Полiт.ua Государственная сеть Государственные люди Войти
21 апреля 2018, суббота, 12:42
Facebook Twitter VK.com Telegram

НОВОСТИ

СТАТЬИ

АВТОРЫ

ЛЕКЦИИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

РЕГИОНЫ

01 мая 2011, 20:49

"Неформат", еще одна попытка

На прошлой неделе в книжном "Билингвы" была презентация двух книг Азбуки-Аттикус (еще там стоит лейбл КоЛибри), которые входят в серию "Уроки русского". Рецензия не так, чтобы именно на них, скорее – на серию.

Серию делает Олег Зоберн, вышло уже 10 книг, точнее даже 11, но Байтов, одиннадцатый, формально считается еще не представленным; это вскоре произойдет. Здесь уже действительно можно говорить о серии, то есть - логичном объединении книг по некому принципу. Конечно, интересен и принцип, и то, какую издательскую поляну серия хочет занять.

Опубликованы, по очереди. Олег Зоберн, "Шырь: Рассказы". Дмитрий Данилов, "Черный и зеленый". Анатолий Гаврилов, "Берлинская флейта". "Наследницы Белкина" (Нелли Мартова, Ульяна Гамаюн, Ирина Мамаева, Елена Соловьева, Анна Матвеева). Владислав Отрошенко, "Персона вне достоверности". Александр Шарыпов, "Клопы". Роман Сенчин, "Изобилие". Ашот Аршакян, "Свежий начальник". Денис Осокин, "Овсянки". Каринэ Арутюнова, "Пепел красной коровы". Николай Байтов, "Думай, что говоришь".

В этот раз представлялись Осокин и Арутюнова (заочно). Да, вот то, что серия началась с Зоберна – это правильно (когда его решили издавать, серии еще в проекте не было). Теперь у него ответственность через личное участие – понятно, что все будет составляться не просто под некий маркетинг, а с дополнительным отношением. То есть, игра всерьез, что и дает основание рассматривать именно серию. Разумеется, я читал не все эти книги (некоторых авторов так и просто читать бы не стал, немногих). И, разумеется, все это в варианте имхо, никаких торжественных выводов.

Раз уж рецензия связана с презентацией, то с этих книг и начинать. У Осокина в "Овсянках" действительно собраны двадцать семь книг (как указано на обложке). Это его формат, да: пишет книжками. Толще, тоньше, но - книжка. Они похожи, массивы слов, разбитые на куски, не сказать - абзацы, они все кирпичиками и даже без заглавных букв.

Осокин не дебютант. "Барышни тополя" вышли еще в 2003 году, в НЛО. Там это было в серии Soft wave (в ней же, например - Ольга Зондберг, Станислав Львовский, Маргарита Меклина). Потом тоже публиковался — "Знамя", "Октябрь". Еще, понятно, кино "Овсянки". С книгой оно явно не слишком-то связано — похоже, для фильма это только полуфабрикат, и там работал еще вполне конкретный соавтор. Что до "Барышень", то цитирую Владимира Иткина ("Книжная витрина") : "Новая книга проекта "Soft Wave", предлагающего новый тип литературы, отказавшейся от "провокативных стратегий и шаблонов интеллектуального мэйнстрима", написана 26-летним писателем-фольклористом Денисом Осокиным из города Казани. В 2001 году он получил премию "Дебют" в номинации "короткая проза", и это радует безмерно - оказывается, "Дебют" не ограничивается одним Сергеем Шаргуновым". Далее даже чуть-чуть теории: "Свой метод Осокин определяет как примитивизм. "примитивистский текст", - пишет он - "несколько меньше похож на художественное исследование и может быть действительно лишь отчасти является таковым. прежде всего - это радость радость" (орфография авторская - прим. рец.)".

Вот, что сразу интересно: не то, что публикация в НЛО как-то не произвела ввод автора в прозаики, а то, что в "Уроках русского" он выглядит вполне весомо (хотя его письмо, собственно, не изменилось – такое письмо меняться не может). Для НЛО там чего-то не хватало и оно не было правильной историей для Осокина (да, в общем, и сама "Soft wave" в целом, как бы это сказать...) А в "Уроках русского" Осокин выглядит иначе. Что никоим образом не уязвляет данную серию, просто она реализует какой-то другой тип прозы - о чем и речь: уже видно, что серия в самом деле есть. Осокин вполне логичен в ряду Гаврилов - Данилов - Шарыпов.

Арутюнова к серии принадлежит более условно. Там вполне бесхитростные новеллы, примерно лирическая проза, вплоть до мелодрамы. Много сладких эпитетов ("Я была книгой, новой книгой с загадочно сомкнутыми страницами, с витым корешком и гладким переплетом") и тривиального пафоса ("А за окнами, будто безумное, несется время. То самое, которые ты искал"). Вообще, красивости в основе: "Да благословит Господь перекормленную девочку из первого подъезда, и ее отца в странной шляпе-канотье, и тайное их счастье на скамейке, - мужчину, похожего на наседку с ранними глубокими морщинами на загорелом лице..." Вполне жанровая лирика, почему в серии? Предполагаю, из-за избыточности описаний: "Перебирающего слишком быстро, слишком торопливо пробегающего по извилистым лабиринтам, - пора я услужливо подмигивала еще склеенными страничками, он уже переворачивал меня, добирался до последней строки, - нет, не время, - корчилась я, - напоенный уличным воздухом, разомлевший, он еще держал меня, еще желал..." - это процитирована треть предложения.

Словом, серия. Вообще, про серии удобнее всего писать Н.Ивановой. У нее есть личный термин "вещество литературы", так что она всегда может заняться исследованиями книг на вкус, запах, цвет и т.п. Тогда и с сериями понятно: вписываются ли книги в нормативный набор серийных качеств? Ну, поскольку эта методика уже занята, придется без методики.

Или выведу ее по ходу исследования. То, что в "Уроках русского" были Гаврилов, Данилов и Шарыпов, предлагает конкретную версию. Есть такая штука, которую можно условно назвать владимирским минимализмом (Данилов - москвич, но свое отношение к Гаврилову подтверждает). Описывать его тут не слишком логично, проще посмотреть тексты этих авторов и все станет понятно (ну, более-менее). Данилов при этом выглядит - по состоянию текстов - не совсем, чтобы продолжателем Гаврилова. Это просто аскетизм отрывистого нарратива от первого лица сближает схожие, но работающие по-разному варианты письма. 

Словом, длина имеет значение, так что минимализмы Гаврилова и Данилова разные. У Гаврилова - этакий франтоватый, где не может быть лишнего слова, иначе конструкция не сложится. У Данилова иначе, минимализм у него работает как ритм-секция или драм-машина - когда message, sorry - получается за счет набегания производимых эмоций (разумеется, я тут об инструментальной стороне текстов, а чувства у них внутри индивидуальные).

Вообще, я-то минимализм (в прозе) не очень люблю, в жюри Премии Андрея Белого последнего года, где фигурировали оба героя, я лоббировал другую литературу - Кобрина&Лебедева с их модифицированием как бы нонфикшна, отчего в результате получалось вовсе не линейное и весьма художественное письмо. Там, разумеется, больше языковых фактур, нет и жесткой привязки к лирическому герою, а ровно эта привязка к говорящему  и выглядит базовой точкой владимирских минималистов (и примкнувшего Данилова). И, наверное, всей серии. Да, а премию получил Гаврилов, как раз с этой книгой.

Примерно так: есть индивидуальный нарратив, ограниченный возможностями самого рассказчика (в таком варианте он не может описать то, что не видит и не знает сам – причем, даже не автор, а первое лицо, которое всегда в какой-то роли). Наверное, в какой-то мере это могло бы относиться и к Зоберну, однако в гипотетическом жюри его бы я лоббировать стал - в его письме есть еще какое-то ноухау, которое я пока не понял, да и чего мне его понимать, пусть себе работает. Собственно, поэтому мне тут о Зоберне рассуждать и неохота: а ну как сдуру что-то неправильно зафиксирую (это моя проблема, не Зоберна).

Теоретическое отступление. Еще там и Шарыпов. Шарыпов это, да, тоже схожий минимализм. Зоберн логично связывает его с Гавриловым, но можно выстроить и связку Шарыпова с поэзией, а именно - со сборником "Арсений Ровинский, Федор Сваровский, Леонид Шваб. Все сразу. М.: Новое издательство, 2008". Там и эти трое совершенно разные – хотя логично собраны вместе. Шарыпов мог бы оказаться там четвертым, до Шваба – он там абсолютный максимум предъявленного письма. Или даже до Сваровского. Пояснение будет не слишком рациональным: есть некоторое А. У Ровинского вообще-то Б, ну и немного иногда, как получится - А. У Сваровского А, но все-таки надо чтобы еще и Б. А у Шваба А и Б вовсе незачем. То есть, речь о том, что это А есть и у Шарыпова, но как именно расписать А - тут места нет, да и другая история. Разумеется, я имею в виду тот вариант Шарыпова, который здесь, а не тот, который тут. Конец теоретического отступления.

У Осокина в этом ряду вполне романтический монолог со всеми этими милыми штучками вроде графики абзацев, принципиального отсутствия прописных букв, некоторых уж вовсе стихов в прозе, а также - конкретно стихов ("верхний услон плюс франция"). В сумме получается один длинный текст. Драм-машина, которая стучит у Данилова, тут не работает, и все это накопление приятных фактур напоминает литературу второго ряда конца восьмидесятых. Это чудесно, что тренды возвращаются, но только чего ж это они всякий раз возвращаются с чистого листа? Ну, я тут как бы напал на Осокина, но это только потому, что здесь он крайний – в серии.

Вообще есть прямое заявление Зоберна о том, какую литературу хочет представлять серия. Он определил ее как "неформатную мастерскую прозу последних 20-ти лет". А с такой литературой есть  объективная неприятная проблема. Она в том, что "неформат" имеет свою традицию. Не традицию даже, а инструментарий, который, честное слово, обширен. Сведение "неформата" к тому, что просто не совсем похоже на нарративный мейнстрим, определит лишь российский извод такой прозы. Вариантов письма, не являющегося строго фабульным и линейным (пусть для простоты будет такое слабое определение), а) много и б) они тоже развиваются. В конце концов, Стерн уже когда был. Разумеется, кто ж его, Стерна, знает, что он там имел в виду, но ведь и то, что пояснял по его поводу Шкловский, также не является основой инструментария для лиц, решивших теперь заняться неформатом.

И каждый раз такой неформат начинается заново. Самое очевидное объяснение – "новые неформатщики" просто не читали то, что считалось неформатным раньше. Я вот сомневаюсь, что Осокин знает, допустим, Соснору или того же Леона Богданова. То есть, он-то может и читал, но сложно представить, что его читатель – тот, на которого он рассчитывает - имеет Богданова в своем анамнезе. Что, разумеется, уже проблема серии. Можно еще проще: "неформат" со стороны всегда двоится: он в том, что пишут или в том, как это делают? Причем, из второго варианта следует первый, а обратное неверно.

Это объективная проблема: так уж получилось, что за читателем трудно предполагать знание всего этого, к тому же сами формальные моменты письма с чистого листа отнимают не по чину много времени. При этом, разумеется, речь о серии, рассчитанной на неопределенный тип читателя – который пока, кажется, не сформирован. Это, опять же, не аудитория НЛО, которая понимает, где она находится и знает слова, которые могут употребить тамошние авторы.

Надо полагать, неформатное письмо без особого инструментария, примерно - наивный неформат - может оказаться кстати для определенного неопределенного круга читателей . Соответственно, это дает шанс как серии, так и для того, чтобы - через серию - этот неформат как-то укоренился, чтобы уж не всякий раз с ноля. Потому что нет, конечно же, на свете никакого неформата, это просто литература другого типа. Бывает же, например, музыка, где не поют, и это даже не рингтоны.

Теоретическое заключение (twimc). Восприятие (и письмо) с чистого листа, линейный нарратив авторского альтер-эго и романтичность прямо связаны. Потому что в такой текст невозможно привлечь культурные связи, находящиеся, вроде бы, за пределами текста. Они там, на этом пустом листе, ничем не обусловлены. Так и выходит, что всякий раз на таком чистом листе приходится рисовать свою карманную вселенную в виде небольшой книжки. Есть, понятно, и компенсация: это ж восторг, когда с чистого листа? Несомненно, тоже фишка, но – локально-экзистенциальная по нужде, ergo – романтичная. Весь мир существует где-то вне, а точкой доступа к нему должна стать как раз во-о-от эта книга и даже ее автор. В чем и противоречие.

Так что в данном случае (серии) все просто: есть особенности той прозы, которая интересна составителям, и есть особенности аудитории, с которой серия хочет дружить. Проще всего сказать, что это противоречие неразрешимо, но - здесь есть проект и, следовательно, шанс.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Loading...

Главные новости

12:20 Умерла актриса Нина Дорошина
12:05 В Ереване задержали 11 оппозиционеров
11:30 Актрису из сериала «Тайны Смолвиля» обвинили в работорговле
11:16 Франция обвинила Россию в попытке уничтожить доказательства химатаки в Думе
10:57 В Сирии погиб внештатный журналист ЧГТРК «Грозный»
10:47 Британская полиция установила подозреваемых по делу Скрипаля россиян
10:21 Глава Минстроя допустил реновацию в ряде крупных городов
10:06 США инициировали проверку всех двигателей Boeing 737
09:48 Шведский диджей Avicii мог скончаться от панкреатита
09:34 В Китае и России прокомментировали остановку ядерной программы КНДР
09:15 Трамп приветствовал заморозку ядерной программы КНДР
09:08 Ким Чен Ын заморозил ядерную программу КНДР
20.04 20:58 Райффайзенбанк устранил сбой банкоматов и онлайн-сервисов
20.04 20:50 Советский космонавт Владимир Ляхов умер на 77-м году жизни
20.04 20:14 Минздрав назвал критику Володина в свой адрес ошибочной
20.04 19:51 Сторонники Навального подали заявки на шествия в Москве и Петербурге
20.04 19:30 Порошенко предложил лишить крымчан гражданства
20.04 19:07 Володин раскритиковал Минздрав за плохое импортозамещение
20.04 18:47 Демпартия США подала иск против России и штаба Трампа
20.04 18:09 Google разрабатывает мессенджер на замену SMS
20.04 17:40 Адвокаты Сергея Хачатурова обжаловали его арест
20.04 16:56 ЦБ сообщил о росте цен на овощи из «борщевого набора»
20.04 16:49 Генсек ОПЕК отверг обвинения Трампа в завышении цен на нефть
20.04 16:15 Успешно прошли клинические испытания еще одного метода генной терапии
20.04 16:12 Напавший на одноклассников в Стерлитамаке школьник арестован
20.04 15:50 Time опубликовал топ-100 самых влиятельных людей
20.04 15:26 Трамп обвинил ОПЕК в завышении цен на нефть
20.04 15:08 В Минкомсвязи открестились от письма ФСБ про блокировку Telegram
20.04 14:44 Экс-сотрудник СК Максименко получил 13 лет колонии за взятку
20.04 14:42 На Калимантане открыт новый вид муравьев-камикадзе
20.04 14:29 Песков обвинил США в намеренном создании трудностей для «Аэрофлота»
20.04 14:04 Володин предложил ввести уголовную ответственность за исполнение санкций США
20.04 13:47 Главный тренер «Арсенала» решил уйти после 22 лет работы
20.04 13:39 Песков прокомментировал эпизод с проститутками из мемуаров экс-директора ФБР
20.04 13:38 Генпрокуратура заблокировала четыре аккаунта интернет-рации Zello
20.04 13:36 Ученые недооценивали роль планктона в циркуляции океанских вод
20.04 13:23 В Ереване задержали 65 участников акций протеста
20.04 13:15 МЧС назвало майнинг криптовалют возможной причиной пожаров
20.04 12:41 Правительство увеличит пошлины на водительские права и загранпаспорт
20.04 12:14 Райффайзенбанк отказался связывать сбой своих сервисов с Роскомнадзором
20.04 12:05 В Кемерово опознаны останки 60 погибших
20.04 11:50 Минкомсвязи предлагает россиянам подавать заявление в загс за год до брака
20.04 11:46 У ответственного за программированную клеточную смерть белка обнаружились новые функции
20.04 11:44 Россия уступила Китаю в рейтинге стран с привлекательным гражданством
20.04 11:08 СМИ узнали о финансировании Пригожиным российских политологов в Африке
20.04 10:57 Сборная РФ по хоккею проиграла первый матч после смены тренера
20.04 10:37 Лавров исключил войну между Россией и США
20.04 10:34 ЦБ РФ отозвал лицензии у двух банков
20.04 10:06 Король Свазиленда переименовал свою страну
20.04 09:46 «Ростелеком» столкнется с трудностями при исполнении «закона Яровой»
Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Twitter Абхазия аварии на железной дороге авиакатастрофа Австралия Австрия автопром администрация президента Азербайджан акции протеста Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев алкоголь амнистия Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антимайдан Антон Силуанов Аргентина Аркадий Дворкович Арктика Армения армия Арсений Яценюк археология астрономия атомная энергия аукционы Афганистан Аэрофлот баллистические ракеты банковский сектор банкротство Барак Обама Башар Асад Башкирия беженцы Белоруссия Белый дом Бельгия беспилотник беспорядки биатлон бизнес биология бокс болельщики «болотное дело» большой теннис Борис Немцов борьба с курением Бразилия Валентина Матвиенко вандализм Ватикан ВВП Великая Отечественная война Великобритания Венесуэла Верховная Рада Верховный суд взрыв взятка видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» визовый режим Виктор Янукович вирусы Виталий Мутко «ВКонтакте» ВКС Владивосток Владимир Жириновский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин ВМФ Внуково военная авиация Волгоград ВТБ Вторая мировая война вузы ВЦИОМ выборы выборы губернаторов выборы мэра Москвы Вячеслав Володин гаджеты газовая промышленность «Газпром» генетика Генпрокуратура Германия ГИБДД ГЛОНАСС Голливуд гомосексуализм госбюджет Госдеп Госдума госзакупки гражданская авиация Греция Гринпис Грузия гуманитарная помощь Дагестан Дальний Восток декларации чиновников деньги День Победы дети Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин доллар Домодедово Дональд Трамп Донецк допинг дороги России драка ДТП Евгения Васильева евро Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет ЕГЭ «Единая Россия» Екатеринбург ЕСПЧ естественные и точные науки ЖКХ журналисты Забайкальский край закон об «иностранных агентах» законотворчество здравоохранение в России землетрясение «Зенит» Израиль инвестиции Ингушетия Индия Индонезия инновации Интервью ученых интернет инфляция Ирак Ирак после войны Иран Иркутская область искусство ислам «Исламское государство» Испания история История человечества Италия Йемен Казань Казахстан казнь Калининград Камчатка Канада Кемерово Киев Ким Чен Ын кино Киргизия Китай климат Земли КНДР Книга. Знание Компьютеры, программное обеспечение Конституционный суд Конституция кораблекрушение коррупция космодром Восточный космос КПРФ кража Краснодарский край Красноярский край кредиты Кремль крушение вертолета Крым крымский кризис Ксения Собчак Куба культура Латвия ЛГБТ ЛДПР Левада-Центр легкая атлетика Ленинградская область лесные пожары Ливия лингвистика Литва литература Лондон Луганск Малайзия Мария Захарова МВД МВФ медиа медицина междисциплинарные исследования Мексика Мемория метро мигранты МИД России Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст «Мистраль» Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский МКС мобильные приложения МОК Молдавия монархия Мосгорсуд Москва Московская область мошенничество музыка Мурманская область МЧС наводнение Надежда Савченко налоги нанотехнологии наркотики НАСА наука «Нафтогаз Украины» недвижимость некоммерческие организации некролог Нерусский бунт нефть Нигерия Нидерланды Нобелевская премия Новосибирск Новые технологии, инновации Новый год Норвегия Нью-Йорк «Оборонсервис» образование обрушение ОБСЕ общественный транспорт общество ограбление Одесса Олимпийские игры Ольга Голодец ООН ОПЕК оппозиция опросы оружие отставки-назначения офшор Павел Дуров Пакистан палеонтология Палестинская автономия Папа Римский Париж ПДД педофилия пенсионная реформа Пентагон Петр Порошенко пищевая промышленность погранвойска пожар полиция Польша похищение Почта России права человека правительство Право правозащитное движение православие «Правый сектор» преступления полицейских преступность Приморский край Продовольствие происшествия публичные лекции Рамзан Кадыров РАН Революция в Киргизии Реджеп Эрдоган рейтинги религия Республика Карелия Реформа армии РЖД ритейл Росавиация Роскомнадзор Роскосмос «Роснефть» Роспотребнадзор Россельхознадзор Российская академия наук Россия Ростов-на-Дону Ростовская область РПЦ рубль русские националисты РФС Санкт-Петербург санкции Саудовская Аравия Сахалин Сбербанк Свердловская область связь связь и телекоммуникации Севастополь сельское хозяйство сепаратизм Сербия Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Сирия Сколково Славянск Следственный комитет следствие смартфоны СМИ Совбез ООН Совет по правам человека Совет Федерации сотовая связь социальные сети социология Сочи Сочи 2014 «Спартак» спецслужбы «Справедливая Россия» спутники СССР Ставропольский край стихийные бедствия Стихотворения на случай страхование стрельба строительство суды суицид Счетная палата США Таджикистан Таиланд тарифы Татарстан театр телевидение телефонный терроризм теракт терроризм технологии Трансаэро транспорт туризм Турция тюрьмы и колонии убийство уголовный кодекс УЕФА Узбекистан Украина фармакология ФАС ФБР Федеральная миграционная служба физика Филиппины Финляндия ФИФА фондовая биржа фоторепортаж Франсуа Олланд Франция ФСБ ФСИН ФСКН футбол Хабаровский край хакеры Харьков Хиллари Клинтон химическое оружие химия хоккей хулиганство цензура Центробанк ЦИК ЦРУ ЦСКА Челябинская область Чехия Чечня ЧМ-2018 Швейцария Швеция школа шоу-бизнес шпионаж Эбола эволюция Эдвард Сноуден экология экономика экономический кризис экстремизм Эстония этология Южная Корея ЮКОС Юлия Тимошенко ядерное оружие Якутия Яндекс Япония

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 495 980 1894.
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003г. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2014.