Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
24 октября 2017, вторник, 10:49
Facebook Twitter LiveJournal VK.com RSS

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

10 августа 2011, 10:28

Коммуникативное образование

Считаю себя человеком двух миров - не один год работаю, преподаю в двух странах - в России и США. Не один год занимаюсь продвижением коммуникативного образования в России.  Не один год меня как специалиста по коммуникации занимает вопрос:  Почему коммуникативное образование (коммуникативная подготовка), общественная значимость и полезность которого, казалось бы, весьма очевидны, не получает должного утверждения и распространения в российских вузах?  И это на фоне того, что в мировой педагогической практике (достаточно познакомиться с материалами Болонского процесса) коммуникативная компетентность - одна из обязательных составляющих в подготовке современного специалиста! Я не ставлю задачу ответить - или попытаться ответить - на поставленный выше вопрос.  В данном случае он выполняет роль риторического - как имплицитное утверждение следующих тезисов:

1.Коммуникативная культура и компетентность - основа современного профессионализма. 

2.Коммуникативные умения, коммуникативная компетентность - необходимый компонент современного общего образования в целом – в том обществе, которое заинтересовано в подготовке своих членов к свободной и успешной жизни.

3.Коммуникативное образование - неотъемлемый компонент подготовки человека-гражданина-специалиста  21-го века.  

Основываясь на своем международном профессиональном опыте, попытаюсь обосновать это. 

В современной западной социально-научной и педагогической литературе можно найти необъятное, или, как говорят сами авторы, “захватывающее дух” количество работ и исследований, посвященных коммуникативной тематике. Исследуется,  какова роль коммуникации и изучения коммуникации в современном мире; почему современному специалисту необходимы коммуникативные умения; в каких именно профессиональных областях коммуникативные умения какого рода должны преобладать; каким должно быть современное общее коммуникативное образование  – чтобы полнее отвечать ”вызовам” 21-го века; как, в связи с этим, лучше строить коммуникативный куррикулум – содержание и структуру учебных программ и курсов по коммуникации; по каким критериям оценивать эффективность этих программ, и т.д.  И этот многосторонний исследовательский интерес  неслучаен.  Еще в 1995г. в одном из докладов Департамента труда США прогнозировалось, что с началом тысячелетия обострится спрос на коммуникативные умения работников во всех видах труда [1].  И действительно, коммуникативные качества специалиста любого профиля оцениваются сегодня на рынке труда как весьма важный ресурс.  Однако дело здесь не только в особенностях современной (сервисной) экономики, определяющей запросы рынка.

В конце 90-х  Национальная коммуникативная ассоциация США, самая крупная профессиональная ассоциация по коммуникации, объединяющая специалистов более чем из 20 стран мира (http://www.natcom.org ), провела целенаправленную работу.  Было отобрано и проаннотировано около 100 источников - научных работ и других публикаций, посвященных вопросу, почему в современном обществе необходимо изучение коммуникации [2].  Методом мета-анализа был выявлен ряд ключевых тем, позволивших прийти к следующему заключению:  изучение коммуникации и коммуникативная подготовка важны в современном обществе, как минимум: 

  • для полноценного развития личности
  • для повышения эффективности образования (включая  организацию и управление образовательным процессом с учетом  его современных форм коллективно-группового сотрудничества)
  • для успешной профессиональной деятельности, карьеры и бизнеса 
  • чтобы стать “ответственным гражданином мира” (responsible citizen of the world), в социальном и культурном плане [2]   

В американских вузах базовые коммуникативные дисциплины входят в состав обязательных общеобразовательных дисциплин: студент,  набирающий кредиты по общеобразовательным дисциплинам, должен обязательно пройти курс либо по основам публичного выступления, либо по межличностной коммуникации. Количество выпускников со  степенью по коммуникации из года в год увеличивается.  В 2000-01 степень бакалавра коммуникации имели более 59 тыс. выпускников, сегодня - свыше 77 тыс.; степень магистра - 5, 6 тыс., сегодня - около 8 тыс. [5]

Профессиональное сообщество коммуникативных исследователей, практиков и управленцев образования активно работает над тем, чтобы и далее расширять и утверждать коммуникативную составляющую в системе общего высшего образования.  Коммуникативное образование нередко так и называют “образованием 21-го века” (см. Коммуникация в куррикулуме общего образования.  Критическая необходимость 21-го века [4] ).  Специалисты убеждают, что коммуникативным дисциплинам должно отводиться в вузах “центральное место” [2, 3].

Подобная постановка вопроса, равно как и обозначенная  выше коммуникативная проблематика, почти отсутствует сегодня в теории и практике российской высшей школы и в отечественной социально-научной литературе.  Позволю себе поэтому более подробно остановиться на обосновании вопроса, почему общее коммуникативное  образование столь необходимо.

 

Коммуникативное образование и политически-гражданская активность человека

Коммуникативные процессы являются  социально-образующими и преобразующими, и в зависимости от того, насколько участники, субъекты этих процессов “коммуникативно оснащены”, зависит эффективность этих процессов.  В социально-политических процессах это проявляется особенно наглядно.  Как известно, в социальных системах недемократических ориентаций практика публичных дебатов и открытых дискуссий настолько ограничена, что сами социальные субъекты, граждане, не имеющие опыта непосредственного участия в демократических преобразованиях, зачастую не осознают преобразующую силу дискурса и мало верят в силу индивидуальных речевых воздействий – заявлений, запросов, выступлений, полемических обсуждений, публичных высказываний. 

Приведу пример из собственной преподавательской практики.  Работая  со студентами из разных стран, я имела не одну возможность наблюдать, как различаются их отношения к коммуникации как «инструменту» социальных воздействий и преобразований.  Если спросить американского студента (что преподаватели обыкновенно и проделывают в американских вузах в начале курса), чего он ожидает от изучения коммуникативного курса, что хочет получить “на выходе”, типичным прозвучит такой ответ:  «Я беру этот курс (например, Основы публичного выступления, Межличностная коммуникация, Организационная коммуникация, Влияние и убеждение, Теория коммуникации), потому что  хочу иметь приличную карьеру и в скором времени хочу стать более квалифицированным менеджером, научиться более умело работать с людьми, эффективно убеждать и принимать решения». То есть, как правило, американские студенты четко понимают и принимают прагматику коммуникативной подготовки и связывают ее либо с задачами своего профессионального роста, либо с потребностями укрепить свои жизненные позиции в целом. 

Совсем иная прагматика, как, впрочем, и подкрепляющая ее жизненная  философия, проявилась у моих сибирских студентов в ходе преподавания им курса Основы человеческой коммуникации. Выяснилось, что у меня и у моих слушателей очень разные, если не сказать противоположные, философско-мировоззренческие взгляды на роль коммуникации в человеческой жизни.  Включая студентов в анализ конкретных жизненных ситуаций, я стремилась сосредоточить их понимание на том, что каждый из участников рассматриваемой ситуации выступает субъектом  коммуникативного процесса и своим выбором  действий неизбежно влияет на исход.  Решая, что сказать и как, т.е. применяя (или не применяя) тот или иной способ действий, каждый из участников “закладывает фундамент” под конечный результат.  В этом смысле каждый участник – хоть и в разной мере – несет ответственность за исход ситуации.  Мои студенты, в ответ, дружно доказывали мне, что это чистейший идеализм, не имеющий ничего общего с их ежедневной реальностью – у них нет свободы выбора. Есть “система”, есть “власть”, против которых все коммуникативные действия и коммуникативные умения бессильны.  А кто и что представляет эту “систему-власть”? -  Все, “кто над нами” - начальники; чиновники-бюрократы всех видов и уровней, которые сидят в тех же ЖЭКах и других конторах, включая администрацию города; и все, до кого простым словом “не достучишься,” “будь ты хоть семи пядей во лбу.” 

Главный аргумент моих сибирских студентов был “Против Системы не пойдешь”. А за ним проступало убеждение, что власть нам представлена как данность, что она материализована в конкретных институтах-структурах и конкретных стоящих “надо мной” людях.  Осознания того, что власть создается и конституируется многими путями, в том числе путем дискурсных (коммуникативных) практик, и что каждый из нас, хоть и в разной мере, способен влиять на эти практики, мои страстные оппоненты в том споре не проявили. 

В условиях сегодняшней социально-политической обстановки в стране понимание власти как социально и дискурсно конструируемой следует признать, на мой взгляд, главнейшей задачей политического и гражданского воспитания; и введение общего коммуникативного образования могло бы быть прямым шагом к решению этой задачи. Коммуникативное образование, как никакое другое, политически действенно: неизбежно ведет к пробуждению гражданской активности и ответственности, помогает осознать значимость своего индивидуального выбора и его последствий в условиях конкретной социальной ситуации.  Коммуникативно грамотный человек обретает уверенность в силу своего влияния на ход общественно-исторических событий - становится политическим субъектом. 

 

Коммуникативное образование - основа современного профессионализма и успешной карьеры

Многочисленные исследования последних десятилетий, проводимые среди выпускников западных университетов и бизнес-школ, руководителей корпораций и менеджеров по работе с персоналом [1,2,3], последовательно подтверждают, что в современном деловом мире специалист, чтобы быть успешным, должен обладать, наряду со специальными профессиональными умениями, еще и общими коммуникативными умениями.  Причем в ряде областей, включая  инженерию, коммуникативные умения (например, составлять сообщение) признаются не менее ценными, чем специально-технические умения [1].  Коммуникативные умения представляются ключевыми на всех этапах карьеры – начиная с подачи заявлений на конкурс и отборочного собеседования при устройстве на работу и кончая всеми последующими этапами профессионально-карьерного роста.  При этом как работодатели, так и исследователи совпадают в оценках того, какие коммуникативные умения считать главными:

  • базовые коммуникативные умения:  ясно говорить и выражать свои мысли, внимательно слушать, составлять документы, задавать и отвечать на вопросы
  • межличностные и межгрупповые умения:  выстраивать конструктивные рабочие отношения, работать в команде, распознавать и уважать “культурное разнообразие и инаковость” (diversity management skills), компетентно вести себя в конфликтной ситуации и управлять конфликтом, вести переговоры

·  аналитико-коммуникативные умения: анализировать, решать проблемы и коммуницировать решения

·  умения адаптироваться к изменениям.

Показательно и то, что подобные требования предъявляются сегодня в деловом профессиональном мире не только к управленцам и специалистам гуманитарных профессий, но и к инженерам, финансистам и бухгалтерам, и особенно представителям медицинских профессий, врачам и медсестрам.

Коммуникативное образование в системе жизнедеятельности личности

По утверждениям исследователей, существует прямая зависимость между уровнем коммуникативных умений личности и качеством ее отношений в жизни.  Дети, выросшие в так называемых семьях, «ориентированных на разговор», более успешно строят свои взаимоотношения и во взрослой жизни - в дружбе и любви (Коеsten, 2004). Супружеские пары, где муж и жена «умеют общаться», более счастливы в своем партнерстве, чем супруги с менее развитыми коммуникативными умениями (Ridley et al., 2001). 

Коммуникативные умения в семейных отношениях особенно актуальны в условиях современной трансформации семьи, когда меняются многие традиционные семейные и гендерные роли и отношения.  Меняются традиционные роли мужа и жены и распределение ролей между работающими и неработающими мужчиной и женщиной.  Изменяются, становясь более открытыми, но вместе с тем нередко и более сложными, отношения между приемными детьми и их приемными и биологическими родителями.

Все более настойчиво в современном западном обществе ставятся вопросы о новых формах семейных отношений в связи с нетрадиционной сексуальной самоидентификацией личности.  Так, к острым социально-политическим вопросам, вызывающим столкновения и дебаты среди представителей различных социальных групп в США, относится  проблема gay/ lesbian marriage - права людей нетрадиционных сексуальных ориентаций на официальное закрепление своего партнерства, а также права такой пары взять на воспитание ребенка.  Не менее остро вопринимается в современном западном мире и проблема смены  человеком своего физиологического пола и связанные с этим сложнейшие процессы социальной адаптации, через которые, как правило, проходит не только он сам (или она), но и вся семья.  Во всех этих, как и других, «нестандартных» жизненных ситуациях умение современной личности делать выбор и коммуницировать этот выбор в сложной динамике нетрадиционных отношений, умение, несмотря ни на что, продуктивно строить свою жизнь и отношения с окружающими можно квалифицировать как “умение выживать”.  В подобных случаях – и это еще более очевидно, чем в традиционных жизненных сценариях -- коммуникативное образование и коммуникативная компетентность становятся мощным дополнительным жизненным ресурсом личности. 

Обширные исследования показывают, что коммуникативные умения влияют практически на все стороны жизнедеятельности человека и что коммуникативное образование – важный фактор общего развития личности.  Выявлено, что коммуникативное образование положительно влияет на развитие критического мышления и на критическое восприятие медиа информации; на формирование качеств лидера и позитивной самооценки и уверенности в себе; на физическое и психическое здоровье, и т.д. [3, 1]

Коммуникативное образование в контексте глобализации

Коммуникативная компетентность - необходимый атрибут и межкультурного, поликультурного, межнационального и международного общения и понимания. Если некоторое время назад  межкультурная коммуникация ассоциировалась преимущественно с работой международных  и политических деятелей, то сегодня связь с другими культурами становится частью жизни каждого из нас.  Все  типичные  'межкультурные ситуации’, где мы “обречены” на встречи с представителями других культур cегодня трудно уже перечислить,. Это и ставший особо популярным за последнее время  зарубежный туризм (путешествия, к которым мы далеко не всегда оказываемся психологически и культурно подготовленными); это и происходящие в наших регионах миграционные процессы, а наряду с ними, национальные и религиозные столкновения и конфликты;  это и новые образовательные практики типа дистанционного обучения, позволяющие посредством новых информационных технологий объединить студентов не только из разных регионов страны, но и из разных стран и даже континентов; это и расширяющиеся профессиональные  контакты с коллегами из других стран... Сегодня нам всем становится очевидным, что в условиях неизбежных процессов глобализации резко возрастают взаимовлияние и взаимопроникновение, а как следствие – и взаимоответственность культур.  Становится очевидным, что хотение и умение понимать другой образ жизни, уважать отличие “ их“ от “нас,” минимизировать собственную этноцентричность и строить диалог с “чужим-другим” не просто желательны, но необходимы.  И не только для плодотворного сотрудничества.  В ситуациях межнациональных, международных и межкультурных конфликтов, включая религиозные, кросс-культурная  грамотность и компетентность выступает гарантом общечеловеческого самосохранения и безопасности. 

Кроме того, отношения с другими культурами, когда они выстраиваются в рамках коммуникативной компетентности, помогают нам лучше понять и самих себя.  “Инсайтовыми” становятся для человека, обладающего коммуникативной культурой и коммуникативным мышлением, многие международные события.  И естественными становятся размышления, например, над такими вопросами:  Что высветили и чему научили нас трагические события последнего  десятилетия в Чечне или совсем недавние - в Южной Осетии и Грузии – если рассматривать их не в плоскости международных или национальных интересов, а в отношении нас самих, живущих в России?  Что мы узнали и поняли о самих себе как гражданах и как обществе за это время?  Для  человека коммуникативно-грамотного,  коммуникативно-ориентированного и коммуникативно-мыслящего естественно воспринимать эти события и связанные с ними проблемы не только социально-критически, но и в плане саморефлексии.  Любая встреча с 

д р у г и м  есть естественный повод осмыслить не только этого другого (или другое), но и себя и меру своей ответственности в отношении к этому другому.  Коммуникативное образование формирует в человеке способность быть активным субъектом в системе всех его жизненных отношений.

Перспективы коммуникативного образования в  России

Обратимся вновь к “национальному вопросу”:  каковы перспективы коммуникативного образования в сегодняшней России?  Возвращаясь к тому, с чего начиналась эта статья, еще раз подчеркну, что коммуникативное образование, широко признаваемое как важный  компонент общего и профессионального образования в западных образовательных системах, пока не стало предметом официальной образовательной политики российских вузов – на данный момент в них отсутствует такое направление подготовки, как коммуникация.  Можно возразить - вот уже ряд лет, как введены и успешно осваиваются специальности по межкультурной коммуникации и по связям с общественностью; ширится набор коммуникативных  курсов и программ  на отдельных факультетах в ряде государственных и негосударственных вузов.  И все-таки, это лишь  “первые ласточки”.  Системное обоснование коммуникативной подготовки современного специалиста остается по-прежнему на периферии научно-теоретической, социально-философской и педагогической мысли.  Прагматическая целесообразность коммуникативной подготовки, ее насущность для представителей многих, особенно гуманитарных, профессий остается в образовательной политике мало признанной и как госзаказ  практически не заявлена.

Между тем, сама логика социально-экономического развития с неизбежностью ставит на повестку дня этот вопрос. Для того, чтобы соответствовать международному уровню профессионализма, современный специалист обязан быть коммуникативно компетентным: в ситуации профессионального взаимодействия уметь оценивать и выбирать оптимальные способы действий, иначе говоря, уметь управлять ситуацией. (В этом смысле можно говорить о слиянии профессиональной этики и коммуникативной этики, что для современного профессионала нередко одно и то же.)    

Спрос на такого коммуникативно-грамотного и коммуникативно-действенного профессионала растет.  Не случайно, не в структуре университетского образования, а на рынке образовательных услуг эта ниша уже не один год активно заполняется:  потребителю предлагается, в том числе по Интернету, огромное количество тренингов и краткосрочных обучающих программ по коммуникативно-управленческой тематике с выходом на конкретные управленческие технологии. 

Неуклонно меняется и наше общественное сознание.  На собственной ежедневной практике (нередко весьма фрустрационной) мы как граждане учимся понимать, насколько важен профессионализм во всех видах и на всех уровнях общественных отношений. Все больше осознаем, что именно коммуникативные умения/ коммуникативная компетентность/ коммуникативная культура являются “визитной карточкой” профессионализма. 

Напомню, в самых общих чертах, виды социальных отношений, качество которых напрямую зависит от коммуникативной культуры каждого из нас:

  • организационная коммуникация и деловая (бизнес) коммуникация: внутренние взаимодействия в организации (включая руководителей и подчиненных), внешние отношения и связи организации (PR), отношения между работниками и работодателями
  • межличностная коммуникация в различных сферах: отношения в семье, в профессиональной среде “на рабочем месте”, c друзьями, с соседями
  • коммуникация в сфере обслуживания:  отношения между клиентом и поставщиком услуг (следует упомянуть, что в мировой практике эта сфера бизнес-отношений традиционно выделяется как особая - customer service - “обслуживание клиентов/заказчиков/покупателей”.  Поскольку в нашей государственной  практике обслуживания клиентский подход долгое время, по понятным причинам, отсутствовал, его деловой язык и кодекс отношений, можно сказать, еще только оформляются)
  • педагогическая коммуникация и коммуникация в учебном процессе, что включает управление разнообразными отношениями в учебном процессе – между преподавателем и учащимися, между самими учащимися, между отдельными учащимися и группой; здесь же педагогические отношения между родителями и детьми  
  • политическая коммуникация: отношения “гражданин - власть-государство”, готовность групп и индивидов выражать и отстаивать свои социальные интересы
  • коммуникация между различными культурами и субкультурами  - опять же, не только национально-этническими, проживающими в разных регионах, но и гендерными, религиозными, представляющими разные сексуальные ориентации, профессиональными, возрастными
  • экологическая коммуникация: отношения между индивидуальными субъектами и организациями в решении проблем охраны, очищения, облагораживания - эстетизации окружающей среды
  • коммуникация здоровья и здравоохранения: отношения не только между пациентом и врачом /медперсоналом, но и между населением и институтами здравоохрания;  здесь же социальная политика по охране здоровья населения, просвещение и пропаганда здоровья и здорового образа жизни.   

Подведу итоги:  коммуникативная подготовка современного специалиста - гражданина - человека должна быть сегодня обязательным компонентом общего образования,  как признано в мировой практике. Коммуникативная подготовка включает два аспекта: философско-этически-мировоззренческий и прикладной, социально-практический.  Мировоззренческий аспект предполагает понимание, что язык как система символов и коммуникация как процесс использования этих символов есть не только способ выражения и передачи мыслей и чувств, но главное, есть способ совместного конструирования социальных реальностей, бесконечных по разнообразию жизненных миров-отношений. Мировоззренческий аспект также вмещает в себя  ответственность человека за свой выбор действий.

Социально-практический аспект предполагает, что человек готов создавать эти социальные миры-отношения - владеет набором коммуникативных (вербальных и невербальных) действий, позволяющих ему достичь результатов в конкретной социальной ситуации. 

Реализация задач коммуникативного образования требует, без сомнения, большой и длительной коллективной работы - не только содержательной и методической разработки коммуникативных учебных программ, но и подготовки профессиональных кадров, специалистов по коммуникации, умеющих реализовывать эти программы (что является отдельной проблемой в практике сегодняшней высшей школы и темой отдельного разговора).  Тем не менее, я рассматриваю эти задачи как “вызов современности” и с профессиональных позиций не вижу более достойной альтернативы, как принять этот вызов к действию.

Литература

1.Emanuel, R. (2005). The Case for Fundamentals of Oral Communication, Community College Journal of Research and Practice, 29. http://www.natcom.org/index.asp?bid=11001

2.Morreale, S., Osborn, M., & Pearson, J. (2000). Why Communication is Important: A Rationale for the Centrality of the Study of Communication. Journal of the Association for Communication Administration, 29, 1-25.     http://www.natcom.org/NCA/files/ccLibraryFiles/

3.National Communication Association. (2004). Communication Programs in Higher Education.  Washington, D.C.: National Communication Association

4.National Communication Association. (2004). Communication in the General Education Curriculum: A Critical Necessity for the 21st Century. Washington, D.C.: National Communication Association

5.U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics, Higher Education General Information Survey http://nces.ed.gov/programs/digest/d07/tables/dt07_291.asp

Автор - Ph.D., к.п.н., M.S., основатель и первый президент Российской коммуникативной ассоциации, Россия-США 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

10:48 Неандертальцы вернули людям утраченный ранее геном
10:33 Компартия Китая внесла инициативы Си Цзиньпина в текст устава‍
10:19 Ранивший журналистку «Эха Москвы» приехал в РФ искать работу
10:06 Программа поддержки предпринимателей попала под двукратное сокращение
09:55 Российские банки заморозили клиентские операции на 180 млрд рублей
09:48 СМИ рассказали о сотрудничестве продюсера «Минуты славы» со штабом Собчак
09:42 ПФР рассказал о промежуточных итогах кампании по переводу пенсионных накоплений
09:37 «Умную кассу» научат видеть клиента и его предпочтения
09:31 Ходорковский призвал не бойкотировать выборы-2018
09:27 «Газпром» оценил готовность Киева возобновить закупку газа
09:17 Мурманский губернатор обвинила правоохранителей в травле
09:14 Власти США вновь разрешили Браудеру въезд в страну
08:49 Генконсульство РФ обвинило власти США в самовольном вывозе архива
08:34 Собянин не исключил участие в выборах мэра Москвы в 2018 году‍
08:22 Минобрнауки обвинило СМИ в давлении из-за диссертации Мединского
08:20 «Эхо Москвы»‍ показало видео проникновения напавшего на Фельгенгауэр
08:08 В Армении российский контрактник убил сослуживца и покончил с собой‍
08:06 «Почта России» пообещала сократить срок доставки до 36 часов‍
07:45 Японский император Акихито встретится с Трампом‍ в ноябре
23.10 21:03 Суд решил утяжелить статью координатору штаба Навального в Волгограде
23.10 20:49 Главный судмедэксперт Подмосковья уволен из-за дела «пьяного» мальчика
23.10 20:23 Власти Москвы не согласовали шествие за легализацию криптовалют
23.10 19:56 Ранившему Фельгенгауэр назначена судебно-психиатрическая экспертиза
23.10 19:36 Transparency обвинила 12 худруков московских театров в мошенничестве
23.10 19:29 В Чечне росгвардеец застрелил четверых сослуживцев
23.10 18:54 Два члена экспертного совета ВАК ушли из-за ситуации с Мединским
23.10 18:37 МВД выступило с идеей ужесточить наказание за повторное пьяное вождение
23.10 18:35 В Швеции игра Minecraft поможет сохранить эльвдальский диалект
23.10 18:26 О своем недоверии к Порошенко заявили почти 70% опрошенных граждан Украины
23.10 18:09 Медведев поддержал законопроект об оплате ЖКХ без участия управляющих компаний
23.10 18:00 СМИ узнали о возможной встрече Путина и Трампа
23.10 17:49 «Мемориал» подал иск в ЕСПЧ от лица задержанных 26 марта
23.10 17:29 Правительство расширило список жизненно важных лекарств
23.10 17:07 Жена Дерипаски стала обладательницей акций на 500 млн долларов
23.10 17:01 Фельгенгауэр погрузили в искусственную кому
23.10 16:46 Полиции сообщили о минировании МГУ
23.10 16:44 Путин включил Шереметьево в перечень стратегических предприятий
23.10 16:23 Напавший на журналистку «Эха Москвы» рассказал о телепатической связи с ней
23.10 15:58 Экс-главу Российской федерации баскетбола осудили на 4,5 года и объявили в розыск
23.10 15:48 Происхождение старинных австралийских красителей проследят по бактериальной РНК
23.10 15:33 «Лаборатория Касперского» решила открыть исходник своего антивируса
23.10 15:14 Научный совет при Минобрнауки потребовал отменить решение по диссертации Мединского
23.10 14:49 СК будет расследовать нападение на Фельгенгауэр как покушение
23.10 14:43 Путин встретится с уволенными губернаторами
23.10 14:35 Песков назвал народной забавой слухи об отставке Полтавченко
23.10 14:31 МВД заявило о нападении на Фельгенгауэр иностранца
23.10 14:12 Мосгорсуд вынес приговор убийцам бездомных и случайных прохожих
23.10 14:04 Украинский контрабандист устроил перестрелку с пограничниками в Курской области
23.10 13:49 Путин уволил Алексея Мешкова с поста замглавы МИД
23.10 13:48 Надежда Михалкова развелась с режиссером Резо Гигинеишвили
Apple Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспорядки бизнес биология ближневосточный конфликт бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» видео «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь гуманитарные и социальные науки Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Киев кино Киргизия Китай Климат Земли, атмосферные явления КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения Молдавия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука Наука в современной России «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Социология в России Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина Условия труда фармакология ФАС Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК Цикл бесед "Взрослые люди" ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 шахты Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.