29 марта 2024, пятница, 16:26
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 марта 2011, 18:31

Состоялась ли сексуальная революция в России?

Пару лет назад в составе группы коллег, молодых писательниц, я проходила стажировку по программе «Открытый мир» в университете Оксфорда, на американском Юге, в городке, увековеченном Фолкнером под именем Йокнапатофа. Однажды мы заспорили с профессором русской литературы о силе общественных движений в Америке и России в шестидесятые. Профессор, женатый на русской женщине и несколько лет проживший в России, утверждал, что диссидентство и вообще протестные движения на нашей Родине были развиты слабо и не оказывали влияния на общие умонастроения. А Окуджава? А Горбаневская и Делоне? А Театр на Таганке? А Высоцкий? А Новочеркасск? – спрашивали мы. Профессор отвечал: у вас не было массовых, всенародных движений протеста, как было у нас – против расовой сегрегации и против войны во Вьетнаме. В доказательство он повез нас в Музей гражданских прав в Мемфисе. Это гостиница, на балконе которой застрелили Мартина Лютера Кинга, превращенная в музей современной истории. Главное впечатление на нас произвели даже не комнаты, где провел последний день Кинг, а значительное количество кинохроники, запечатлевшей огромные массы людей. На старой пленке хорошо видно, как белые вместе с черными на Юге демонстративно входили в кафе «только для белых», где их обливали кипятком, они становились локоть к локтю в цепи в белых кварталах против Ку-Клукс-Клана, а на Севере шли на многотысячные демонстрации, где их била полиция. Толпа демонстрантов против сегрегации, потоком шедшая от Капитолийского холма, произвела на меня неизгладимое впечатление. Такое в СССР было возможно разве что на 1 мая и 7 ноября. Если судить по хронике 68 года в Париже, и студенческие демонстрации, и марши старшего поколения в поддержку де Голля были по-настоящему массовыми. Такого количества людей на улицах Советский Союз не знал до Прибалтики и Тбилиси, а потом случился август 91-го, и тут советские люди вышли на улицы, и ходили по ним до начала двухтысячных.

Революция, если это действительно революция, а не дворцовый переворот, делается в интересах угнетенных масс. Если провести проекцию массовости западных общественных движений в область сексуальных свобод, можно догадаться, что сексуальная революция, начавшаяся в Европе и Америке после Второй мировой войны и достигшая пика в 60-е, освободила большинство. Разница во взглядах на любовь, секс, принципы формирования семейных союзов у 60-летних и 16-летних жителей Великобритании обоих полов не будет очень велика, скорее, они поспорят о политике. Контрацепция и возможность планирования деторождения, равноправие полов не только в политической и социальной, но и в эмоциональной и сексуальной сферах, феминизм, гражданские браки, легитимация гомосексуализма и гомосексуальных браков – это одна сторона сексуальной либерализации. Развитие порноиндустрии и секс-индустрии, в том числе в самых извращенных жанрах – другая. Для стран третьего мира сексуальная революция порой оборачивается убийствами активисток женских движений и сексуально-экономической торговлей с западными секс-туристами. Какое место занимает Россия, претендующая на статус великой державы, на карте мировой сексуальной либерализации?

Информационная революция

Информационная революция удалась вполне. «Маленькая Вера» и «Интердевочка» навсегда лишили соотечественников представлений о табу на российском киноэкране. Одновременно – и главным образом – эти табу разрушались в видеосалонах и дома, когда на первых видеомагнитофонах (сейчас даже страшно вспомнить эти агрегаты) коллективно просматривались «Эммануэль», «Греческая смоковница» и «Девять с половиной недель» наряду с «Рэмбо» и фильмами ужасов. Интеллигенция интересовалась «Ночным портье» и Пазолини. Хорошим тоном считалось принимать гостей под саундтрек к спектаклю Романа Виктюка «Служанки». На рубеже 90-х издали «Лолиту», начали печатать Фрейда и «Камасутру». Появились журнальные (не самиздат) публикации – манифесты революционных вождей, касавшиеся сексуальной жизни пролетариата: оказывается, после революции 1917 года у нас была попытка сексуальной революции и одновременно ее политической регламентации. Желтая пресса, возникшая на волне свободы печати и являющаяся неотъемлемым признаком этой свободы (нравится это моралистам или нет), занялась личной жизнью киноактеров и звезд эстрады, а те, в свою очередь, стали появляться обнаженными на обложках иностранных журналов и местных еженедельников. Один из выдающихся снимков девяностых демонстрирует актрису Елену Кореневу, это обложка СПИД-ИНФО, где звезда фильмов Андрона Кончаловского, отнюдь не девочка, без стеснения показывается обнаженной, со старинным бокалом руке: выдержанное вино лучше молодого. Наряды поп-звезд, как и тексты их песен, все откровеннее, лучший поп-проект местной сцены (если точнее, украинской) «ВиаГра» честно взывает к эротическим фантазиям мужчин. Борис Моисеев сотоварищи воплощает на эстраде образ эмансипированного гея-художника. Отменена уголовная статья за мужеложство. В двухтысячные российские секс-меньшинства начинают борьбу (пока безуспешную) за гей-парады в Москве, и это становится предметом обсуждения в медиа. Конкурсы красоты и списки «секс-символов страны» в глянце и желтой прессе – обычное дело. Знаки времени - наивные эротические шоу на бандитских вечеринках девяностых, ирония по поводу советского секса в перформенсах современных художников того же времени и академические (они же иронические) выставки советского белья в двухтысячные, нарушения эротических и религиозных табу в мире contemporaty art (странно, что только религиозная рефлексия привлекает внимание православных ортодоксов, затеявших судебные разбирательства против выставок «Осторожно, религия» и «Запретное искусство»). Сокращение трансляции эротической «школы жизни», шоу «Дом-2», - тенденция укрепляющегося общественного неоконсерватизма второй половины двухтысячных, и это тенденция сексуальной контрреволюции.

Интернет и порноидустрия русского видео с дешевизной рынка дадут фору рынку европейскому. Кино без эротики стало нонсенсом, как в советские времена – кино с эротическими намеками (эпизод из советского сериала по роману Георгия Маркова, где жена врага советской власти по его приказу раздевается до белья, считался эротическим). Вспомним и эпизод из «Бриллиантовой руки», где Светлана Светличная прикрывает грудь под возмущенным взглядом Нонны Мордюковой, и обнаженную до пояса Светлану Тому в романтической ленте Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо».

Практически запрещенными для обсуждения в открытом информационном пространстве являются педофилия (я помню единственную аналитическую публикацию в 1999 году в журнале «На посту») и БДСМ (несмотря на распространение практики в больших городах, в том числе среди офисных менеджеров среднего звена). Эти темы вызывают общественную агрессию, они обсуждаются в основном на западном материале и в пенитенциарном ключе.

Общество и медицина

Революция в медико-социальной сфере может считаться довольно успешной, но есть и местные особенности, здесь мы неизбежно переходим к разговору о социальной стратификации и разном понимании сексуальной морали и поведения в этих стратах. Средства контрацепции доступны (однако не все население понимает необходимость их использования, мужчины из малообразованных слоев населения продолжают отдавать вопросы контрацепции в ведение женщин, говоря точнее, полагают, что это не их проблемы; к тому же, гормональная контрацепция для малоимущих остается довольно дорогим предприятием). Женщины этих слоев, как и в советские времена, предпочитают подчиняться мужчинам как в бытовых, так и в сексуальных вопросах, а потом принимать решения за счет своего здоровья (по сообщениям специалистов). В школах после общественной дискуссии начинаются (в основном по инициативе на местах) уроки сексуального воспитания. Победит ли сейчас точка зрения православной церкви о недопустимости сексуального образования в средней школе (инициатива Патриарха Кирилла) – это вопрос идеологический, как и вообще влияние церкви на поведение граждан, в том числе сексуальное. Возможность выбора гинеколога и уролога, анонимное лечение и анонимное прерывание беременности на ранних сроках прекращают унижения советского времени, но это привилегия образованных и обеспеченных. Любопытно, возможна ли сейчас история двадцатипятилетней давности: моя знакомая девушка, студентка выпускного курса медицинского вуза, решила расстаться с девственностью хирургическим путем, поскольку строение ее девственной плевы не позволяло ей начать полноценную половую жизнь после двух попыток. Ей было отказано под предлогом того, что она пытается начать половую жизнь вне брака. Ее третий партнер, по ее словам, разрешил эту проблему, но впоследствии не обошлось без приступов вагинизма и фригидности. Эндокринолог из районной поликлиники, с которой мне пришлось беседовать несколько лет назад, была уверена, что гормональные сбои у женщин после 30, в том числе проблемы щитовидной железы, связаны не столько с ухудшившейся экологией, сколько с сексуальной революцией девяностых, она употребила именно этот термин, имея в виду разводы на социальной почве и частую смену половых партнеров, что для русской (читай: советской) женщины с ее родительской ориентацией на патриархальный брак является психологической травмой. Не знаю, призывала ли она своих пациенток придерживаться патриархальной морали, или посещать психотерапевтов, я отказалась от ее услуг после этого визита.

Интересно было бы посмотреть статистику вензаболеваний за эти годы в разных социальных стратах: с одной стороны, наши люди образовываются и хотят жить по буржуазным стандартам, с другой – растущее количество люмпенизированного населения не оставляет иллюзий.

Социальное пространство

Еще в восьмидесятые, да и в девяностые годы поход одинокой девушки в кафе или (не дай Бог) в ресторан считался делом вполне рискованным, исключения составляли страны Советской Прибалтики, где девичья компания и даже одинокая девушка не всегда становились жертвой пристального мужского внимания. Знакомились в основном в школе, в институте, на работе, на специально устраиваемых межвузовских вечерах, мальчики ходили знакомиться в дружественные общежития, там же, в общежитиях, осуществлялись сексуальные контакты, но нередки были и рейды дружинников с дальнейшими разборами на комсомольских собраниях (но это единичные сюжеты: надо было, чтобы пара или один из пары систематически нарушали комсомольскую дисциплину). Прибежищами парочек становились квартиры в отсутствие родителей или – в теплое время года – лесопарки и подъезды. Экзотическим признавался секс на кладбище, но это уже скорее фольклор. Рестораны считались местом разврата, съема, намерения девушек – очевидными. Еще в 92 году моя молодая приятельница с подругой были избиты в баре охранником за нежелание продолжать вечер в его обществе. Журналисты, которым они рассказали эту историю, опубликовали заметки в осуждающем ключе: ну какая же нормальная девушка пойдет в бар без мужчины? Настроения в русских заведениях в крупных городах изменились, в двухтысячные годы открылось вполне достаточно демократичных заведений на любой социально-эротический вкус: в «Пропаганде» можно танцевать, а можно приобрести партнера на ночь, в «Проекте ОГИ» или «Маяке» можно говорить до утра за водкой и расстаться друзьями на всю жизнь. Или – из всех перечисленных заведений вернуться домой одиноким, гордым и счастливым, это ведь тоже форма сексуального поведения и сексуальной свободы. И в Vogue-кафе, и в заведении Казанского вокзала блондинка может встретить свою судьбу в лице восточного мини-олигарха или заезжего торговца неместной национальности (и это несмотря на старания московских властей посеять ненависть к «понаехавшим»). Москва становится международным Вавилоном, и ее сексуальный рисунок все больше интернационализируется, несмотря на усилия ксенофобов всех мастей. Не говорю о клубах и вечеринках экспатов, смущает только, что они приглашают девушек только до 36 лет, а мужчин – до 60-ти. Это уже попахивает возрастной сегрегацией, а ведь русские благодаря просветительской деятельности эстрадных поп-див осознали, что неравный брак – это не картина Пукирева, он вполне возможен и без экономических причин, просто по любви и согласию. Впрочем, обеспеченные русские могут это понять, выезжая на заграничные курорты: там пары, где женщина старше мужчины лет на 10, встречаются одна на три, при этом дамы даже не стремятся скрывать свой возраст, и это последствия западной сексуальной революции.

Первые наивные заведения стриптиза девяностых в двухтысячные сменяются некоторым лоском. Открываются стриптиз-клубы не только для мужчин, но и для дам, без возрастных ограничений (правда, это касается только столиц), гомосексуальные клубы (правда, столичный префект закрыл один из них на момент написания этой статьи якобы по жалобам соседей). Одновременно глянцевые журналы публикуют откровения «рублевских жен», посетительниц московского стриптиз-клуба «Красная Шапочка», которые признаются в экономической и эмоциональной зависимости от мужей и попытке отвлечься, а то и найти эмоциональную отдушину в клубе за деньги.

О проституции и местах ее распространения в заведениях и общественных пространствах я знаю немного, наблюдала только две закрытые пару лет назад уличные точки в переходе у метро «Динамо» и в Старопименовском переулке (там снимали фильм «Точка», исполнительницами были, в том числе, профессионалки). По сообщениям информированных товарищей, элитные проститутки в Москве сократились до минимума, престиж профессии упал: если в начале девяностых это были образованные девушки, мечтающие выйти замуж за богатого клиента, то теперь это провинциалки и девушки с рабочих окраин. Зато современная мужская проституция, по словам знающих людей, напоминает сегодня по структуре женскую 90-х.

Антропология отношений

Здесь мы неизбежно переходим к психологии сексуальных отношений и их антропологии. Да, общество стало терпимее к гражданским бракам и связям вне брака: мужчине уже не сломают карьеру из-за любовницы, на разведенную или одинокую женщину уже не так косо смотрят соседи, об одиноком мужчине в большом городе не скажут: наверное, педик, теперь некоторые знают слово «метросексуал» (но молодые гомосексуалисты стремятся в большие города: свободы, в том числе и сексуальной, там все-таки больше). Для молодой (в том числе, гомосексуальной) пары нет препятствий снять квартиру, были бы деньги. На молодежь в джинсах с открытой попой строго посмотрят разве что в провинции (хотя в глубине души и в больших городах многие старшие, вполне либералы, пугаются, но это скорее вопрос эстетики). Люди быстрее вступают в сексуальные связи и легче расходятся. Одновременно общество - как патриархальное и резко вступившее в дикий капитализм - легитимирует биологические и социальные инстинкты, например, связи пожилого богатого и молоденькой красивой (молодого красивого; гомосексуальные пары легитимированы в основном в артистической среде). Общественные и личные предрассудки не позволяют людям открыто обсуждать сексуальные проблемы, не только физиологические, но психологические. Женщина по-прежнему слуга мужчины, молодой - слуга старого, и здесь я нисколько не склонна обвинять мужчин и старших, это многовековой общественный договор, когда обеим сторонам положение вещей удобно: мужчина (старший в гомосексуальной паре) зарабатывает деньги и берет на себя социальную ответственность, женщина (младший) видимо подчиняется, требует подарков за свои сексуальные услуги и лишается чувства тревоги, которое связано со свободой выбора. Женщины жалуются на безразличие мужчин, мужчины – на меркантильные интересы женщин. Новый капитализм принес в отношения деловитость, поверхностность, эротическую и экономическую выгоду (договор последнего типа существовал и в советское время, только озвучивать его было несколько неловко). Гомосексуальные пары и одиночки страдают примерно по тем же причинам.

У гомосексуалов, кроме вышеперечисленного, нет модели отношений, социальной традиции опыта передачи жизни в паре, и они либо воспроизводят традиционные патриархальные связи, либо основывают союзы на профессиональном и деловом партнерстве. Выход людей из одной несвободы заставляет их искать другую. Все печалятся от отсутствия любви и наличия не очень хорошего секса, от одиночества или невозможности частного пространства в браке.

В голове сорокалетних каша: любовь и секс путаются местами. В голове шестидесятилетних – патриархальная модель. Появились новые консерваторы в поколении двадцатилетних: удачный (в том числе в экономическом и социальном плане) брак признается абсолютной ценностью, стоящей выше сексуальной, социальной и личной свободы. Вывод автора: в России слишком много географических и экономических зон с их разнообразным укладом, чтобы считать, что сексуальная революция, как и социальная, может завершиться здесь в полтора десятилетия. Как пели в одной советской песне, «есть у революции начало, нет у революции конца». Это была шутка местных поклонников доктора Фрейда.

Для написания этого текста я провела несколько интервью среди своих знакомых разного возраста, семейного положения, сексуальной ориентации, социального статуса. Все эти люди с высшим образованием считают, хотя и с оговорками, что сексуальная революция в России после 1991 года произошла. Только один человек уверен, что никакой сексуальной революции не случилось.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.