Во многих странах почтовая служба до сих пор остается государственной монополией. Так, в США сторонники государственной почтовой службы утверждают, что действующие на конкурентной основе частные фирмы неспособны наладить оперативное обслуживание клиентов за приемлемую цену. Однако опыт Гватемалы показывает, что все обстоит с точностью до наоборот: как только государство перестало ограничивать доступ частных компаний на рынок почтовых услуг, на..." />

Top.Mail.Ru
28 марта 2024, четверг, 12:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники
27 апреля 2011, 10:29

Кто стучится в дверь ко мне?

Во многих странах почтовая служба до сих пор остается государственной монополией. Так, в США сторонники государственной почтовой службы утверждают, что действующие на конкурентной основе частные фирмы неспособны наладить оперативное обслуживание клиентов за приемлемую цену. Однако опыт Гватемалы показывает, что все обстоит с точностью до наоборот: как только государство перестало ограничивать доступ частных компаний на рынок почтовых услуг, на месте громоздкой государственной монополии возникла динамичная конкуренция, вскоре превратившая гватемальскую почту в удобный и оперативный сервис. «Полит.ру» публикует статью Кэрол Риос де Родригес, в которой автор анализирует гватемальский опыт работы частных почтовых служб.

Материал опубликован на сайте проекта InLiberty.ru. Впервые: Pushing the Envelope: Guatemala’s Private Delivery Services // Regulation. Vol. 21. № 1 (Winter 1998).

Видный политический деятель обнаружил, что его корреспонденцию перлюстрируют: письмо в конверт с «окошком» для адреса было вложено обратной стороной, и тем не менее почтальон доставил его куда надо. Тайну в конце концов раскрыла пресса: журналисты дознались, что на государственном Главпочтамте действует целое шпионское бюро, много лет вскрывающее и просматривающее письма.

Один бизнесмен, пытаясь найти важное письмо, не пришедшее вовремя, добился разрешения покопаться в грудах корреспонденции — они доходили человеку до колена, — сваленных в Главпочтамте. Искомое послание не обнаружилось, но зато он нашел массу недоставленных писем, адресованных его родным и друзьям. Их было столько, что он даже не смог все унести.

Бывший работник национальной авиакомпании Aviateca рассказал: когда в грузовом отсеке самолета не хватало места, фирма распоряжалась доставлять в первую очередь корреспонденцию частных структур, а мешки государственной почтовой службы оставлять на потом, поскольку власти задерживали оплату за доставку. Он также вспоминает: на складе авиакомпании месяцами валялись горы мешков с письмами, поскольку сотрудники государственного почтового ведомства не удосуживались их забирать.

В нашей стране есть такой анекдот: гватемальцам счастливым образом празднуют Рождество два раза — первый раз, как положено, в декабре, а второй — в июле, когда почта наконец доставляет им рождественские открытки.

Все эти истории наглядно демонстрируют, почему в Гватемале начиная с конца 1970-х годов бурно развиваются частные службы доставки почты (слово «доставка» в данном случае не означает, что эти фирмы не работают и с корреспонденцией до востребования). Государственный монополист Direccion General de Correos y Telegrafos (Главное управление почт и телеграфа, ГУПТ) абсолютно не справляется со своими функциями. Почтовое обслуживание ненадежно, неэффективно и не обеспечивает конфиденциальности, поэтому здесь существует простор для деятельности частных предприятий — даже несмотря на то, что монополия ГУПТ защищается законом. Сегодня частные компании доставляют от 60% до 80% всех почтовых отправлений в стране.

Сторонники государственной почтовой службы в США часто утверждают, что действующие на конкурентной основе частные фирмы неспособны наладить оперативное обслуживание клиентов за приемлемую цену, особенно в сельской местности. Однако опыт Гватемалы показывает, что все обстоит с точностью до наоборот. Более того, конкуренция со стороны частных фирм побудила государство частично приватизировать ГУПТ. Опыт Гватемалы содержит важные уроки для тех американцев, которые считают, что государственному почтовому обслуживанию нет альтернативы.

История гватемальской почтовой службы

В Гватемале государство начало заниматься почтовым обслуживанием задолго до 1904 года, когда был принят Почтовый кодекс и создано ГУПТ (указ № 650). Еще майя использовали молодых скороходов (их называли correyedores) для передачи сообщений из одного города в другой. В колониальный период испанцы сохранили эту систему. Скороходы были индивидуальными предпринимателями: за три-четыре дня они преодолевали расстояние в 60 лиг (180 миль), и стоили их услуги до одного серебряного реала в сутки.  Сообщения в основном передавались устно, поскольку в то время подавляющее большинство населения было неграмотно.

До 1554 года испанская корона передавала право оказывать почтовые услуги в Гватемале в наследуемую концессию одному из своих подданных. Благодаря техническому прогрессу место скороходов со временем заняли почтовые дилижансы, а затем корреспонденцию стали доставлять по железной дороге.

Государственный контроль над почтовой службой усилился после изобретения почтовой марки: первая серия была выпущена в Лондоне в 1840 году. В результате появилась возможность не принимать к доставке письма без марок. Гватемалы это новшество достигло лишь в 1871 году, когда президент Висенте Серна своим указом предписал, чтобы вся корреспонденция имела государственные почтовые марки; их подделка каралась по закону. Позднее, уже при президенте Хусто Руфино Барриосе (он находился у власти с 1873 по 1885 год), власти разработали детальное законодательство о централизованной почтовой службе; в результате к 1877 году государство взяло на себя доставку корреспонденции.

Наконец, диктатор Мануэль Эстрада Кабрера объединил эти отдельные законы в рамках одного Указа № 650, действующего и сегодня. Когда же в 1935 году он был дополнен Кодексом об электрической связи (Указ № 2080), регулирующим деятельность телеграфной службы, была создана правовая основа для монополии государства в сфере коммуникаций. Почтовый кодекс дает государству полномочия на исключительное обеспечение «надежного, быстрого и бесперебойного» почтового обслуживания. В статье 41 Кодекса указывается: «Ни одна фирма, корпорация или гражданин не имеют права заниматься почтовым обслуживанием... без официального разрешения исполнительной власти и на определенных ею условиях».

Почтовое обслуживание в наши дни

По мировым стандартам ГУПТ — это «карликовая» и крайне неэффективная служба. «Было время, когда наша почта работала как швейцарские часы», — рассказывает одна очень пожилая женщина, но лишь ее старшие внуки, у которых уже есть собственные дети, могут припомнить эти золотые деньки.

ГУПТ подчинено Министерству связи, транспорта и государственных предприятий. Оно имеет 525 почтовых отделений; 501 из них находится за пределами столицы. Примерно половина отделений принадлежит государству — остальные либо находятся в собственности муниципальных органов, либо арендуются у частных владельцев. (Для сравнения: Почтовая служба США имеет 40 000 объектов по всей стране.) Кроме того, в ведении ГУПТ находится 5000 почтовых ящиков.

Согласно государственной статистике (не слишком, впрочем, надежной), в ГУПТ работало 3393 штатных сотрудников (в 1996 году 1300 из этих работников добровольно согласились уйти на покой в рамках государственной программы досрочного предоставления пенсий для сокращения количества госслужащих). Примерно 70% сотрудников почтовой службы занимаются сортировкой и доставкой корреспонденции и телеграмм; остальные находятся на административных должностях. В результате сокращения персонала ситуация с почтовым обслуживанием ухудшилась еще сильнее. «Конечно, добровольно уволившиеся были лучшими сотрудниками: они пошли на это, потому что были уверены: для них найдется работа в частном секторе, — отмечает бывший заместитель министра связи, транспорта и госпредприятий Хорхе Франко (Jorge Franco). — Кое-кто из них даже вернулся через год с подарками, чтобы поблагодарить нас за увольнение на пенсию». Таким образом, в ГУПТ остались менее квалифицированные работники.

Примерно 80% сотрудников ГУПТ входят в три действующих при нем профсоюза, но до 40% из них не проявляют на этом направлении никакой активности и неаккуратно платят членские взносы. За последние годы эти профсоюзы организовали несколько забастовок (в основном требования касались повышения зарплаты), однако они не оказали на экономику Гватемалы такого же негативного воздействия, как стачка почтовиков в США в 1997 году.

Средний заработок сотрудников ГУПТ составляет 2032 доллара в год: это меньше, чем в среднем получают горожане (3145 долларов), но больше среднедушевого дохода в целом по стране (1594 доллара) и доходов крестьян (838 долларов). Персонал почтовой службы отличается низкой квалификацией и плохой трудовой дисциплиной; эффективность работы никак не влияет на зарплату. До 1996 года почтовые отделения нередко закрывались в 10 утра; часто можно было видеть и такую картину: сотрудники, собравшись компанией, поедают энчилады, болтают и читают газеты, а посетители, выстроившись в длинную очередь, терпеливо ждут, когда у них примут письма.

По оценке Отдела планирования и программирования ГУПТ общий объем корреспонденции по стране составил в 1997 году 120 миллионов почтовых отправлений. Но вот вам еще одно свидетельство ненадежности официальной статистики: эта цифра в два с лишним раза превышает ту, что привел замминистра Франко: по его словам, за прошлый год ГУПТ обработало примерно 50 миллионов писем. Для сравнения: через французскую и канадскую почтовые службы ежедневно проходит, соответственно, 43 и 60 миллионов почтовых отправлений.

Если пользоваться оценкой Франко, получается, что один сотрудник ГУПТ обрабатывает за день 65 писем. Однако в Главном отделении обработки, где открываются все мешки с корреспонденцией, прибывающие из-за рубежа, десять сотрудников должны ежедневно сортировать по 29 000 писем и бандеролей. Очевидно, что распределение кадров осуществляется неэффективно.

Сортировка во многом производится вручную; это очень медленный процесс. Нынешняя администрация президента Альваро Арсу пытается упростить некоторые процедуры работы с корреспонденцией, чтобы повысить качество услуг. К примеру, теперь в столице введена сортировка по районам. Однако автоматизации — например, машин для сортировки писем и компьютеров — на гватемальской почте как не было, так и нет. С 1993 года ГУПТ не закупило ни одной единицы нового оборудования.

В 1997 году из-за громоздкой и затянутой процедуры выделения государственных ассигнований ГУПТ смогло освоить только 73% средств из своего бюджета — 6,42 миллиона долларов. Однако, по словам замминистра Франко, общие затраты на деятельность Управления за этот период составили до 8 миллионов долларов. При этом совокупный доход службы — от продажи марок и оплаты телеграмм — за прошлый год составил лишь 1,13 миллиона долларов. Как обычно, концы с концами не сводятся — только на зарплату сотрудникам ГУПТ уходит 4,25 миллиона долларов. В результате почти ничего не остается на другие расходы — транспортные, оплату электроэнергии, текущий ремонт зданий, арендную плату, гонорары коммерческим авиакомпаниям и др. Официально дефицит годового бюджета Управления равняется 5,92 миллионам долларов. На деле же, по расчетам Франко, он примерно на 1,58 миллиона больше и достигает 7,5 миллионов долларов.

Тарифы на почтовые услуги не менялись с 1987 года; они во многом субсидируются государством. Если при бюджете в 8 миллионов долларов служба обрабатывает 50 миллионов почтовых отправлений, то на каждое письмо приходится по 16 центов. Однако, как утверждает Франко, затраты на доставку одного письма весом в 20 граммов в пределах страны вдвое превышают эту сумму, составляя 30 центов. При этом тариф на такое письмо равен всего двум центам. За доставку письма в США взимается 15 центов, но на деле она обходится в 50 центов.

По официальным данным, средний срок доставки корреспонденции в пределах столицы составляет 6 дней, если она проходит через Главпочтамт, и 10 дней — если через почтовые отделения; в других городах письма идут до адресата 8 дней. Однако даже сами государственные чиновники признают: порой доставка занимает не один месяц и даже не один год. Хотя Франко с гордостью заявляет, что при нем службе удалось решить проблему просроченной корреспонденции, все, с кем мы беседовали, собирая материалы для статьи, утверждали, что письма по-прежнему приходят с многомесячным опозданием.

Граждане уже смирились с тем, что они получают письма и бандероли в рваных, грязных, намоченных и поврежденных конвертах и упаковке. Довольно часто случается, что корреспонденцию вскрывают, рвут или посылают по неверным адресам. Данные ГУПТ о зарегистрированных жалобах (783 за 1997 год) ни в коей мере не отражают подлинную картину.

Крайняя неэффективность Управления, а также грубейшие нарушения этических норм работы с клиентами оказались в центре внимания еще в конце 1970-х. Это было связано с двумя факторами: массовой эмиграцией гватемальцев в США и другие страны, а также девальвацией национальной валюты — кетцаля.

Внешние факторы, способствовавшие провалу

В начале 1980-х в Гватемале активизировались партизаны-марксисты, вдохновленные победой сандинистов в Никарагуа (1979) и борьбой сальвадорских повстанцев.

Одновременно гватемальская экономика сильно пострадала от общемировой рецессии 1981-1983 годов. Традиционно твердый кетцаль с 1930-х годов был привязан к американскому доллару по курсу 1:1. В конечном итоге правительству пришлось пойти на девальвацию национальной валюты, но оно стремилось сохранить контроль над ее обменным курсом. Частные пункты обмена валют были объявлены вне закона. Они либо закрылись, либо ушли в «подполье». К 1989 году годовая инфляция достигла беспрецедентного для Гватемалы уровня — 60%

Эти проблемы вызвали волну эмиграции; на сегодняшний день в США проживает 1,2 миллиона гватемальцев — более десятой части населения всей страны, составляющего 10 миллионов. Лос-Анджелес, где обосновались 600 000 выходцев из нашей страны, в шутку называют «вторым по величине гватемальским городом». В других регионах США гватемальцы селятся общинами поменьше; зачастую большинство в них составляют люди, жившие на родине в одной деревне или городе.

Массовая эмиграция резко изменила спрос гватемальцев на почтовые услуги. Важное значение для эмигрантов приобрели денежные переводы оставшимся на родине родным. Для многих бедных семей они стали жизненно необходимым подспорьем. ГУПТ, однако, оказалось не на высоте положения. Поначалу гастарбайтеры часто высылали деньги в одном конверте с письмами, и нередко их попросту разворовывали в почтовых отделениях. К тому времени, как на смену наличным пришли переводы, в дело вмешались власти, пытавшиеся не допустить утечку присылаемых долларов на черный рынок. Банк Гватемалы даже создал обменный пункт в помещении Главпочтамта: получателей заставляли вскрывать письма и менять приложенные к ним доллары на месте, по сути, их деньги экспроприировались.

Кроме того ГУПТ систематически нарушало принцип конфиденциальности переписки. Письма перлюстрировались по политическим мотивам. Военные просматривали корреспонденцию в целях борьбы с мятежом, причем эта практика сохранилась и в середине 1990-х, когда причина для нее отпала. Столкнувшись с хищением своей собственности — как прямым, в виде кражи денег из конвертов, так и с косвенным, в форме принудительного обмена, — а также перлюстрацией личной корреспонденции, гватемальцы «повернулись спиной» к ГУПТ и стали прибегать к услугам альтернативных почтовых служб — частных.

Успех частной почты

Граждане не стали мириться с провалом государственной почтовой службы. Они решили изменить ситуацию своими силами:

— На ферме Педро Лукаса, затерявшейся среди гор, нет ни телефона, ни электричества. Когда крестьянин возвращается домой после долгой тряски на автобусе по ухабистым дорогам, он приходит на местную радиостанцию и просит передать семье сообщение: «Встречайте меня у дороги с мулом, чтобы помочь дотащить поклажу». Тем не менее этот человек получает очередной денежный перевод из Лос-Анджелеса через неделю после его отправки.

— Городок Солома, примостившийся у горного перевала, с первого же взгляда производит впечатление процветающего поселения. Почти у всех домов в этой обширной и густонаселенной долине крыши недавно отремонтированы, в окна вставлены стекла; к ним пристраиваются флигеля. Откуда деньги? Их переводят в родную деревню, населенную индейцами майя, эмигранты, живущие и работающие в Индианатауне (штат Флорида).

— Живущий в Калифорнии клиент фирмы Garza Express в отчаянии позвонил в компанию:  одному из его родственников требовалась срочная операция. Владелец фирмы Сезар Гарса сделал для него исключение из существующих на предприятии правил, и распорядился, чтобы гватемальское отделение в срочном порядке одолжило деньги семье клиента, тем самым позволив сэкономить время на их пересылку.

Частные почтовые компании в стране поначалу работали на неформальной основе. Кто-нибудь прилетал из США в Гватемалу с пачками денег, и лично доставлял их адресатам: как правило родным или друзьям. Затем в Соединенных Штатах и Гватемале стали создаваться отделения для сбора переводов и их доставки адресатам, но «курьер» оставался ключевой фигурой в этой системе. Существовали и обратный процесс, важные письма, которые надо было доставить в Америку, люди передавали друзьям или родственникам, которые выезжали в эту страну: оказавшись в США, они либо пересылали их по тамошней почте, либо приносили адресату лично.

Частные пункты обмена валюты поначалу представляли собой лотки, расположенные прямо на улице перед зданием столичного Главпочтамта: менялы энергично конкурировали друг с другом за клиентов, желавших обменять долларовые переводы на кетцали. Именно на этой уличной «бирже» ежедневно формировался курс национальной валюты. Когда один гватемальский экономист позвонил президенту крупного банка, чтобы спросить, каков сегодня курс кетцаля к доллару, тот ответил: «Перезвоните мне попозже. Я послал сотрудника к Главпочтамту, но он пока не вернулся». После ужесточения государственного контроля за валютным курсом и ликвидации импровизированных обменных пунктов эта деятельность слилась с доставкой переводов.

«Мы начали работать в апреле 1987 года, — вспоминает Сезар Гарса, владелец фирмы Garza Express со штаб-квартирой в городе Реталулеу вблизи мексиканской границы. — Тогда единственной подобной службой была Gigante Express, и она настолько плотно контролировала рынок, что жителям восточного побережья Гватемалы приходилось ездить в столицу (а это четыре часа на автобусе), чтобы получить перевод. Поначалу у нас был скромный масштаб, доставляли один-два фунта корреспонденции в день, но к концу года доход фирмы превысил миллион долларов».

Со временем потребности людей в почтовых услугах росли. Гватемальцы, живущие в Соединенных Штатах, хотели посылать родным не только письма и деньги, но и потребительские товары, например кроссовки Nike. В самой Гватемале люди желали приобретать товары по каталогам и в срок получать американскую периодику, на которую они подписались. Наряду с традиционной курьерской доставкой частные почтовые компании предложили клиентам новую услугу — аренду абонентских ящиков в США.

Несостоятельность ГУПТ создала возможность и для возникновения частных курьерских служб внутри гватемальских городов. Основой для них стали курьерские службы корпораций, занимавшиеся срочной доставкой счетов, юридической документов и другой важной корреспонденции.

Структура частных почтовых служб

Сегодня существуют четыре разновидности частных служб доставки почты: 1) местная курьерская служба, 2) доставка корреспонденции в масштабах страны, 3) международная курьерская служба и 4) доставка денежных переводов. Центром социально-экономических исследований (ЦСЭИ) было выявлено 86 фирм, оказывающих как минимум одну из этих услуг; впрочем, причастные к почтовому бизнесу люди считают, что таких компаний действует порядка 250. Примерно четверть из них предлагает услуги из одной и той же категории. Из 86 обследованных нами компаний 48% занимаются внутригородской доставкой почты, 48% — международной курьерской доставкой, 20% — доставкой переводов, и 7% — доставкой в пределах страны. Среди них есть и маленькие семейные предприятия, и международные гиганты вроде DHL, фирмы-однодневки и компании с десятилетней историей.

Некоторые представляют собой вертикально интегрированные структуры, другие — франшизы, третьи — конгломераты из отдельных компаний. Руководители фирм, начинавших с валютного обмена, крайне неразговорчивы, но есть и такие, кто откровенно делится ценной информацией.

По мнению инсайдеров, примерно сотня компаний предоставляет курьерские услуги в масштабе отдельных городов: в совокупности они ежемесячно доставляют до 600 000 писем. Большинство из них забирают корреспонденцию в офисах клиентов, прикрепляют к каждому конверту бирку с рекламой своих услуг, и доставляют с курьером (на машине или мотоцикле) в любой конец города. В основном такие фирмы расположены в столице и ее пригородах. Иногда адресат расписывается в получении письма, в других случаях в качестве доказательства, что послание доставлено, курьер отрывает часть бирки. Практически все счета, приглашения, важные документы рассылаются через эти компании. Даже государство пользуется их услугами для доставки счетов за телефон и воду, повесток в суд, муниципальных налоговых уведомлений и другой корреспонденции, которая не должна затеряться. Адресат как правило получает почту в течение двух-трех дней; если речь идет о крупных партиях корреспонденции, этот срок может увеличиться до 4-5 дней.

Лишь одна из шести выявленных нами фирм, занимающихся доставкой писем и бандеролей в масштабах страны, — Cargo Express — обслуживает все провинции Гватемалы. Остальные действуют в основном в рамках отдельных регионов. King Express, к примеру, превалирует на северо-западе страны, а Garza Express работает в первую очередь в юго-западных провинциях. Некоторые компании предлагают не только доставку почты, но и ее сбор из почтовых ящиков. У других есть пункты хранения корреспонденции до востребования. Чтобы охватить территорию всей страны и особенно отдаленные районы, компании заключают друг с другом соглашения о субподряде. Доставка из одного крупного города в другой обычно занимает не более 24 часов. Если речь идет о почтовых отправлениях в провинцию — особенно далекие деревни — этот процесс может затянуться на неделю, поскольку вся корреспонденция, приходящая в определенный регион, сначала сосредоточивается в одном месте, и лишь затем рассылается адресатам. Впрочем, все фирмы практикуют экспресс-доставку в сельскую местность за дополнительную плату. Тарифы этих компаний намного выше, чем у ГУПТ. К примеру Cargo Expreso взимает за доставку одного послания как минимум 2,5 доллара.

Международные курьерские службы выполняют две функции: традиционную доставку бандеролей и аренду абонентских ящиков в США. От пяти до шести тысяч гватемальцев имеют в Соединенных Штатах абонентские ящики. Их арендуют курьерские компании, и по этим адресам доставляются все письма, журналы и бандероли, адресованные клиенту (для Латинской Америки чаще всего арендуются ящики в Майами). Затем вся поступающая почта ежедневными авиарейсами перевозится в столицу Гватемалы; крупнейшие компании имеют даже собственные самолеты. Всеми таможенными формальностями занимается курьерская фирма. Арендная плата начинается с 31 цента в месяц за каждую унцию почты объемом в пять фунтов, а затем постепенно снижается вплоть до 16 центов за унцию при объеме в 35 фунтов и выше. 70% клиентов доплачивают за доставку корреспонденции на дом. Остальные забирают почту сами в столичном офисе компании.

Почти половина гватемальских арендаторов абонентских ящиков в США — клиенты компании Trans-express. Эта фирма со штаб-квартирой в Майами принадлежит группе латиноамериканцев и обслуживает 96 000 клиентов из всех стран Латинской Америки, имеющих ящики в Майами. Ее рекламные объявления гласят: «Международная служба аренды абонентских ящиков... Вы как будто живете в США». Для тех предметов, которые не поместятся в абонентский ящик — например, холодильников, телевизоров и кухонных плит, — многие компании предоставляют такую услугу, как хранение и доставка грузов.

«Рынок услуг курьерской службы и аренды ящиков очень велик; именно поэтому так много фирм успешно действует в этой сфере многие годы, — отмечает Марио Херес, владелец отделения Trans-express в Новом Орлеане. — В среднем они работают на рынке уже 15-17 лет». В Гватемалу ежедневно доставляется до 200 000 документов и бандеролей из-за рубежа, а оттуда в другие страны корреспонденции отправляется в три раза меньше.

Традиционные курьерские службы получают основной доход от доставки бандеролей. В Латинской Америке этот вид услуг предоставляют преимущественно транснациональные корпорации. По словам Хереса, до 70% объема таких перевозок осуществляет DHL, еще 10% — Federal Express, от 5 до 6% — UPS; остальные фирмы борются за оставшуюся долю рынка. DHL занимает во всех странах Латинской Америки настолько прочные позиции, что планирует создать в Панаме специальную базу для своих самолетов, обслуживающих исключительно этот регион.

Служба международных почтовых переводов

Компании, специализирующиеся на этом бизнесе, занимаются доставкой денежных переводов. В отличие от Western Union и ей подобных, эти фирмы сами не выписывают и не обналичивают чеки; в то же время они разрешают посылать переводы вместе с письмами и кассетами. Аудио- и видеокассеты с личными посланиями распространены у гватемальцев, поскольку среди иммигрантов и их оставшихся дома родных есть немало неграмотных. «American Express или какой-нибудь коммерческий банк могут попытаться с нами конкурировать, но мы не можем уйти с этого рынка, пока в Соединенных Штатах живет столько выходцев из Центральной Америки, — заявляет Сезар Гарса. — Люди хотят отправить родственникам не только перевод, но и теплое письмо».

Все эти компании стараются обходиться без специальных офисов — как в США, так и в Гватемале. Обычно в маленьких городах неофициальной «почтой» служит местная булочная, аптека или парикмахерская. Ни одна из таких фирм не предоставляет услуги «до востребования», но большинство доставляет переводы клиентам. В некоторых случаях адресатам отправляется телеграмма с уведомлением, что они могут забрать предназначенное для них послание в ближайшем отделении фирмы. В столице переводы доходят до адресатов в течение 48 часов (максимум за 4 дня), в других регионах страны — за неделю или десять дней.

По неофициальным оценкам властей, гватемальцы, живущие в США, высылают на родину в общей сложности от 500 до 600 миллионов долларов в год (для Сальвадора этот показатель вдвое выше). Владелец одной из фирм рассказывает, что средняя сумма денежного перевода равна примерно 350 долларам, но разброс здесь составляет от десяти до нескольких тысяч «зеленых». Эти суммы не фигурируют в официальной статистике, поскольку государство не имеет возможности их отследить. Переводы стали одним из главных источников валютных поступлений в Гватемалу. В 1997 году их объем не превысил доходы от вывоза кофе — традиционно являющегося для страны экспортным товаром номер один — лишь потому, что мировые цены на него резко выросли, и поступления увеличились до миллиарда долларов (годом ранее выручка от экспорта кофе составила 472 миллиона долларов). В 1996 году на долю переводов приходилось до 10% от совокупных долларовых доходов страны; они были эквивалентны 25% от суммы экспортных поступлений.

Из 40 компаний, специализирующихся на международных денежных переводах, доминирующие позиции на рынке занимают четыре. По мере того, как эмигранты расселяются по территории Соединенных Штатов, появляются возможности для создания новых фирм, обслуживающих конкретные регионы Америки. По слухам, часть этих служб, занимающаяся еще и обменом валюты, возможно, используется для отмывания денег. Из-за подобных обвинений и кампании Министерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями в Латинской Америке, бизнес, связанный с переводами, окружает завеса секретности — владельцы многих фирм даже отказывались говорить с нами по телефону.

Барьеры на пути конкуренции

У всех частных почтовых служб есть три общие черты. Их тарифы выше, чем у ГУПТ, они конкурируют друг с другом и действуют в условиях правового вакуума, обусловленного государственной монополией на почтовые услуги, закрепленной статьей 41 Указа № 650. Некоторые депутаты гватемальского парламента пытаются внести поправки в этот закон, но пока безуспешно. Предложение, призванное поставить «параллельные почтовые службы» под «контроль» государства чуть было не прошло в 1995 году. На практике же государство молчаливо соглашается с существованием частных служб и не пытается их «прижать». «Этот рынок и дальше будет развиваться свободно, — уверен бывший замминистра Франко. — Мы планируем изменить законодательство позднее — после пересмотра почтовых тарифов». А по мнению владельца одной из фирм, занимающихся международными переводами, «гватемальские законы серьезных препятствий не создают». О статье 41 ему вообще ничего не известно.

Препятствия, однако, создают власти США. В 1989 году американское Управление по борьбе с наркотиками перехватило два грузовика с посылками, которые Garza Express перевозила в Гватемалу через Мексику. «Они открывали коробки, и обнаруживали там мыло, зубную пасту, консервы, кроссовки — такую вот помощь семьям на родине. Слава богу, наши клиенты — бедные люди».

Тем временем Министерство финансов США в целях борьбы с финансовыми преступлениями предлагает внести поправки в Закон о банковской тайне. По новым правилам все фирмы, занимающиеся денежными переводами, должны будут регистрироваться в Минфине, называть оценочную сумму переводов, которые пройдут через них за ближайший год, и предоставлять властям иную необходимую информацию. Эта инициатива, осуществляемая под флагом пресечения деятельности немногочисленных мошенников, может привести к удорожанию услуг по доставке международных переводов и сделать эту сферу менее привлекательной для предпринимателей.

Результаты конкуренции

В целях повышения качества услуг частные гватемальские фирмы используют штрих-коды, отслеживают доставку корреспонденции на компьютерах и применяют другие передовые технологии, о которых ГУПТ может только мечтать. Гарса поясняет: «Мы позволили себе расслабиться, а King Express вложился в оборудование и современные технологии. Поэтому он перехватил почти весь рынок». Технологии способствуют повышению эффективности работы служб, но одновременно и увеличивают их тарифы. Услуги частных фирм порой бывают в семь раз дороже, чем на государственной почте, но тем не менее эти цены, судя по всему, достаточно разумны, чтобы привлекать клиентов. В случае с международными переводами, тарифы за одни и те же услуги на территории США выше, чем в Гватемале. «За счет входящей корреспонденции мы субсидируем обслуживание исходящей, — рассказывает генеральный директор фирмы Intercapitales. — Наши клиенты, живущие в США, обладают большей покупательной способностью». В таблице 1 мы приводим данные о тарифах ГУПТ, двух частных фирм по доставке переводов, одной международной курьерской службы и Почтовой службы США.

Таблица 1. Сравнение тарифов государственных и частных почтовых служб, USD

Тип корреспонденции ГУПТ (почта из Гватемалы в США) King Express (из Гватемалы в США) Intercapitales (из США в Гватемалу) Trans-express (из абонентского ящика в США в Гватемалу) Почтовая служба США (из США в Гватемалу)
Письмо в 1 унцию 0,02 1,31 7 0,31 1
Заказное письмо* 0,15 Нет данных Нет данных Нет данных 6,95**
Аудиокассета - 2,1 9 0,93 2,6
Бандероль в 1,5 фунта - 25,1 - 3,84-7,2 19,4
Денежный перевод Нет данных Нет данных 12-15 (в зависимости от суммы) 12-62 (в зависимости от суммы) Нет данных

 

* В Гватемале заказное письмо регистрируется и отправитель уведомляется о вручении.

** Для сравнения приводится тариф за доставку заказного письма из США в Гватемалу.

Источники: Почтовая служба США, El Periodico, данные, полученные исследователями в личных беседах.

Впрочем, благодаря конкуренции расценки снижаются — несмотря на усилия администрации Арсу по увеличению таможенных сборов (для некоторых видов грузов они увеличились вчетверо). В частности, Гарса, взимавший от 255 до 460 долларов за транспортировку посылки размерами 20 на 30 дюймов из США в Гватемалу, теперь берет за это от 90 до 250 долларов. Однако для сокращения издержек, рассказывает глава компании, «мы отказались от двух маршрутов — одного на юго-восток, а другого — к Эль Прогресо, Сакапе и порту. Они оказались нерентабельными — слишком низкий спрос. Но письма мы доставляем повсюду».

По словам Фернандо Руиса из Cargo Expreso, «у нас есть список „стандартной доставки", включающий все населенные пункты, куда мы доставляем почту регулярно. Срок — 24 часа для бандеролей и два-три дня для писем. Отдаленные деревни мы обслуживаем не ежедневно, а только раз-два в неделю, в зависимости от объема корреспонденции». Марио Херес клянется: «Мы доставим почту даже в самые изолированные районы, если за это заплатят. В таких случаях мы пользуемся услугами Cargo Expreso».

Cargo Expreso — настоящий лидер в сфере инноваций. Эта компания, основанная в 1982 году для оказания услуг по доставке почты и бандеролей до востребования, вскоре расширила как спектр, так и географический охват своей деятельности, выйдя на рынки соседних стран. В октябре 1997 году она открыла полноценную почтовую сеть, начав выпускать собственные марки и обслуживая клиентов как в самой Гватемале, так и за рубежом. Потребители могут купить 1) белую марку за 18 центов для доставки почты в пределах города за 24 часа; 2) синюю за 36 центов для доставки в любую точку страны в течение трех дней; и 3) розовую марку за 89 центов для корреспонденции, отправляемой за рубеж; она пересылается через американскую Почтовую службу и доходит до адресата в течение недели.

Клиенты могут отправить письмо в любом отделении Cargo Expreso в Гватемале, а также в магазинах (чаще всего, торгующих канцтоварами), с которыми фирма заключила контракты. В настоящее время таких точек по всей стране насчитывается две сотни: 120 в столице и 80 в провинции. К концу 1998 года Cargo Expreso планирует открыть 500 «почтовых отделений»: 300 в городе Гватемала и 200 в других районах страны, которые будут обслуживать большинство городов и даже крупных деревень.

В декабре 1997 года, всего через два месяца после создания новой сети, Cargo Expreso доставила 200 000 почтовых отправлений. Крупные корпоративные клиенты вроде Skytel of Guatemala настолько довольны обслуживанием, что поручают этой фирме всю свою корреспонденцию — как внутри страны, так и международную.

Конкуренция со стороны электронных средств связи

Сегодня и ГУПТ, и частным почтовым службам приходится приспосабливаться к реалиям информационной эпохи. Многие фирмы, вузы и отдельные граждане — пока что в основном те, что находятся в столице, — подключаются к интернету. Идет приватизация государственной телефонной компании-монополиста: либерализация телекоммуникационного рынка в буквальном смысле преобразует страну. Частные почтовые компании осознают, что все это сильно изменит их рынок сбыта, но, в отличие от государства, ищут способы извлечь выгоду из внедрения новых технологий. «У Trans-express уже есть свой интернет-сайт, где мы рекламируем наши услуги, — поясняет Херес. — Мы становимся лидерами по использованию электронной почты. Надо двигаться в том же направлении, что и весь мир».

«Люди нам благодарны, — рассказывает Гарса. — эмигранты называют мою частную почтовую службу „гордостью Гватемалы". Эта фирма, носящая мое имя, разрослась потому, что мы оказываем качественные услуги. Мне работа приносит больше радостей, чем неприятностей, — а сколько еще предстоит сделать!»

Канадская почта берет дело в свои руки

Вызов, брошенный частными почтовыми компаниями, вынудил государство наконец приступить к модернизации и «приватизации» ГУПТ. К сожалению, министр связи, транспорта и госпредприятий считает, что Управление невозможно просто продать, поскольку оно входит во Всемирный почтовый союз, созданный в 1984 году на конференции в Берне. В него входят 189 стран, и, согласно уставу Союза, участники должны через государственные структуры предоставлять населению определенные почтовые услуги. Среди этих услуг, которые, по мнению правительства Гватемалы, должно сохранить за собой государство — доставка писем весом до 20 грамм, телеграмм, почты из-за границы, бандеролей и денежных переводов на сумму меньше 1000 долларов. Нечего и говорить, что это весьма спорная точка зрения. «Мы хотели найти способ передать почтовую службу частному иностранному оператору», — рассказывает замминистра Франко. Правительство организовало соответствующий тендер — контракт должен был заключаться на пять лет. 23 компании отказались в нем участвовать, и только шесть проявили интерес. В конечном итоге ценовое предложение выдвинула лишь International Post Service (IPS) — филиал канадской госкорпорации Canada Post. Франко поясняет: ГУПТ — настолько маленькая служба, что европейским почтовым ведомствам она просто неинтересна.

IPS хорошо знакома с латиноамериканским рынком почтовых услуг: она работает в Чили, Боливии, Аргентине и Никарагуа. Рассмотрев предложение, комиссия, созданная гватемальским правительством, решила его принять: контракт был подписан в январе 1998 года. Канадской компании дали полгода на анализ состояния ГУПТ; остальные четыре с половиной года она должна будет заниматься оказанием почтовых услуг. Несомненно, когда IPS рассчитает реальный объем затрат, почтовые тарифы будут повышены. В административном плане у компании будет полная свобода рук. Она может нанимать и увольнять персонал, арендовать помещения и самостоятельно принимать управленческие решения в обмен на предоставление пяти видов почтовых услуг. Однако IPS не станет владельцем ГУПТ, и в конечном итоге почтовая служба останется в ведении государства. Как это ни парадоксально, в контракте прописано, что гватемальское правительство будет требовать от канадской фирмы соблюдения стандартов Всемирного почтового союза в плане эффективности.

Уроки для других стран

Гватемальский опыт существования частных почтовых служб может дать ряд полезных уроков:

1.     Частные почтовые службы в Гватемале доставляют почту быстрее, чем ГУПТ. У государственного монополиста порой уходит не один месяц, чтобы передать адресату самое обычное письмо. В то же время фирмы, действующие в условиях конкуренции, предлагают клиентам широкий набор услуг, включая доставку в течение суток или 36 часов, и у потребителей есть возможность выбирать из большого количества компаний.

2.     Хотя расценки частных фирм намного выше, чем у ГУПТ, их услугами пользуется практически все население Гватемалы — крестьяне и горожане, богатые и бедные, даже само государство. Тарифы ГУПТ в значительной мере субсидируются, и они не покрывают даже затрат на почтовые услуги; частные же фирмы должны получать прибыль. Кроме того, после образования этих компаний в конце 1970-х годов активная конкуренция между ними привела к снижению цен.

3.     Частные почтовые компании в Гватемале обслуживают даже самые отдаленные деревни, наглядно опровергая аргумент о том, что только государство в состоянии обеспечить почтовые услуги для всего населения. Вместо того чтобы пытаться по отдельности охватить всю территорию страны, они пользуются инфраструктурой друг друга, гарантируя доставку почты в приемлемые сроки. Это позволяет им работать эффективнее и снижать тарифы. Естественно, подобное сотрудничество налажено на добровольной основе, без каких-либо предписаний государства.

4.     Мысля на перспективу, частные почтовые службы Гватемалы активно используют современные технологии. Чтобы улучшить результаты работы, они следят за меняющимися потребностями клиентов. Для большинства этих фирм характерны динамизм, гибкость, надежность и конкурентоспособность — что лишь усиливает контраст с неэффективной работой ГУПТ.

5.     Отчасти именно успех и активное развитие частных почтовых служб в Гватемале побудили правительство передать административный контроль над ГУПТ в субподряд IPS. Это несомненно улучшит работу государственной почты.

Опыт, накопленный Гватемалой за последние 20 лет, может послужить образцом для других государств. В этой небольшой стране конкурентный сектор почтовых услуг возник в период жестоких экономических и политических потрясений. И он не только сохранился, но и бурно развивается на благо всех гватемальцев. Деятельность частных почтовых компаний способствовала росту жизненного уровня многих гватемальских семей. Предприниматели, выбравшие эту «нишу», и сегодня позитивно оценивают перспективы своего бизнеса в условиях формирования системы мгновенной связи в мировом масштабе. Если такое могло произойти в развивающейся центральноамериканской стране, можно представить себе, каковы были бы результаты приватизации почтовых услуг в Соединенных Штатах.

Автор выражает благодарность Лиссе Ханкель (Lissa Hanckel) и Хорхе Якобсу (Jorge Jacobs) за помощь в сборе материала и редактировании статьи.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.