29 марта 2024, пятница, 12:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

13 июля 2011, 08:50

Оренбург: цена свободы

Заседание региональной администрации Оренбурга
Заседание региональной администрации Оренбурга

Оренбургский журналист Елена Стрельникова о состоянии местных СМИ.

Вольный треп

- Мой муж все время  смотрит местные новости.

- Это точно. Стараюсь не пропускать. Разве что могу про них забыть, если смотрю «Разговоры о рыбалке». Мне всегда очень интересно, что происходит в том регионе, где я живу. Очень хочется, чтобы было побольше новостей о соседях.

- Они все «лижут» власть. Смотрю, интересно. Но все «лижут»!

- И твоя жена?!

- Она работает.

- Не все «лижут»!!! Некоторых смотреть, конечно, невозможно. Я и не смотрю, но мне, например, очень нравится рубрика «SOS» , там народ на ЖКХ жалуется, другие заморочки.

- Толку-то! жалуется – не жалуется, а результат – нулевой.

- А газет я совсем не читаю… Ну, вот, например, дай-ка газетку. Что там пишут? Так… объявления, реклама, кроссворды…

- Ты газету-то не с последней, а с первой страницы читай!

- Ну, хорошо… губернатор побывал… это я знаю, криминалка… тоже смотрел.

- Я вообще все новости в интернете просматриваю.

- О! вот, кажется человеческая история, а здесь есть хоть какая-то аналитика…

Это дискуссия моих друзей. Я задала им один вопрос «Что вы думаете о региональных средствах массовой информации?». Потом минут 20 молчала. Они изгалялись всяческим образом. И ведь знали (гады!), что рядом с ними сидит один из создателей этой самой массовой информации. Ну, что поделаешь… электорат, а он всегда прав (согласно, конституции, конечно).

Статистика

В Оренбургской области на сегодняшний день зарегистрировано 589 СМИ, их них печатных – 379, электронных – 203, информагентств – 6. Интернет-сайты пока никто официально не пересчитывал. Только официальные субсидии от правительства области получают 56 СМИ. Это большинство районных газет, как минимум один телеканал живет практически на средства области.

Знакомый оператор отработал на этом канале полгода, больше не смог. «Почему?» - спрашиваю. «А там всегда все хорошо. Снимаем цветы, говорим: как пахнут! Снимаем говно и опять: до чего приятный аромат!» Остальные 4 канала (это только в самом Оренбурге) власть регулярно подкармливает, не обходят стороной и радио, которое в принципе перестало в оренбургском регионе быть первоисточником информации. В советское время народ цитировал то, что сегодня сказали в новостях по радио, а информагентства даже списывали у них информацию (меня безумно бесило в 90-е, когда мне постоянно звонил один товарищ  -  представитель крупного информагенства – он под нашу диктовку делал новости – и учил меня произношению и правильному ударению в русском языке). Что еще из официальной статистики?

Оренбуржцам доступна продукция всех печатных СМИ. Общий подписной тираж их составляет  более 500 тысяч экземпляров. В среднем по подписке на 100 тысяч жителей области приходится свыше 10 экземпляров газет и журналов  (население области 2 миллиона человек).

«Аргументы недели»

Разговариваем с главным редактором оренбурской вкладки газеты «Аргументы недели». Основной вопрос - как выживаете?

«Нам 1,5 года. Единственное о чем жалею, что 1,5 года не было отпуска, - делится со мной коллега. - Зато за это время выстроились тематические и финансовые ступени. Мы ориентируемся на серьезного читателя. 90% наших читателей ходят на выборы. Это очень весомый показатель. Живем за счет рекламы (в основном политической). Без поддержки бизнеса выжить сложно. В Оренбуржье бизнес не развит, хотя Оренбургская область и является регионом-донором.

Повезло, если ты попал в корпоративные СМИ -  газовиков, нефтяников, энергетиков. Но там «шаг вправо, шаг влево – карается расстрелом».

Мы работаем не только на Оренбуржье, но еще на Самарскую область. Плюс к финансам добавляются реализация через Роспечать и кое-какие мои личные доходы (детали говорить не буду). Тираж 20 тысяч экземпляров. У меня 3 журналиста, каждый с опытом работы более 10 лет, знающие всю подноготную оренбургского региона. Занимаемся тем, чем никто не хочет. Аналитикой.

«Московский комсомолец в Оренбурге», «Комсомольская правда в Оренбурге» - газеты для потребительского читателя. «Яик», «Жизнь» - «желтая» пресса. Более местечковые газеты – рупор власти, иногда они ее (с ее же разрешения или по ее же заданию) мелко покусывают, в основном - в предвыборный период.

Мы анализируем. Например, социальные проблемы общества: от асфальта до ЕГЭ. Всё, что интересно деловому человеку в аналитическом плане. Пытаемся показать все точки зрения. Нас сложно прижать. Мы тот ручеек, который течет параллельно. Мы не занимаемся плевками и не брызгаем слюной. Конструктивная критика – адекватная реакция. Иногда наблюдаешь за переплевками коллег (особенно телевизионных – много афоризмов, театральных жестов) и видишь дешевый самопиар. Не в чем суть вопроса, а главное – вот какой я. Смешно особенно, когда критикуют правительство в общих фразах. Зачем? Критикуйте конкретного человека, который не справился со своими служебными обязанностями. Мы делаем именно так. Если не можем назвать конкретное имя, то совсем ничего не пишем. И еще: критика без предложений – не задача современной журналистики».

Барский гнев

Оренбургские СМИ любят критиковать власть: она им это позволяет. Правда, руководство региона никогда не откажет себе в удовольствии поучить журналистов, как надо работать. Помню, лет пять назад  пришел к нам в компанию накануне Нового года тогдашний губернатор. Событие нетрадиционное: у губернатора дел вон сколько, а он к нам пожаловал. Экстренным образом со всех редакций согнали народ – для массовости. Мы пришли. Чинно сели, даже подарочек для высокопоставленного чиновника прихватили – диск с народными коллективами, записанными на базе нашей студии да еще журнальчик наш юбилейный. Ручки сложили, ждем от губернатора добрых слов накануне праздника. Не дождались….

Чиновник, избранный народом, перебрал нас всех поименно (как будто готовился заранее, не то что мы…), в работе каждого нашел недостатки, прочитал нам целую лекцию, как должны освещать жизнь региона настоящие журналисты (Говорите правду и только правду! А мы вроде и не выдумываем ничего… показали картинку, а она сама все рассказывает).  Потом забрал подарочки и отбыл восвояси… Не дождались мы поздравлений с самым веселым и радостным праздником года. Вроде мелочь, а осадок навсегда остался. Больше мы высокопоставленных чиновников в преддверии новогодних праздников у себя не видели. Но ведь не зря российский народ говорит: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

На фоне коллег

Месяц назад ездила на фестиваль СМИ в Пермь. Представьте, собрались вместе человек 50 из всех регионов страны, практически все с хорошим чувством юмора (журналистика без смеха – это пресс-служба), с подвешенным языком (нам без этого и за «мышку» браться не надо), с реальной долей самоиронии плюс еще родные и близкие далеко… Ну, и как всегда это бывает: на работе – о бабах, с бабами – о работе. В общем, в Оренбургской области в отношениях с властью все еще очень прилично. Слава Богу, у нас хоть верстку не спрашивают! С партийными делами переусердствовать не заставляют. Коллега из Тулы рассказывал, что у них в 20-минутном телевизионном выпуске должно быть, как минимум, 4-5 сюжетов о губернаторе (где был, что видел, на чем акцент делал) - и любое сопротивление бесполезно. Пермяков спрашиваю: а вы-то как? Мне честно отвечают: «Мы их малёк жестко покритиковали, они обиделись и стали нам денежку платить, мы помягче теперь в своих высказываниях».

Не верю. Лукавят.

Настоящий журналист (как любил говаривать мой первый начальник)  и деньги возьмет, и правду скажет.

Хотя повторял это мой шеф в 90-е годы прошлого века. Тогда как-то власть проще была, что ли… В перестроечные годы не было никаких пресс-служб, не надо было составлять официальный запрос, ждать ответа на него в оговоренные законом сроки. А матерые и опытные журналисты чуть ли не пинком двери чиновников открывали: а ну-ка прокомментируйте то-то и то-то. И комментировали, и не сопротивлялись, и не учили нас, как надо работать. А сегодня так и тянет вспомнить анекдот.

Старый, опытный редактор отчитывает начинающего журналиста:

- Ну, вот тут ты написал, что чиновник Н. – вор… Это недопустимо! Его адвокаты забросают нас судебными исками и разорят!

- А что ж делать, если он вправду – вор?

- Гм… А поступи-ка ты так: не пиши слово «вор», в напиши «в.о.р.» и сделай сноску, что это аббревиатура, означающая «вызывающий опасения работник».

Пресса Оренбурга

«Независимой свободной прессы в Оренбургской области сегодня нет, - делится своими наблюдениями опытный политолог. - Ее всю вырезали. Утрачена и воля к свободе, и умение жить в свободе. Все ссылаются на экономический фактор: жить иначе невозможно, финансы нужны. За годы несвободы сформировалось поколение… я даже журналистами их не хотел бы называть. Это – сотрудники СМИ, которые утратили понимание миссии журналистики, подлинных ее функций и в условиях свободы прессы работать не умеют. Нам придется учиться этому вновь. А восстанавливать утраченное всегда сложнее. Хотя у нас есть островки. Например, газета «Южный Урал» (учредитель - законодательное собрание области). Я, бывает, не соглашаюсь с редакционной политикой, но это профессиональная пресса, работающая своими фрагментами на пространстве свободной журналистики. Эта газета, благодаря своему авторитету, может позволить себе несколько больше, чем другие. Оппозиционной прессы в Оренбуржье тоже нет. То, что оппозиционные партии издают к выборам, - это не больше, чем листовки, порой дурно пахнущие».

«Критиковать власть и должно, и нужно, и даже необходимо! – вмешивается телевизионная коллега. – И реакция есть всегда. Мы выбивали ветеранам квартиры. А очереди в поликлиниках! Мы их пинали-пинали, так народ теперь и не помнит, что такое очередь на приеме к врачу. Функция молотка у СМИ была, есть и останется. Хотя оппозиции у нас, конечно, нет. Все так или иначе зависят».

«В материале должна присутствовать интересная и привлекающая внимание информация, т.е. креативная. А не «обрыдлая нудятина», которой так любят нас потчевать». Это цитата из контрольной студента факультета журналистики. Видать гений растет, коль такие словечки не постеснялся декану на стол положить. Небось, еще в институтских кулуарах с гордостью рассказывал однокурсникам, как он свободно и независимо может высказывать свои мысли. Эх, молодо-зелено…

«Нам повезло. В нашей жизни был очень сильный фундамент – журналисты старшего поколения, - высказывается моя тридцатилетняя коллега, потомственный журналист. –

Мы кричим, что журналисты, но нас надо еще гонять и гонять. В нашу профессию должен быть очень серьезный отбор.

Молодежи выпускается много, но им всем не хватает жажды, стремления, пытливости ума. Мой отец каждый раз возвращается с репортажа, глаза горят: «Эх, как там телевизионщиков не хватало! … С каким человеком я познакомился!..  Нужно что-то делать, как-то помочь!!!»

Региональная гордость

Я уже, кажется, точку хотела в дискуссии поставить, а народ все подключается и подключается.  Нет,  все-таки  журналистам рот просто так не заткнешь… «Региональщикам очень сложно приходится, - еще одна позиция нашей пишущей братии. – Зарплата маленькая, расти некуда. Но есть вещи, которые могут сделать только региональные журналисты. Мы самобытны, мы пишем о своем регионе с особой любовью, мы быстрее реагируем на события. Без нас нельзя. Если бы не местные копатели, федеральным СМИ нечего было бы показывать. Бесит только их пренебрежение к нам. Как-то попросили меня поработать со специальным корреспондентом из Москвы. Три дня с оператором по полям и весям мотались. Устали, как собаки. Думали, что хоть заплатят нам нормально.  А нас в итоге кинули. Звонят через пару месяцев: вы нам подсъемочку не сделаете? В честь чего, спрашиваю? Нам в ответ: а мы думали, вам за счастье со спецкорром поработать! Ну да… а то мы сами работать не умеем!! Кстати, мнимая свобода у нас все-таки есть. После выборов и за полгода до очередных по совести работаем».

- Мам, ты написала?

- Заканчиваю. Кстати, ты еще не передумала стать журналистом?

- Нет.

- Тогда кто такой журналист?

- Это интересный человек, у него должно быть упорство, любознательность, всесторонние знания, умение общаться с людьми. Он должен быть неподкупным и объективным.

Ах, доча, твоими бы устами да мед пить.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.