Адрес: https://polit.ru/article/2011/11/09/gas/


09 ноября 2011, 20:01

Над газом

Газовому спору между Россией и Украиной, кажется, не видно конца. Как стало известно, в конце минувшей недели, реальная расчетная стоимость российского газа вновь превысила ожидания украинских властей: как заявил после очередного заседания правительства премьер-министр Украины Николай Азаров, в IV квартале 2011 г. цена тысячи кубометров соседского "голубого топлива" составит $456. Даже с учетом скидки в 100 $ по харьковским соглашениям, эта цифра остается весьма и весьма значительной, серьезно ударяя по экономическому развитию страны, не говоря уж о политическом престиже властей.

Потому возможность, - хотя бы частичного обретения Украиной энергетической независимости от России, периодически становится темой для оживленных дискуссий. Не стала исключением и минувшая неделя, начавшаяся с большой международной выставки "Нефть и газ" в Киеве и закончившаяся заявлением министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко о том, что уже до конца текущего года уровень энергии из альтернативных источников увеличится в 2,5 раза, не говоря уж о годе следующем, когда этот показатель должен возрасти в 4 раза, составив 3,4% от общего энергобаланса страны. Много это или мало?

Собственная газодобыча у Украины, надо заметить, есть: усилиями НАК "Нафтогаз" и независимых добывающих компаний ежегодно в стране добывается немногим более 20 млрд кубометров газа, - при 60 млрд кубометров потребления (причем, около 25 млрд уходит только на нужды ЖКХ), 40 млрд из которых она по договору обязана покупать у России. Есть ли у Украины потенциал, позволяющий отказаться от импорта? Местные ученые в один голос говорят: да.

Украина уникальная страна, у нас есть все. У нас есть кристаллический щит, кембрийское образование, содержащие множество металлов, уникальных полезных ископаемых, вместе с тем, есть Днепровско-Донецкая впадина и Прикарпатский регион - залежи нефти и газа”, - замечал ранее в беседе на радио „Эра” глава совета директоров ГК „Надра” Павел Загороднюк. По его словам, „конечно, нефти и газа не так много, как в России, у нее территории гораздо больше, и гораздо больше месторождения, но то, что есть у нас - это достаточно большие залежи даже по мировым стандартам”.

По подсчетам геологов, общий объем украинских газовых запасов составляет не менее 9 триллионов кубометров, однако, около трети - это запасы на шельфах Черного и Азовского морей, разведанные едва ли на 5%, и еще более технологически сложные для разработки сланцы, констатирует замгендиректора украинской нефтегазовой компании "Надра", ведущей основные работы по разведке и оценке месторождений, Иван Гафич. Их добыча пока что представляет собой весьма серьезные трудности для Украины: нет ни иностранных инвестиций в должном объеме, ни соответствующего оборудования и технологий. "Очень важный период - это тестирование, бурение разведочных и оценочных скважин, организация этого бизнеса, - продолжает Гафич. - Любой сланцевый проект - это миллиарды долларов, это сотни скважин, а одна скважина обходится до 5-10 млрд $".

Положительный пример у украинцев, впрочем, есть - соседняя Польша, в последние годы весьма бодро начавшая развитие возможной добычи сланцевых газов на своей территории. Правда, по словам того же Гафича - при серьезном участии иностранцев, взявших на себя треть работ по разведке, - государство лишь обеспечило для того должные условия. Украина тоже тянется к зарубежному инвестору: только на минувшей неделе, как заметил журналистам предправления НАК "Нафтогаз" Евгений Бакулин, в самое ближайшее время они планируют арендовать две самоподъемные буровые установки (СПБУ) для работы на шельфе Черного и Азовского морей, - тендер на их поставку уже выиграла латвийская "Рижская судоверфь".

Соглашение о намерениях Украина подписала и с компанией Shell, в сентябре заявившей о готовности потратить на разработку украинских сланцевых запасов до $ 600 млрд, и с ExxonMobile, и даже с российским "Газпромом" - по совместной добыче метана из угольных пластов.

Иностранцы тоже не спорят: потенциал есть, но вот что с ним делать дальше? Так, разговоры о сланцевых газах - некая эйфория, заметил на конференции НАК "Нафтогаз" в минувшую среду главный геолог представительства Shell Максим Витик, поскольку из 100% территорий (залежей сланцевого газа) только 10% пригодно для экономической добычи.

При работе с альтернативными источниками газа есть и огромное количество экологических рисков: различные катастрофы возможны как при работе на шельфе, так и при добыче сланцевого газа, признают ученые. Вертикальное бурение для получения того же сланцевого газа - это огромные территории, сотни километров и сотни скважин, - так это происходит в США или Канаде, но, по мнению ряда экспертов, едва ли может быть повторено в Украине.

Куда, спрашивают экологи, девать сотни тысяч кубометров плодородного слоя почвы, который необходимо аккуратно снять и сохранять до окончания работ по бурению? Где гарантия, что, место для хранения будет соответствовать стандартам? Или, что один из лучших в мире, драгоценный украинский чернозем не исчезнет бесследно из этого места? И это только один из множества аспектов, затрудняющих решение вопроса о добыче сланцевых газов. Хотя, специалисты нефтегазовой отрасли дружно утверждают, что при соблюдении Природоохранного законодательства, урон наносится минимальный.

«В стране есть и свои технологии, и инфраструктура, и оборудование, и специалисты, вопрос только в инвестициях, - возражает Ленхард Хериберт, руководитель одной из компаний ГК "Надра". Уже с 2012 года Надра начнет бурение специальных скважин на месторождениях нетрадиционного топлива. "Сегодня наша компания закупает специальное оборудование, чтобы уже в следующем году предоставить на рынке услуги по оценке ресурсного потенциала месторождений и внедрению новых технологий в Украине", - резюмирует эксперт.

Иными словами: газ есть, люди есть, с инвестициями и технологиями проблемы. А что политики? С ними, конечно, сложнее; но кто знает, может и России придется учиться у соседей технологии добычи альтернативного топлива: газ "традиционный", как известно, не бесконечен.