:11 В Госдуме предложили ужесточить наказание за коррупцию‍
08:51 ФСБ заявила о подготовке теракта в метро Петербурга с помощью Telegram
08:36 Сталин возглавил рейтинг выдающихся исторических личностей
08:19 Создатель Telegram назвал требования Роскомнадзора противоречащими Конституции
08:03 CNN ограничила распространение материалов о России
25.06 20:51 Порошенко анонсировал соглашение с США о поставке на Украину вооружений
25.06 20:27 Германия и Чили вышли в полуфинал Кубка конфедераций
25.06 20:02 Израиль вновь нанес удар по позициям армии Сирии
25.06 19:38 Пятые «Трансформеры» оказались самой коммерчески неудачной частью франшизы
25.06 19:06 В Росприроднадзоре рассказали об осаде свалки в Балашихе с привлечением ФСБ
25.06 18:42 Захарова прокомментировала заявление Макфола об уходе Кисляка
25.06 18:03 Российские театры проведут акцию в поддержку Серебренникова
25.06 17:36 Кокорин и Дзюба отправили Черчесову загадочное послание
25.06 16:50 СМИ рассказали о «секретном канале» сотрудничества РФ и США
25.06 16:21 Навальному в спецприемник вызвали скорую помощь
25.06 15:50 Принц Гарри рассказал о желании отказаться от королевского титула
25.06 15:18 Глава Роскомнадзора опроверг блокировку Telegram «завтра»
25.06 14:53 В ФИФА опровергли наличие претензий к членам сборной России на ЧМ-2014
25.06 14:23 Макфол анонсировал уход Кисляка с должности посла РФ в США
25.06 13:39 Мутко назвал бредом сообщения о допинге в российском футболе
25.06 13:05 В Ньюкасле автомобиль протаранил толпу празднующих Ураза-Байрам
25.06 12:36 На репетиции парада в Минске танк врезался в столб
25.06 12:06 ФИФА заподозрила российских футболистов в применении допинга на ЧМ-2014
25.06 11:31 В Совфеде пригрозили США ответом в случае выхода из договора РСМД
25.06 11:04 Рогозин рассказал о поставках российских ракетных двигателей в США
25.06 10:49 Глава ЦРУ обвинил Россию в подрыве американской демократии
25.06 10:35 Экс-кандидата в президенты США обвинили в мошенничестве
25.06 10:15 СМИ объяснили быстрое распространение огня в лондонской высотке
25.06 09:50 СМИ узнали о предложении конгрессменов вывести США из договора РСМД
25.06 09:33 Из-за возгорания бензовоза в Пакистане погибли более сотни человек
25.06 09:12 Вице-спикер Думы предложил «в морду дать» Роману Жиркову
25.06 08:57 Федор Емельяненко проиграл американцу Митриону
24.06 20:59 Иосиф Пригожин заявил о вымогательстве 1 млн долларов за возможность ездить на Украину
24.06 20:39 В РПЦ предложили ввести в школах основы церковнославянского языка
24.06 20:15 В Буденновске велосипедист брызнул девушкам в лицо кислотой
24.06 19:51 Россия проиграла Мексике и выбыла из Кубка конфедераций
24.06 19:47 Смертник из Манчестера учился по роликам на YouTube
24.06 19:23 Залог Украины за «Евровидение» был заморожен из-за иска Euronews
24.06 19:11 ВВС Израиля атаковали сирийские войска после случайного обстрела
24.06 18:50 Путин посоветовал артековцам пить кисель вместо поездок в Массандру
24.06 18:30 Путин посоветовал журналистам не обижать героев репортажей
24.06 16:55 Сочиненная Аль Капоне песня выставлена на аукцион
Apple Boeing Facebook Google IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов Бразилия ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минюст мировой экономический кризис «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН оппозиция опросы оружие отставки-назначения Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение права человека правительство Право правозащитное движение «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство УЕФА Украина Условия труда ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129343, Москва, проезд Серебрякова, д.2, корп.1, 9 этаж.
Телефон: +7 495 980 1894.
Стоимость услуг Полит.ру
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.