28 марта 2024, четверг, 21:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 апреля 2011, 16:26

Свидетельства об аде

20 апреля в РГГУ прошла презентация двух книг, посвященных истории Холокоста: это сборник работ Павла Поляна «Между Аушвицем и Бабьим Яром» (РОССПЭН, 2010) и книга «В сердцевине ада» (ГАММА-ПРЕСС, 2011) — дневник Залмана Градовского, узника Освенцима, который был членом «зондеркоманды».

В книге Павла Поляна более 30 глав. Это анализ документов, статистических данных, рассказ об отношении к происходящему свидетелей и участников событий в различных странах. Отдельный раздел посвящён так называемым отрицателям Холокоста. События предстают перед читателем в хронологической последовательности.

Автор книги «В сердцевине ада» Залман Градовский до войны был начинающим писателем, сохранились даже сведения о его публикациях. Самих публикаций, правда, исследователям найти не удалось. Его записки, написанные на идише, были найдены в пепле возле одного из крематориев Освенцима. Погиб Градовский во время восстания 1944 года, одним из организаторов которого являлся.

«Занимаясь вопросом военнопленных, я наткнулся на небольшой, но очень значимый, как оказалось, контингент военнопленных-евреев, и нашёл этот потрясающий, замечательный документ, — дневник Залмана Градовского», — рассказывает Павел Полян.

Имя Градовского стало легендарным совсем недавно. Даже специалисты по истории Холокоста далеко не всегда знали о существовании его воспоминаний. Первой книгой о Холокосте на русском языке должна была стать «Чёрная книга» под редакцией Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга, которая должна была увидеть свет ещё в конце сороковых годов, но издание было запрещено. В итоге она была издана лишь в 1980 году в Иерусалиме.

«До середины 80-х в СССР вообще ничего не выходило на эту тему, — говорит Павел Полян — за это время накопилось колоссальное отставание в уровне изученности, опубликованности, пережитости событий Холокоста, если сравнивать нас с английским, немецким или французским языковым пространством. Но имя Залмана Градовского вы не найдёте ни в Яд Вашеме (мемориале памяти жертв Холокоста в Израиле), ни в музее Холокоста в Вашингтоне, ни в других известных музеях».

Исследователь считает, что это связано, в том числе, и с тем, что члены зондеркоманд (те, кого фашисты заставляли обслуживать свой конвейер смерти на правах рабов, а затем уничтожали как свидетелей) нередко рассматривались как коллаборационисты или даже пособники фашистов, но они при этом могли совершать героические поступки.

«То, что собрано в этой книге, состоит из трёх частей. Две из них — дневник, озаглавленный «Дорога в ад», который написан хронологически раньше всего, и «Письмо к потомкам», написанное накануне восстания, хранятся в Санкт–Петербурге, в архиве Военно-медицинского музея, — говорит Александра Полян, переводчик записок Градовского, — эти документы были найдены в пепле запечатанными в небольшую фляжку. Третий отрывок находится в Израиле. Его история удивительна».

Третья часть дневника под авторским заголовком «Посреди преисподней» была найдена в запечатанной свинцовой банке так называемыми «чёрными археологами» почти сразу после освобождения Освенцима и передана Хаиму Волнерману — бывшему узнику лагеря, который занимался сбором предметов, связанных с еврейской культурой. До конца 90–х годов эта рукопись хранилась в Израиле, а затем была утрачена. На сегодняшний день сохранились лишь фотокопии. «Местами рукопись приходилось не просто читать и переводить, а ещё и восстанавливать, — рассказывает Александра Полян.

Данное издание — первый в истории полный и точный перевод записок Градовского. Сразу после того, как текст был найден, его перевели на польский язык, но с цензурными сокращениями. В перевод не вошли те места, где автор плохо отзывался о поляках. Последующие переводы на французский, немецкий, иврит и другие языки делались с польского текста - и соответственно, были неполными.

«Иди и смотри, как культурный народ по какому–то дьявольскому закону, <родившемуся> в голове самого главного негодяя, превратился в массу подлейших преступников и садистов, которых не видывал свет до сих пор. <…>Приходи, встань, не жди, пока потоп минует, тьма рассеется и солнце засияет, — иначе ты застынешь в изумлении, не веря своим глазам. Кто знает, не исчезнут ли вместе с потопом и те, кто мог бы быть живыми его свидетелями и мог бы рассказать тебе правду?» — пишет Залман Градовский.

О том, готовы ли люди, особенно - молодые, воспринимать ту самую правду — страшные факты истории, рассказывает Кирилл Феферман, начальник департамента исследований и образования Российского научно-просветительского центра «Холокост».

«Есть, конечно, учёные-подвижники, отдельные организации, но в целом мне кажется, что это глас вопиющего в пустыне. Тема Холокоста теснейшим образом связана с российской историей, историей русского народа и его выживания в период Великой Отечественной войны. И те люди из числа неевреев, которые отмахиваются от этой темы, считая её чисто еврейской, не понимают, что в ту же самую войну славянское население понесло, по вине тех же фашистов, колоссальные жертвы, и это связывает тему Холокоста и страданий русского народа в Великой Отечественной войне. Отмахиваясь от истории Холокоста, они тем самым отмахиваются от собственной истории. Я уж и не говорю, что в то время было огромное количество смешанных семей… Другое дело, что, может быть, литература с неприкрытыми фактами очень тяжела для психики, и людям, которые только начинают интересоваться этой темой, я посоветовал бы более лёгкую литературу описательного характера, потому что для изучения документов нужны очень крепкие нервы, и я не уверен, что они есть у современной молодёжи».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.