29 марта 2024, пятница, 18:18
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 июля 2011, 11:52

Бизнес-кейс Михайлы Ломоносова-1

В своих "Записках об изящных искусствах в России"- первой, по сути, истории русского искусства ХVIII века – академик Якоб Штелин (1709 - 1785) писал:

"Когда граф Михаил Ларионович Воронцов (тайный советник и вицеканцлер е.и.в.), замечательный знаток и любитель изящных искусств, а также милостивый покровитель ученых и артистов (Wirtuosen) [в 1746 г.] возвратился сюда со своей супругой из путешествия по Франции и Италии, он привез с собой разнообразные и отличные образцы старых и новых мозаик. <...> Года два спустя сюда привезли также большой портрет императрицы Елизаветы Петровны, который граф заказал синьору Кокки в Риме выполнить мозаикой с оригинала Каравака <...> Упомянутые мозаики и милостивое поощрение графа Воронцова послужили к тому, что и это великолепное искусство начало в России прививаться. Академик, профессор химии и советник Михаил Ломоносов приступил к изготовлению изумительного запаса цветных стеклянных сплавов <...>"

Так, 265 лет назад, был дан первый толчок тому, что принято называть "мозаичным проектом Ломоносова": разработке ученым принципов и инфраструктуры производства в России стеклянных мозаик.

Собственно, в нашем сознании этот сюжет жизни Ломоносова присутствует, как правило, в одном из двух вариантов. Наиболее массовый и простой – примитивно-патриотический, согласный со школьными учебниками советской эпохи. Он утверждает, что имело место именно возрождение (или же создание впервые – вариант) русского мозаичного искусства, проявившее многогранный гений великого холмогорца, распространявшийся помимо научных, еще и на художественные материи. Есть, однако, еще и довольно крепкий скептический взгляд на то же самое. Дескать, мозаичный проект – одна из дорогостоящих неудач Ломоносова: потребовавшая значительных государственных  средств затея свелась к созданию нескольких мозаик сомнительного художественного качества, а после смерти ученого и вовсе заглохла в ноль, с утратой всех полученных навыков и знаний. Качественные мозаики, украшающие построенные в ХIХ веке Исакиевский собор и Спас-На-Крови в Петербурге, не несут никакой преемственности по отношению к работам Ломоносова. Причиной же указанного фиаско была-де предпринимательская беспомощность Михаила Васильевича – поскольку мозаичная фабрика была его именно частным предпринимательским проектом.

Попробуем, однако, расписать этот проект в каком-то смысле в современных терминах, обычных для разного рода бизнес-планов. В принципе, имеющиеся данные позволяют это сделать едва ли не с исчерпывающей полнотой – включая расчеты запрашиваемых нынешними банками параметров доходности и пр. Не станем, однако, в это углубляться, ограничившись, по сути, качественными оценками – даже и таковых достаточно, чтобы сделать определенные выводы.

Итак. В 1752 – 1768 в Усть-Рудицах М. В. Ломоносовым осуществлялся промышленный проект: фабрика по производству изделий из окрашенного стекла и мозаик. Этот, формально – частный проект коллежского советника Ломоносова реализовывался в условиях значительной государственной поддержки, оказанной ученому в ответ на его прошение в Сенат, удовлетворенное 14 декабря 1752 г.

А. ПРОЕКТ

Резюме

1. Предлагаемая продукция

производство мозаичных изображений из стекла, а также "разноцветных стекол, и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов".

отступление I:

искусство мозаики – высококачественных многоцветных изображений, набранных из кусочков окрашенного стекла, смальты,  родилось в Древнем Риме, достигло расцвета в Византии. Византийцы принесли его в Италию, где оно существовало  все раннее средневековье. Византийским же мастерами были выполнены мозаики Св. Софии Киевской – причем, согласно археологическим данным, смальта изготавливалась непосредственно в Киеве. Эти мозаики, возможно, видел Ломоносов в 30-е годы ХVIII века: ряд ученых считает, что он посетил тогда Киев.

Однако затем и на Руси, и в Европе эта изобразительная техника была забыта – ей предпочли более дешевую, но менее долговечную фресковую живопись. Впрочем, средневековая Западная Европа знала производство окрашенных прозрачных стекол для витражей.  И лишь много позднее в Италии было возрождено мозаичное искусство – именно из Рима, как мы уже сказали выше, в 1748 г. М. И. Воронцову привезли заказанный им мозаичный портрет Елизаветы Петровны, выполненный по оригиналу Л. Каравакка, преподнесенный императрице и породивший моду на мозаики в придворных кругах  Петербурга.

2. Миссия, цели и задачи

В своем прошении в Сенат Ломоносов писал о "славе и пользе Российской империи". Очевидно, что понимал он славу и пользу многопланово.

а) Проще всего говорить о пользе экономической. На современном экономическом языке это называется "импортозамещение" – производство товаров вместо закупаемых за границей. Тем самым, деньги остаются внутри страны, питая национальную экономику.

б) Важна также и просветительская миссия – мозаики с их долговечностью были для Ломоносова способом "наглядной агитации": характерен здесь его проект серии мозаик о жизни Петра Великого, к которой относится знаменитая "Полтавская баталия".

в) Имел значение и престиж – изготовление мозаик в то время все-таки не было распространено в мире, и, освоив эту деятельность, да еще и без посторонней помощи, Россия становилась в глазах иностранцев обладательницей уникальных технологий.

г) Для Ломоносова, много сделавшего для формирования исторического самосознания россиян, важно было восстановить преемственность со временами Киевской Руси, когда создавались мозаики Св. Софии.

д) Важен был для Ломоносова и сам  по себе научный подход, лежащий в основе разработанной им технологии производства смальт. Это должно было, по мысли Михаила Васильевича, повысить престиж науки в России, а также дать толчок для дальнейших исследований в области химии и теории цвета.

Анализ рынка и отрасли

1. Использование продукта

Фактически, единственным в России серьезным заказчиком готовых мозаик и смальты для ее изготовления было государство: мозаика, в отличие от картины, чаще всего является несменяемым элементом отделки представительского интерьера и заказывается при строительстве или реконструкции архитектурного сооружения. Такими сооружениями могут быть царские резиденции, публичные здания (храмы и пр.), а также дворцы наиболее высокопоставленных вельмож – что с точки зрения маркетинга почти неотличимо от государственных заказчиков.

Стеклянная галантерея, наряду с государственным заказчиком, может иметь сбыт и среди частных лиц из сколько-нибудь обеспеченных слоев населения, включая зажиточных крестьян. Кроме того, вполне реален был экспорт этих изделий в Иран.

2. Конкуренция

Что касается мозаик, то реальной могла быть конкуренция с привозными итальянскими. В своем письме в Сенат Ломоносов утверждал, что предполагаемая продукция может быть на 30% дешевле привозной. Кроме того, очевидным преимуществом здесь была скорость исполнения и возможность более гибкого, оперативного контроля в ходе выполнения заказа и его корректировки.

В том, что касается прочих стеклянных изделий, – имеющиеся в России несколько стеклянных фабрик почти не производили выбранной Ломоносовым номенклатуры, сосредоточившись на изделиях из неокрашенного, синего и зеленого стекла, главным образом – из разряда посуды. Однако и в этой части объем их производства не удовлетворял спрос полностью, так что конкуренции с ними можно было не опасаться уже по этой причине.

"Стеклянную галантерею" же возили из-за границы полностью:

Ввоз стеклянных изделий в Россию в 1748—1752 гг. (через Петербургский порт)

Год

1748 г.

1749 г.

1750 г.

1751 г.

1752 г.

Бисер

472 п. 25 ф.

1801 п. 19 ф.

2123 п. 38 ф.

2109 и. 31 ф.

2126 п.

Пронизки

1 370000шт.

10 459 000 шт.

19 786000шт.

31 896 000 шт.

46 635 549 шт.

Стеклярус

2 п. 2 ф.

7ф.

4 п. 6 ф.

13 п. 2 ф.

29 п. 20 ф.

Стекла красные

1 п. 20 ф.

1 п. 38 ф.

-

-

-

Стекла оконичные разных цветов

-

-

-

1120 шт.

-

Транзит бисера в Персию ....

39п.24ф.

88 п. 20 ф.

-

-

-

Видно, что объемы достаточны для того, чтобы загрузить производство, и возрастают год от года. Согласно экономическим воззрениям той эпохи, ради национального производителя этот импорт можно было "придавить" заградительной пошлиной.

Кроме того, в своем письме в Сенат Ломоносов запрашивал 30-летнюю монополию на производство перечисленных изделий, что также было обычной практикой в ХVII-ХVIII веках. Эта монополия была ему дана, что исключило конкуренцию с отечественными производителями.

Стратегия продвижения

Так как основным заказчиком мозаик и смальты является Императорский Двор и, шире, государственные структуры, то главным инструментом продвижения товара Ломоносов считал личное лоббирование с использованием своего формального положения – профессора химии Академии Наук, а также неформального авторитета и связей в придворных кругах. В первую очередь, использовались близкие отношения с фаворитом императрицы И. И. Шуваловым и вице-канцлером М. И. Воронцовым.

отступление II: в 1752 г. ради продвижения своего проекта Ломоносов пишет поэтическое произведение объемом 440 строк – обращенное к И. И. Шувалову "Письмо о пользе стекла", изданное  за счет автора тиражом 400 экз.

Что касается продвижения изделий стеклянной галантереи, то этот вопрос Ломоносов, похоже, специально не продумывал. Впрочем, в те времена рынок был узок и все работающие на нем купцы достаточно оперативно обменивались необходимой информацией, не прибегая к помощи газет и интернета.

Затраты на подготовку производства.

В своей челобитной в Сенат Ломоносов запрашивал ряд мер по поддержке начинания со стороны государства. Все эти запросы были удовлетворены в полном объеме.

Вот их перечень:

1. беспроцентный заем на 4000 руб. с отсрочкой погашения на 5 лет

2. тридцатилетняя привилегия на производство мозаичной смальты и стеклянной галантереи.

3. десятилетнее освобождение от внутренних пошлин на закупаемые для нужд фабрики предметы и материалы

4. право приглашать из-за границы нужных для работы специалистов

5. земли, площадью 9000 десятин с лесом (топливо и строительный материал), проточной водой (рабочее тело водяной мельницы), залежами глины и, главное, превосходного кварцевого песка – основного сырья для стекольного производства.

6. "для работ к фабрике в Копорском уезде из Коважской мызы от деревни Шишкиной 136, из деревни Калищ 29, из деревни Усть-Рудиц 12, от мызы Горья Валдай из деревни Перекули и Липовой 34 — всего 211 душ со всеми к ним принадлежащими по описным книгам землями".

Мы видим, что за счет дешевого труда приписанных к фабрике крепостных, а также бесплатного доступа к природным ресурсам себестоимость производства становилась гораздо ниже, чем если б все необходимое пришлось покупать на открытом рынке: дрова,  кварц, рабочую силу…

отступление III: округа Усть-Рудицы входила в состав так называемых Дворцовых земель, жители которых платили подати на содержание Императорского Двора и не принадлежали помещику. Статус их был близок статусу государственных крестьян, одним из которых с рождения был и сам Ломоносов. Теперь же по указу императрицы эти дворцовые крестьяне стали крепостными, а точнее – фабричными, то есть прикрепленными не к владельцу фабрики, а к самой фабрике, их нельзя было продать отдельно от нее, переселить и т.д. Промышленный бум в эпоху Елизаветы Петровны опирался на труд именно таких фабричных крестьян.

7. Ломоносову была обеспечена возможность командировать для обучения стеклянному делу своих крестьян. Двоих будущих стеклодувов он направил на стеклянные фабрики еще в 1753 г. кроме них один человек был направлен учиться "горшечному делу", т.е. умению формовать горшки из огнеупорной массы для варки стекла. И еще один человек был направлен в Новгородский уезд обучаться выжиганию осиновой золы – компонента, заменявшего при варке стекла дорогую тогда соду. Несколько человек обучались "живописному мастерству для делания мозаики", а также слесарному и столярному делу. Очевидно, что все эти стажировки ничего Ломоносову не стоили.

8. Кроме того, Ломоносов пользовался и ресурсом Академии Наук. Так, имея при строительстве фабрики потребность в высококвалифицированном печнике, он пишет в Академию: "Того ради Канцелярия Академии Наук да благоволит отпустить одного из оных печников на мои заводы на шесть-недель, а вместо того для ординарного дела при Академии приказать нанять постороннего на мой кошт". Там же, в Академии, Ломоносов заказывал и необходимые для работы инструменты, наверняка расплачиваясь за них по щадящим расценкам.

9. И, наконец, необходимо отметить вложения Ломоносова из личных средств. По его собственной позднейшей оценке, запуск фабрики обошелся в 7000 руб., т.е. 3000 руб. Михаил Васильевич добавил из своего кармана.

Предварительная работа

К ней, разумеется, следует отнести опыты по изготовлению цветных стекол, начатые Михаилом Васильевичем еще в 1748 г. К 1750 г. после нескольких тысяч экспериментальных варок технология в целом была разработана – были найдены способы получения всех необходимых цветов, включая легендарный "золотой рубин", секрет которого будто бы унес с собой в могилу немецкий естествоиспытатель Иоганн Кункель (1630-1703). В июле 1751 г. Ломоносов просит пристроить к академической лаборатории химии дополнительное помещение для варки стекла. В итоге, к тезоименитству государыни ей был преподнесен мозаичный образ Богоматери, выполненный по оригиналу итальянского художника Франческо Солимены (1657-1747). После этого с помощью двух прикомандированных учеников Академической рисовальной школы был выполнен портрет Петра Первого по оригиналу Таннауэра.

Этот "нематериальный актив" также был внесен Ломоносовым в свое предприятие. Заметим, что с точки зрения современного права, владельцем этого "интеллектуального капитала" являлся не ученый, а Академия Наук, платившая ему жалование и обеспечивавшая условия для работы.

отступление IV: сравнительная стоимость известных предприятий стекольного профиля в России

Трубачевский завод Мальцева

2440 руб

1767 г.

хрустальная фабрика Бахметьева

3000 руб.

1764 г.

Усть-Рудицкая фабрика Ломоносова

4000 руб. (7000 руб.)

1755 г.

фаянсовая и фарфоровая фабрика Бахметьева

10 000 руб.

1764 г.

хрустальная и стеклянная фабрика Мальцевой

17 000 руб.

1788 г.

Ранее на «Полит.ру» публиковались заметки о Ломоносове, его проекте полярных исследований и реализации этого проекта, эпохе Елизаветы Петровны в целом.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.