28 марта 2024, четверг, 16:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

27 октября 2011, 17:20

Не въезжай — убьет!

Привлечение туристических потоков — проблема, с которой сталкивается практически каждый крупный город. Не представляет исключения и Москва.

Москва — очень неудобна для туристов, сошлись в оценке эксперты, принявшие участие в семинаре «Полит.ру» и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (одном из цикла семинаров, посвященных проблемам разработки стратегии развития города).

Внутренних туристов отпугивает, прежде всего, дороговизна товаров и стоимость аренды. Приезжающие из-за границы (исключая трудовых мигрантов — их запросы схожи с запросами внутренних туристов) ужасаются отсутствию какой-либо туристической инфраструктуры. Как рассказал шеф-редактор «Рамблер-Афиши» Юрий Сапрыкин, недавно к нему на улице обратился иностранец с просьбой проконсультировать относительно маршрута. Он был очень рад услышать ответ – Сапрыкин оказался первым русским за три дня, который ему помог.  

Самостоятельно сориентироваться в городе почти невозможно. Нет информбюро для туристов, указатели не продублированы на английском языке, уличные карты отсутствуют. Более того - путеводители и карты не успевают за развитием города. «Год назад не было «Стрелки», «Цифрового Октября» и нового Парка Горького — теперь они есть», - отметил Юрий Сапрыкин. То есть фактически есть, а не в туристических маршрутах.

Город не предназначен для тех, кто не родился в нем. Необходима нормальная онлайновая система информирования туристов, отметили эксперты.

Для повышения комфорта и притока туристов необходимо три вещи, полагает руководитель движения «Столица – международный культурный центр» Александр Сапов. Первое — биллинговая система, которая увязывала бы транспортные, платежные, инфраструктурные сервисы (единая карта оплаты всего). Второе — мультиязычность: сервисы должны быть доступны минимум на 8 языках. Третье — создание приложений для всех современных мобильных платформ.

Поездка в Москву — дорогое удовольствие. Бюджетных авиалиний нет, гостиницы непомерно дороги. Бюджетных отелей в центре столицы нет в принципе. Впрочем, в Москве существуют недорогие хостелы с ценой за «койку» от 500 до 2500 тысяч рублей. Только вот, как рассказал Арик Погосян владелец «Bananas Hostel» - одной из таких гостиниц, в Москве их всего 50 и принять они могут около 2 тысяч человек. Для сравнения: в Петербурге их сотня, а в Лондоне — порядка 800. Этот бизнес вполне можно развивать без всякого административного ресурса. Однако это отражается на цене — стоимость аренды в Москве превышает, скажем, аренду в Лиссабоне в 8 раз.

Однако наличие хостелов не спасает. Даже для того, чтобы принять миллион туристов, необходимо 14 тысяч гостиничных мест не дороже «трех звезд», считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. А с учетом фактора сезонности надо еще больше — 25-30 тысяч. Общий номерной фонд формально удовлетворяет потребности - 85 тысяч номеров в 267 гостиницах. Впрочем, 30 процентов гостиниц — 4 и 5 звезд (в ЦФО находятся почти исключительно они). К тому же бОльшую часть номеров в гостиницах занимают далеко не туристы. «Московские отели ориентируются на бизнес-поток», - отмечается в официальном отчете управделами мэра и правительства Москвы за 2010 год. При этом, согласно официальным данным, только 43 процента гостей столицы из стран дальнего зарубежья указывали туризм в качестве цели поездки.

Беда в столице и с разнообразием туристических маршрутов. Фактически все они отработаны еще с 70-х годов несколькими поколениями советских гидов. Новых практически не появилось. По словам координатора общественного движения «Архнадзор» Марины Хрусталевой, туристические буклеты и путеводители содержат крайне скудный набор сведений для приезжего. Кремль, церкви, сталинские высотки и рестораны — почти все, что в них есть. Меж тем, уверяет она, в Москве есть, что посмотреть: например, архитектурный авангард: «В Москве около 500 домов 20-30-х годов, вполне можно было бы сделать несколько туристических маршрутов, которых хватит на неделю пребывания в Москве».

Иные эксперты полагают, что индустриальный туризм не может опираться на столь сложные образы и продукты. Скорее, речь может идти об уже известных столичных брендах — Большом театре, Кремле и так далее. «На Экспо в Шанхае во французском павильоне были очень простые символы — Нотр Дам, Ренуар и так далее. А в российском — Незнайка», - заметил искусствовед, специальный корреспондент издательского дома «Коммерсантъ» Григорий Ревзин.

На данный момент достоверных данных о туристическом потоке нет, уверена Марина Хрусталева. Московские власти приводят следующую статистику — в город с целью туризма ежегодно прибывает более 4 миллионов иностранных граждан, но признают, что до 80 процентов их на деле прибывают с рабочими целями. Экспертная оценка турпотока из-за границы — не более миллиона человек в год. При этом, по словам профессора и завкафедрой управления территориальным развитием РАНХиГС при президенте, профессора Московского архитектурного института (МАРХИ) Вячеслава Глазычева, 8 из 10 посетивших город иностранцев говорят, что повторно посещать Москву не собираются.  

«Один миллион туристов в год означает, что в Москве нет туризма. Нет индустрии, индустриального туризма, есть туризм «мануфактурный»», - заметил Григорий Ревзин. Во многом такая ситуация связана с позицией прежних московских властей, которые даже декларировали необходимость дестимулирование туризма.

Для привлечения же туристов целесообразно оперировать, прежде всего, уже известными брендами и работать с образом Москвы. Образ в принципе уже есть, но специфический. По словам Ревзина, цельный образ Москвы, который хорошо воспринимается и устоялся как в головах наших соотечественников, так и иностранцев — большие деньги, большая власть, большие пороки: «Для иностранца поездка в Москву — это экстремальный туризм, это поездка в ад. Москва для них — это то место, где был СССР, Ленин, где запустили человека в космос и где страшная преступность».  

С этим образом, по его словам, тоже можно работать: можно создать музей ГУЛАГа или всего бывшего СССР. Вопрос в том, хочет ли видеть Москва себя такой. И определиться в целом: нужны ли Москве туристы или Юрий Лужков все-таки был прав и нам лучше держаться старинных обычаев и не злоупотреблять привлечением приезжих гостей.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.