29 марта 2024, пятница, 18:52
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

01 ноября 2011, 18:39

Врачи ответят за всех

В смерти юриста Магнитского определенно виноваты врачи «Бутырки» - их дело выделено в отдельное производство и будет передано в суд. А вот вина остальных силовиков и судей в деле Магнитского пока не доказана. Вполне вероятно, что и не будет доказана. Многие внутренние и внешние факторы против этого.

«Дело врачей», допустивших смерть в СИЗО смерть юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, выделили в отдельное производство, сообщил Следственный комитет. Замглавы «Бутырки» Дмитрий Кратов, отвечавший за лечение, обвиняется в преступной халатности, врач-лаборант Лариса Литвинова — в причинении смерти по неосторожности. А само расследование смерти юриста Следственный комитет завершил — следствием установлена «прямая причинно-следственная связь» смерти юриста с действиями врачей СИЗО.

«Расследование по основному уголовному делу не завершено, и в случае выявления иных причастных к наступлению смерти Магнитского лиц, они также будут привлечены к уголовной ответственности за совершение соответствующих преступлений». - оговаривается пресс-служба Следственного комитета.

Однако главное сказано: следствие считает доказанной вину именно врачей. Будет ли доказана еще чья-то вина — очень большой вопрос. Стрелочники найдены, вину остальных в смерти надо еще доказать и вполне вероятно, что дело спустят на тормозах. До сих пор следователей неоднократно подстегивали из Кремля, побуждая ускорять работу по делу. Однако теперь главный стимул силовиков вести интенсивное расследование — президент Медведев — превратился в очевидную «хромую утку»и выполнять его распоряжения можно не спешить. В конце концов в кресле президента ему осталось полгода.

Да и все свои политические козыри Медведев, вполне вероятно, пожертвовал ради сохранения в российской политике в статусе хотя бы премьер-министра. Будет ли теперь действующий еще президент подгонять следователей, как он это делал еще в середине этого года, - неизвестно. Вряд ли президент будет особо уделять внимание этой теме в предвыборный период.

Всесилие и беспредел силовиков — не та тема, на которой «Единая Россия», чей список возглавил Медведев, сможет набрать дополнительные очки.

Большого интереса у силовиков впадать в службистский раж быть не должно. В числе лиц, которых коллеги Магнитского считают виновными в его смерти и которые попали в «список Кардина», присутствуют представители практически всех органов системы правосудия (в данном случае слово, скорее, стоит взять в кавычки). В достатке там милиционеров и прокурорских работников, налоговиков и судейских. Имеются и представители ФСБ и того же Следственного комитета.

Своих коллег представители всех перечисленных каст сдают с крайней неохотой, предпочитая заминать скандалы.

Исключениями становятся случаи, когда две властные группировки сталкиваются между собой в борьбе за какие-то активы, бюджеты или административные высоты. Вроде борьбы вокруг «дела «Трех китов»» или противостояния милиции и прокуратуры с одной стороны и Следственного комитета и ФСБ с другой вокруг дела о крышевании подпольных казино в Подмоскковье.

Однако и в этих случаях делается многое для того, чтобы фигуранты дел не понесли излишне сурового наказания. В идеале — чтобы не понесли вообще никакого, кроме того, что будет определено уже внутри структуры: ведомства или межведомственной группировки.

К тому же властям конфликт с силовиками по большому счету не нужен. Вся политика президентства Владимира Путина, во многом продолжавшаяся и при Медведеве, заключалась в сохранении и расширении формального и неформального влияния силовых органов. И масштабные чистки сразу в нескольких силовых структурах по тому или иному делу, да еще публичные и с уголовными делами, для этой системы нехарактерны.

Реакция западного истеблишмента и прессы также не способствует тому, что «дело Магнитского» будет рассмотрено объективно. Российских силовиков, которых считают прямо или косвенно замешанными в смерти юриста, западные политики и общественники предлагают сделать невъездными. В канадском парламенте, например, рассматривается законопроект «Об осуждении коррупции и безнаказанности в России в связи со смертью Сергея Магнитского». Если он будет принят, власти составят список «персон нон грата», связанных со смертью юриста.

МИД России отвечает на списки и даже саму угрозу их составления гневными реляциями и обещает адекватный ответ. Позиция ясна: ни в коем случае не уронить «престиж страны» и соблюсти правовой суверенитет. На практике же получается, что Россия выступает на стороне своих силовиков и признание их виновными может считаться российскими властями за признак слабости. Когда в октябре одну из фигуранток «списка Магнитского» следователя Нелли Дмитриеву поместили под арест, то в МВД первым делом подчеркнули, что с «делом Магнитского» нет никакой связи — «просто» следовательница подозревается во взяточничестве.

На сегодня существует очень серьезный риск, что всяческие внутренние и внешние политические соображения заморозят и фактически сорвут расследование «дела Магнитского». «Дело врачей», в таком случае, будет использовано для «перевода стрелок». И на вопрос «почему умер Магнитский?» российские власти будут отвечать «его уморили врачи убийцы».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.