«Киношкола им. МакГаффина» совместно с информационно-аналитическим интернет-каналом "Полит.ру" продолжает цикл лекций по истории кино, среди лекторов которого известные киноведы, кинокритики и историки кино. Цикл является тематическим спецпроектом в рамках существующего с 2004 г. проекта «Публичные лекции «Полит.ру».
Проект "Публичные лекции «Полит.ру» начал работу 25 марта 2004 года. Это площадка содержательной коммуникации по проблемам, находящимся на переднем крае науки, культуры и общественной дискуссии. Особое внимание уделяется истории, современности и будущему России и мира. Проект закладывает основания для формирования гражданской позиции.
Внимание! Лекционный сезон "Полит.ру" 2011 - 2012 гг. проходит в клубе "ZaVtra" (прежнее название "ПирО.Г.И. на Сретенке"). Схема проезда.
3 марта 2012 г. (суббота)
Кирилл Эмильевич Разлогов – директор Российского института культурологии, доктор искусствоведения, профессор, автор многочисленных книг и статей по вопросам современной культуры, опубликованных в России и за рубежом, автор и ведущий программы "Культ кино".
Тема: «Французская новая волна».
Аннотация: Французская новая волна – это первая ласточка обновления мирового кинематографа конца 1950х-начала 1960х годов. Недавно в преклонном возрасте ушли из жизни Клод Шаброль и Эрик Ромер, еще живы классики Жан-Люк Годар и Ален Рене, Франсуа Трюффо остался вечно молодым…
Говоря о французской новой волне, мы вспоминаем о том, что кинематограф – это не только спецэффекты голливудских блокбастеров, но и форма самовыражения нового поколения кинематографистов, вышедших из синематек, и новых европейцев. Подробнее...
17 марта 2012 г. (суббота)
Марианна Петровна Киреева - историк кино, режиссер, руководитель студенческого телеканала факультета журналистики РГГУ.
Тема: «Активность социальная или солнечная? Принципы периодизации советского кино».
Аннотация: Традиционно этапы развития советского кино определялись вехами общественно-политической жизни страны: прошел такой-то съезд КПСС, было принято такое-то постановление... Конечно, на изменения сюжетики и стилистики отечественных кинолент влияло и это. Однако, если вглядеться внимательнее, замечаешь: подлинное, глубинное движение российского кинопроцесса было автономным и цикличным; оно не просто не зависело напрямую от социальных катаклизмов, но, как правило, предвосхищало их. О том, как выглядит эта цикличность и что вообще может служить ее побуждающей силой, и будет рассказано в этой лекции.
24 марта 2012 г. (суббота)
Елена Николаевна Солнцева - киновед, кандидат искусствоведения, театральный и киножурналист.
Тема: «Кино «нулевых» в поисках реальности».
Аннотация: В первое десятилетие нового века в российском кино началась погоня за реальностью. Начали ее документалисты, реанимировавшие «кино наблюдения» - подглядывая за героями с помощью новых, почти незаметных маленьких камер, они декларировали небывалую достоверность изображения жизни. Начинающие кинематографисты отказывались от школы, правил и техник - форму приносили в жертву подлинности. Вслед за документалистами к документальности потянулись и «игровики», да и сами документалисты стали снимать игровое кино.
Непрофессиональные актеры, фильмы, снятые исключительно на натуре, без специального освещения и звука, оказались на самом пике моды. Отличить документальное кино от игрового уже почти невозможно, и путаются даже профессионалы. Автор становится глазами - и отключает мозг. Пресловутая «ноль-позиция» предполагает непредвзятость, но не обеспечивает объективности.
За десять лет имитация достоверности достигла полного совершенства. Но вот вопрос: как это помогло кинематографистам сформулировать собственное отношение к реальности? Что это направление вытащило из социального подсознания? И каким оказался герой/герои времени?
31 марта 2012 г. (суббота)
Мария Кувшинова - кинокритик, журналист, заместитель главного редактора W → O → S.
Тема: «Где находятся фильмы? Отношения кино и зрителя в ХI веке».
Аннотация: На протяжении своей истории кинематограф пережил несколько технических революций, каждая из которых меняла его необратимо. Появление звукового кино отменило целое поколение кинозвезд, совершенно иные задачи поставил перед кинематографистами переход к цвету. В цифровую эпоху кинематограф переживает еще одну трансформацию, возможно, фатальную. Может ли кино в принципе существовать без пленки? Стоит ли по-прежнему называть его кино? Может ли оно существовать без кинозала, на экранах компьютеров и айпэдов? Сохранит ли оно себя как коллективный опыт и если да, то таким образом? Во что превратился Голливуд? Фестивали – это витрина кинематографа, новый способ дистрибуции и осколок древнего религиозного культа?
* * *
Алфавитный список лекторов Публичных лекций
Чтобы подписаться на рассылку лекций, отправьте письмо на public-lectures-ON@polit.ru. Пришедшее письмо с запросом подтверждения отошлите обратно. И все, вы подписаны на рассылку.
Чтобы в любой момент отписаться от рассылки, надо отправить письмо на public-lectures-OFF@polit.ru.
Лекции в марте 2012 г. пройдут в кафе ZaVtra (бывшие "ПирО.Г.И. на Сретенке"). Начало лекций в 15-00. Адрес: Москва, ул. Сретенка 26/1 (м. "Сухаревская", при выходе из метро направо, по ступенькам вверх, опять направо, вдоль ул. Сретенка пешком 5-6 минут). Вход бесплатный.