8 декабря 2011 г. (четверг) в рамках проекта "Публичные лекции "Полит.ру" выступила профессор, доктор биологических наук, руководитель Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-Центра) Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), заведующая кафедрой возрастной психофизиологии того же университета, главный научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО Татьяна Александровна Строганова.
Тема лекции: «Ребенок: развитие, обучение и аутизм».
«Публичные лекции "Полит.ру"» проводятся при поддержке:
Видео трансляции лекции
Аудиозапись лекции (110 МБ, mp3)
Аннотация:
Раннее развитие мозга ребенка стало предметом множества спекуляций и околонаучных мифов, повествующих о необыкновенных возможностях ускорения или оптимизации раннего развития. Подобное мифотворчество, с одной стороны, питается смутным ощущением крупных перемен в научных представлениях о развитии мозга человека, с другой стороны, оно свидетельствует об острой нужде общества в достоверной информации об этой области научных знаний.
В своей лекции Татьяна Строганова рассказала о том, как изменяется мозг ребенка после его рождения, что представляет собой «триада синаптогенеза», и в чем причины высокой пластичности развивающегося мозга. А также о том, что такое нейронный дарвинизм и как генетическая программа развития мозга регулируется его активностью в процессе приобретения индивидуального опыта.
Лектор рассмотрела, как взаимодействие развивающихся нейронных сетей мозга с внешней средой обеспечивает подгонку их синаптической структуры и функциональной активности к имеющимся внешним условиям и, в то же время, оставляет возможность для реорганизации этих сетей и адаптации мозга к неизвестному будущему. Особое внимание было уделено экспериментальным подтверждениям концепции сенситивных периодов, которые открывают перед незрелым мозгом новые пути реорганизации и развития.
В заключительной части лекции Татьяна Строганова рассказала о течении отклоняющегося развития мозга у детей с синдромом аутизма. Удивительные особенности психики детей с аутизмом, включающие как искажение социального и речевого развития, так и некоторые необычные способности, обсуждались в контексте теории атипичного формирования межнейронных связей мозга при этом генетическом синдроме.
См. также:
- Работа мозга. «Наука 2.0» с психофизиологом Татьяной Строгановой. Часть 1
- Законы восприятия. «Наука 2.0» с психофизиологом Татьяной Строгановой. Часть 2
***
Алфавитный список лекторов Публичных лекций
Лекция состоялась 8 декабря 2011 года (четверг) в 19-00 в кафе "ПирО.Г.И. на Сретенке" (новое название - ZaVtra). Адрес: Москва, ул. Сретенка 26/1 (м. "Сухаревская"). Схема проезда. Вход бесплатный. Телефон для справок: +7 495 624-8009.