28 марта 2024, четверг, 19:03
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 декабря 2011, 17:51

Как будто зритель снова стал ребенком

В ноябре в Москве, в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке», открылся экспериментальный кинокампус имени МакГаффина. «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» приглашают разобраться в кинохаосе, поговорить о кино с теми, кто его делает, познакомиться со всеми творческими кинопрофессиями, а также смотреть кино, знать о кино.

Роберт Макки, самый известный консультант по кино- и телесценариям, в конце ноября по приглашению Киношколы CINEMOTION провел в Москве четырехдневный семинар (тема: «Создание киносценария»). Его ждали давно, и он обещает вернуться в следующем году с мастер-классом для телевизионных сценаристов. Перед тем как сесть в самолет, Р. Макки рассказал нам о МакГаффине, обязанностях кинозрителя, Алексее Попогребском и Даниле Багрове.

Роберт Макки – американский сценарный тренер, создатель системы разработки киносценария, голливудский консультант, автор бестселлера «История на миллион. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только...». Среди студентов Роберта Макки 32 обладателя премии «Оскар», 168 обладателей премии «Эмми», авторы сценариев к таким фильмам, как «Властелин колец», «Код да Винчи», «Бэтмэн», «Вечное сияние чистого разума», «Валли», «Шрэк», «Карты, деньги, два ствола», «Секс в большом городе», «Люди Икс», «Великолепный Халк», «Звездные войны» и многих других.

«Полит.ру»: На семинаре Вы несколько раз говорили про МакГаффин. Как бы вы обозначили свое понимание данного термина?

Роберт Макки: МакГаффин в фильмах жанра «боевик» является реальным физическим объектом, которого все добиваются. Люди стремятся к этому объекту, потому что он дает им особую власть и силу. Например, в фильме «Властелин колец» МакГаффин – это кольцо, в фильме «Мост через реку Квай» – это мост, в «Мальтийском Соколе» - это сокол, в «Золотом ребенке» – это ребенок. На самом деле, МакГаффин есть не только в боевике, он может быть в любом жанре. Фильм начинается с того, что жизнь главного героя, протагониста, выходит за точку баланса, и для того, чтобы восстановить этот баланс, протагонист ставит перед собой определенную цель. Объект, который он ищет, та задача, которую он решает, цель, к достижению которой он стремится, становится тем самым МакГаффином. Например, в романтической комедии МакГаффином может быть свадьба. В семейной драме – желание родителя защитить ребенка. Все, к чему стремится персонаж, что поможет ему восстановить баланс жизни. Это может быть то, что влияет на жизнь и смерть, что-то, способное подарить ему мир, жизнь и смысл. МакГаффин в жанре боевика – это конкретный предмет, но если говорить обо всех жанрах, это желанный для главного героя объект.

«Полит.ру»: Вы смотрите российское кино?

Р. М.: Мне надо было принести с собой список, чтобы я мог освежить в памяти впечатления. Я недавно смотрел фильм «Брат», мне кажется, что фильм замечательный. Это фильм про бандитов, молодой главный герой – очень техничный убийца. Он говорит и в начале, и в конце фильма, что в армии служил «в штабе писарем», но мы видим, что никакой он не писарь. Мы понимаем, что где-то, и совсем не в канцелярии, он научился своему ремеслу. Это очень ловкий убийца, бандит, но при этом он обаятелен и ни в чем не виноват. Молод, любит рок-н-ролл, бегает за девчонками, короче, ничем не отличается от самого обыкновенного 18-летнего парня, довольно серого, симпатичного, наивного... Он любит рок, а при этом – хладнокровный убийца... Сочетание невинности и полнейшей беспринципности – это очень мощное сочетание.

Еще я видел удивительное кино «Как я провел этим летом». Прекрасный фильм! Блестящее психологическое кино! Его и сделал профессиональный психолог. В нем столько простоты, столько страсти, на самых простых примерах мы видим, каковы могут быть последствия наших поступков... Герой, который постарше, смотрит свысока на молодого героя – тот у него на посылках, подмастерье, почти слуга... Молодого героя это раздражает, он не хочет, чтобы с ним так обращались. И тут происходит вот что: «взрослому» герою передают весть о том, что вся его семья погибла, однако сообщение случайно получает молодой. Сначала он решает не говорить старшему до конца дня, и вот день проходит, он начинает понимать, что теперь и вовсе не может ничего сказать, просто не сможет ответить на вопрос старшего, который обязательно спросит «Почему же ты мне вчера не сказал?» Он в полной растерянности, понимает, что вызовет гнев старшего героя, но при этом продолжает держать его в неведении. Время идет и с каждым днем становится все труднее сказать правду о том, что семья погибла... Все это приводит к ужасу и насилию, но в конце концов тот, кто постарше, осознает, что молодой парень был просто глуп и боялся.... И все это становится неважным, потому что есть гораздо более важные вещи. У меня был такой случай в жизни: я видел, как двое сидели в баре, и у них разгорелся спор по поводу спорта, спор на ровном месте – кто-то бровью не так повел. Они спорят, слово за слово, и вот один из них уже бежит в машину за пистолетом и возвращается с ним в бар... Поводы для человеческих страстей бывают самые ничтожные. И в фильме «Как я провел этим летом» подобный случай разобран психологически очень точно.

«Полит.ру»: Как Вы считаете, зритель – это профессия?

Р. М.: Быть зрителем – это не работа и не профессия. Мы должны очень хорошо это понимать и не требовать от зрителя многого. Важно одно: аудитория должна быть готова превратиться в ребенка. Она должна отключить в себе способность к аналитическому мышлению и отдаться повествованию. Зритель должен суметь идентифицироваться с персонажем и пойти за ним, его должны вести эмоции, любопытство в конце концов... Как будто бы зритель снова стал ребенком. Если мы будем «интеллектуализировать» его задачу, мы окажем медвежью услугу персонажу.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.